Фёдоров Николай ФедоровичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Фёдоров Николай Федорович [1828–15(28).12.1906, Москва], русский мыслитель-утопист, представитель русского космизма. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Учился в Ришельёвском лицее в Одессе. В 1854–68 учительствовал в в уездных городах. В 1874–98 библиотекарь Румянцевского музея. Внёс большой вклад в развитие русского книговедения. Вёл аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книги, и поэтому ничего не опубликовал. Избранные отрывки и статьи Фёдоров Николай Федорович под названием «Философия общего дела» (т. 1, Верный, 1906; т. 2, М., 1913) были изданы его учениками. Усматривая основное зло для человека и смерти, порабощённости его слепой силой природы, Фёдоров Николай Федорович выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции – воскрешение предков («отцов»); путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Фёдоров Николай Федорович как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой «вражды» – разрыва между мыслью и делом, «учёными» и «неучёными», богатством и бедностью, городом и деревней. Утверждая культ предков как основу истинной религии, Фёдоров Николай Федорович разошёлся с традиционным христианством. Христианскую идею личного спасения Фёдоров Николай Федорович считал противоположной делу всеобщего спасения и потому безнравственной. Социальная утопия Фёдоров Николай Федорович консервативна: она покоится на идеализации патриархально-родственных отношений, противопоставляемых «неродственному» («небратскому») состоянию цивилизации. Философские идеи Фёдоров Николай Федорович вызывали большой интерес у Фёдоров Николай Федорович М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева; с ними связаны научно-философские идеи К. Э. Циолковского. Фёдоров Николай Федорович оказал влияние на литературное творчество А. П. Платонова и Н. А. Заболоцкого.
Соч.: «Фауст» Гёте и народная легенда о Фаусте, в кн.: Контекст. 1975, М., 1977.
Лит.: Кожевников В. А., Н. Фёдоров Николай Федорович Федоров, ч. 1, М., 1908; Петерсон Н. П., Н. Фёдоров Николай Федорович Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л. Н. Толстого о «непротивлении» и другим идеям нашего времени, Верный, 1912: Флоровский Г., Пути русского богословия, Париж, 1937; Горький А. М., Еще о механических гражданах, Собр. соч., т. 24, М., 1953; Голованов Л. В., К вопросу об идейных влияниях на К. Э. Циолковского, в кн.: Труды 3-х чтений К. Э. Циолковского..., в. 4, М-, 1969: Львов В., Загадочный старик, Л., 1977; Семенова С. Г., Н. Фёдоров Николай Федорович Федоров (жизнь и учение), альманах «Прометей», 1977, т. 11.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|