Цирк (вид искусства)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЦА ЦВ ЦД ЦЕ ЦЁ ЦЗ ЦИ ЦК ЦМ ЦН ЦО ЦР ЦС ЦУ ЦХ ЦЫ ЦЭ ЦЮ ЦЯ
ЦИА
ЦИБ
ЦИВ
ЦИГ
ЦИЗ
ЦИК
ЦИЛ
ЦИМ
ЦИН
ЦИО
ЦИП
ЦИР
ЦИС
ЦИТ
ЦИФ
ЦИХ
ЦИЦ

Цирк. Как вид искусства Цирк (вид искусства) сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений — преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе Цирк (вид искусства) всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство — трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков с приёмами актёрской игры создаёт номер. Цирковое представление состоит из номеров — отдельных законченных выступлений одного или группы артистов. Каждый номер, как правило, отличается необычностью поведения человека и животного: артисты ходят и танцуют на проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади исполняют вальс. Музыкальные эксцентрики играют на скрипке, держа её за спиной, на балалайке, используя скрипичный смычок, на метле, пиле, дровах и др. Цирковой артист в своём жанре создаёт определённый образ; в этом ему помогают костюм, музыка, свет, специальная аппаратура, режиссёрская организация номера. В тематических сюжетных представлениях также используются трюки, при их помощи строится и развивается сюжет.

Цирк. Выступления советских артистов. Баланс на ножной лестнице эквилибристов под руководством Е. Т. Милаева. Цирк (вид искусства).

Цирк. Выступления советских артистов. Баланс на ножной лестнице эквилибристов под руководством Е. Т. Милаева.

  Истоки возникновения Цирк (вид искусства) уходят в далёкое прошлое. Собираясь на охоту, наши предки проделывали определённые ритуальные действия, подчас носившие магический характер, что должно было помочь им в единоборстве с животными. В этих действиях, движениях охотников легко можно найти зачатки многих цирковых жанров (например, акробатики). Позднее сборщики фруктов передвигались от дерева к дереву, не сходя с лестниц; горцы перекидывали деревья через узкие пропасти и переходили по ним, балансируя различными предметами. Грузинские воины славились мастерской ездой на лошадях; в бою они повисали вниз головой, закрываясь телом лошади от стрел и копий. Постепенно эти и др. приёмы приобрели характер игры и демонстрировались на различного рода празднествах. Там же выступали и исполнители фарсовых сценок, часто носивших сатирическую направленность. Участники этих сценок применяли приёмы гротеска, буффонады, создавали маски. Такие маски-образы (Обжора, Хитрец, Недотёпа и т.д.) утверждались постепенно как в Цирк (вид искусства), так и в смежных искусствах (комедия дель арте, в театре). Выступления акробатов, жонглёров, дрессировщиков, комиков были известны ещё в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древней Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные представления были и в Грузии. На фресках киевского собора св. Софии (11 в.) есть изображение амфитеатра с выступающими на нём кулачными бойцами, музыкантами, эквилибристами с першем, дрессировщиками диких зверей и наездниками.

Цирк. Выступления советских артистов. «Летающие акробаты» Арнаутовы. Цирк (вид искусства).

Цирк. Выступления советских артистов. «Летающие акробаты» Арнаутовы.

  С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, постепенно они переносились на городские площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К середине 18 в. в Европе получили известность многие мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, главным образом англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.

Цирк. Выступления советских артистов. Джигиты Кантемировы. («Али-Бек»). Цирк (вид искусства).

Цирк. Выступления советских артистов. Джигиты Кантемировы. («Али-Бек»).

  В 1772 английский предприниматель Ф. Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в которые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея — первый в мире стационарный цирк в современном понимании.

Цирк. Д. Гибор с дрессированным дельфином. США. Цирк (вид искусства).

Цирк. Д. Гибор с дрессированным дельфином. США.

  С 70-х гг. 18 в. во Франции артисты и предприниматели Франкони работали главным образом в области конного Цирк (вид искусства) и пантомимы. В 1807 они открыли в Париже стационарный, т. н. Олимпийский цирк. Руководители трупп Х. де Бах, Б. Карре, Б. Фурре, Ф. Луассе, Д. и В. Прайс, М. Труцци, А. Гверра и др., гастролировавших в разных странах, также назвали свои предприятия цирками.

