Фрейдизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФРА
ФРГ
ФРЕ
ФРЁ
ФРИ
ФРО
ФРУ
ФРЫ
ФРЮ
ФРЯ

Фрейдизм, общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейдизм придаёт универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.

  Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признаётся энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению, в школе аналитической психологии К. Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы, а для О. Ранка (Австрия) вся человеческая деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной «травмы рождения». Широкое распространение Фрейдизм началось после 1-й мировой войны 1914—18 и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, такие кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления Фрейдизм стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. Выделилось биологизаторское течение, клонящееся в сторону позитивизма и бихевиоризма и особенно влиятельное в США; оно оказало значительное воздействие на развитие психосоматической медицины (психосоматика); к этому же направлению примыкают и опыты сближения Фрейдизм с рефлексологией, кибернетикой и т.д. Получил распространение т. н. социальный фрейдизм; в своей традиционной форме он рассматривает культурные, социальные и политические явления как результат сублимации психосексуальной энергии, трансформации первичных бессознательных процессов, играющих во Фрейдизм роль базиса по отношению к социальной и культурной сфере. В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм, который стремится превратить Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда; наибольшее распространение он получил в США после 2-й мировой войны 1939—1945 (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан). С конца 40-х гг. 20 в. под воздействием экзистенциализма возникли т. н. экзистенциальный анализ (Л. Бинсвангер, Швейцария) и медицинская антропология (В. Вайцзеккер, ФРГ). Характерны попытки использования Фрейдизм со стороны протестантских (Р. Нибур, П. Тиллих) и отчасти — католических теологов (И. Карузо в Австрии, т. н. левые католики и др.). Специфическое преломление Фрейдизм получил в 1960-х гг. в идеологии движения «новых левых» (Г. Маркузе, «Эрос и цивилизация», 1955, и др.) через посредство ученика Фрейда В. Райха, идеолога т. н. сексуальной революции. Влияние Фрейдизм особенно проявилось в социальной психологии, этнографии (американская культур-антропология, тесно связанная с неофрейдизмом), литературоведении, литературной и художественной критике (см., например, Ритуально-мифологическая школа) и др. Наряду с этим воздействие Фрейдизм сказалось в теории и практике различных модернистских художественных течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через привлечение бессознательного, и т.д.).

 

  Лит.: Волошинов В. Н., Фрейдизм, М. — Л., 1927; Бассин Фрейдизм П., Фрейдизм в свете современных научных дискуссий, «Вопросы психологии», 1958, № 5, 6; Freud and the 20 century, Cleveland, 1963; Brown J. A. C., Freud and postfreudians, Harmondsworth, 1967.

  См. также лит. при статьях Фрейд, Психоанализ, Неофрейдизм.

  Д. Н. Ляликов.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Додома (Dodoma), город в Танзании, административный центр провинции .
Кабве (Kabwe; до 1965 — Брокен-Хилл), город в Замбии.
Кормовой баланс, сопоставление потребности в кормах с их наличием.
Ляоюань, Сиань, город в Китае, в провинции Гирин (Цзилинь), на реке Дунляохэ (бассейн Ляохэ), близ водохранилища Эрлун-шань.
Навля, посёлок городского типа, центр Навлинского района Брянской области РСФСР.
Пароводяная смесь, смесь пара и воды, образующаяся при пузырчатом кипении воды в паровых котлах (кипятильных трубах или топочных экранах), а также в испарителях и др.
Пьячентини Марчелло Пьячентини (Piacentini) Марчелло (8.12.1881, Рим, — 19.
Сиена (Siena), город в Центральной Италии, в области Тоскана, административный центр провинции .
Телеграфное реле, чувствительное электромеханическое устройство, применяемое для усиления, разделения и преобразования телеграфных сигналов постоянного и переменного тока.
Формы заработной платы, см. в ст. Заработная плата.
Шривиджайя, Сривиджайя, индонезийское государство, возникшее около середины 7 в.
Анаглифов цветных метод (от греч. anáglyphos — рельефный), метод получения стереоскопического (объёмного) изображения с помощью двух исходных черно-белых изображений одного и того же объекта, окрашиваемых в различные цвета или проецируемых на экран через соответствующие светофильтры.