Таиров Александр ЯковлевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А. Я. Таиров. Таиров Александр Яковлевич [24.6(6.7).1885, Ромны, — 25.9.1950, Москва], советский режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Творческую деятельность начал в 1905 как актёр, с 1908 — режиссёр. В 1913 поставил в Свободном театре «Жёлтую кофту» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера на музыку Дохнаньи. В 1914 вместе с А. Г. Коонен и группой молодых актёров основал Камерный театр, который возглавлял до конца жизни. Первые спектакли этого театра — «Сакунтала» Калидасы (1914), «Фамира Кифаред» Анненского (1916) и др. обнаружили склонность Таиров Александр Яковлевич к изысканно красивым сценическим формам, к прославлению чистых и могучих страстей легендарных героев. После Октябрьской революции 1917 Таиров Александр Яковлевич и ведущие актёры его театра, главным образом Коонен, доказали способность выражать созвучные революции темы величия свободной личности. «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1919), «Федра» Расина (1922), ряд пьес О'Нила знаменовали переход режиссёра к реализму. Большое значение имели творческие поиски Таиров Александр Яковлевич в области музыкального спектакля («Жирофле-Жирофля» Лекока, 1922; «Опера нищих» Брехта — Вейля, 1930, и др.). Вершиной творческой деятельности Таиров Александр Яковлевич стал спектакль «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1933) с Коонен в роли Комиссара. Среди лучших спектаклей также «Мадам Бовари» по Флоберу (1940), «Старик» Горького (1946). Сцена из спектакля «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве. 1919. Режиссёр А. Я. Таиров.
Соч.: Записки режиссёра, статьи, беседы, речи, письма, М., 1970.
Лит.: Марков П., О театре, т. 1—2 М., 1974; Державин К.. Книга о Камерном театре, Л., 1934; Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, М., 1970. К. Л. Рудницкий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|