Цирк. Дрессировщица У. Бётнер с белыми медведями. ГДР. Цирк (вид искусства).

Цирк. Дрессировщица У. Бётнер с белыми медведями. ГДР.

  Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 — в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.

Цирк. Выступления советских артистов. Конные дрессировщики Л. Т. Котова и Ю. М. Ермолаев. Цирк (вид искусства).

Цирк. Выступления советских артистов. Конные дрессировщики Л. Т. Котова и Ю. М. Ермолаев.

  По пути Ренца пошли многие деятели Цирк (вид искусства) — немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.

Цирк. Выступления советских артистов. Жонглёр А. Н. Кисс. Цирк (вид искусства).

Цирк. Выступления советских артистов. Жонглёр А. Н. Кисс.

  В середине 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 французский спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтических видов циркового искусства. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий — сооружения сферического купола, на колосниках которого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технические приспособления.

Цирк. Акробатическая группа цирка Астлея. Лондон. 1770. Цирк (вид искусства).

Цирк. Акробатическая группа цирка Астлея. Лондон. 1770.

  В 1873 американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил Цирк (вид искусства) с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена которого в течение нескольких минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в том числе хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.

Цирк. Внутренний вид Московского цирка на Ленинских горах. Цирк (вид искусства).

Цирк. Внутренний вид Московского цирка на Ленинских горах.

  Конец 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) — выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, роликобежцев. В 1904 в петербургском цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену Цирк (вид искусства) японские, китайские, персидские, арабские артисты.

Цирк. Жонглер на проволоке А. Бошилов. Болгария. Цирк (вид искусства).

Цирк. Жонглер на проволоке А. Бошилов. Болгария.

  С конца 19 в. буржуазный Цирк (вид искусства) переживал творческий кризис. Отдельные номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (например, т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотических военных пантомимах восхвалялась империалистическая экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирическую направленность, строилась на грубых шутках и трюках. Цирк (вид искусства) теряли зрителей, ориентировались в значительной мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные Цирк (вид искусства) отсутствуют в США, нет их в Латинской Америке, Африке, Австралии. В Западной Европе работают 5—6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных учебных заведений.

Цирк. Выступления советских артистов. Дрессировщик А. И. Попов в номере «Приём у доктора Айболита». Цирк (вид искусства).

Цирк. Выступления советских артистов. Дрессировщик А. И. Попов в номере «Приём у доктора Айболита».

  После 2-й мировой войны цирковое искусство социалистических стран получило значительное развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также училища и студии циркового искусства.

Цирк. Акробаты Варади. Венгрия. Цирк (вид искусства).

Цирк. Акробаты Варади. Венгрия.

  В России начиная с 18 в. постоянно гастролировали передвижные цирковые труппы. Английский наездник Я. Бейте соорудил для выступлений своей труппы в Москве амфитеатр (1764), выступал он и в Петербурге (1765). В 1827 французский предприниматель Ж. Турниер построил в Петербурге стационарное здание, вскоре перешедшее к дирекции императорских театров; в 1849 здесь же был открыт каменный Цирк (вид искусства) (императорский). При Петербургском театральном училище начал действовать цирковой класс. В 18 и 1-й половине 19 вв. в Цирк (вид искусства) артисты продолжали широко использовать в своих выступлениях лошадей, шли также сюжетные постановки (пантомимы).

Цирк. Выступления советских артистов. Дагестанские канатоходцы «Цовкра». Цирк (вид искусства).

Цирк. Выступления советских артистов. Дагестанские канатоходцы «Цовкра».

  В 1877 Чинизелли открыл стационар в Петербурге, в 1880 Саломонский — в Москве; братья Д. А., А. А. и П. А. Никитины в 1886 и в 1911 создали стационары в Москве; в 1903 П. С. Крутиков построил цирк в Киеве.

Цирк. Цирк на Елисейских полях. Париж. 1843. Цирк (вид искусства).

Цирк. Цирк на Елисейских полях. Париж. 1843.

  В русских цирках, несмотря на жестокий полицейский режим, особенную популярность получила сатирическая публицистическая клоунада, выдвинувшая своих корифеев: В. Л. и А. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), С. С. и Д. С. Альперовы. Мировую известность завоевали: наездники — П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, канатоходец Ф. Ф. Молодцов, борцы и атлеты — И. М. Заикин, И. В. Лебедев (дядя Ваня), И. М. Поддубный и др.

Цирк. Здание школы верховой езды цирка Астлея. Лондон. 1770. Цирк (вид искусства).

Цирк. Здание школы верховой езды цирка Астлея. Лондон. 1770.

  Советский многонациональный Цирк (вид искусства) унаследовал всё лучшее, что было создано в России до Октябрьской революции 1917, добился больших творческих и организационных успехов. На практике осуществилась мысль ленинского декрета об объединении театрального дела о демократической направленности циркового искусства Главным в обновленном Цирк (вид искусства) стал показ физической красоты человека, сильного телом и смелого духом. Для руководства Цирк (вид искусства) было создано единое государственное управление В 1926 открылась Мастерская циркового искусства (с 1961 — Государственное училище циркового и эстрадного искусства, ГУЦЭИ), которая стала готовить квалифицированных артистов разных жанров. С середины 30-х гг. крупнейшие Цирк (вид искусства) получили художественных руководителей. К работе в Цирк (вид искусства) привлекались известные писатели, художники, композиторы. Получил развитие вид тематических представленийпантомим, посвященных историко-революционной тематике и современности: «Москва горит» (1930), «Трое наших» (1942), «Карнавал на Кубе» (1962) и многие др.

Цирк. Внешний вид цирка Саразани. Берлин. 1930. Цирк (вид искусства).

Цирк. Внешний вид цирка Саразани. Берлин. 1930.

  В советском Цирк (вид искусства) выросла плеяда выдающихся артистов, известных всему миру: династия клоунов-дрессировщиков Дуровых клоуны В. Е. и В. В. Лазаренко, Карандаш (М. Н. Румянцев), Ю. В. Никулин, О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, дрессировщики В. Ж. Труцци, Е. М. Ефимов, Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер И. Н. Бугримова, А. Н. и А. А. Корниловы, В. И. Филатов, В. М. Запашный и др., иллюзионисты Э. Т. Кио И. К. Символоков. В становлении советского цирка значительную роль сыграли: режиссёры — В. Ж. Труцци, Б. А. Шахет, Г. С. Венецианов, художники — С. Т. Коненков Б. Р. Эрдман, В. А. Ходасевич, А. А Судакевич, Т. Г. Бруни, В. Ф. Рындин, Л. А. Окунь, композиторы — И. О Дунаевский, М. И. Блантер, З. Л. Компанеец, Ю. С. Мейтус, Ю. С. Милютин и др. Лицо современного советского цирка определяют режиссёры М. С. Местечкин, Е. М Зискинд, Б. М. Заец, А. И. Вольный, З. Б. Краснянский, А. Н. Ширай, А. А. Сонин. Значительный вклад в теорию и историю циркового искусства внесли Е. М. Кузнецов, Ю. А. Дмитриев и др. С 1928 работает Ленинградский музей циркового искусства, обладающий богатейшими документальными материалами.

Цирк. Выступления советских артистов. Иллюзионный номер Э. Т. Кио «Загадочный домик». Цирк (вид искусства).

Цирк. Выступления советских артистов. Иллюзионный номер Э. Т. Кио «Загадочный домик».

  В СССР работает (1976) 61 стационарный Цирк (вид искусства), действуют 14 национальных цирковых коллективов, а также 15 передвижных Цирк (вид искусства); «Цирк на воде», 2 «Цирка на льду»; 55 коллективов «Цирк на сцене»; 13 зооцирков. Отдельные группы и целые коллективы выступают во всех странах мира. В программах многих советского Цирк (вид искусства) участвуют лучшие артисты из-за рубежа. См. также — «СССР», раздел Цирк и соответствующие разделы в статьях о странах и союзных республиках.

Цирк. Водяная пантомима в цирке Ченизелли. Петербург. 19 в. Цирк (вид искусства).

Цирк. Водяная пантомима в цирке Ченизелли. Петербург. 19 в.

  Ю. А. Дмитриев.

Так же Вы можете узнать о...


Наварра (провинция в Испании) Наварра (Navarra), историческая область и провинция на С.
Отрадный (до 1956 — поселок Отрадное), город областного подчинения в Куйбышевской области РСФСР.
Потенциометр (от лат. potentia — сила и ...метр), 1) электроизмерительный компенсатор, прибор для определения эдс или напряжений компенсационным методом измерений.
Руппия (Ruppia), род водных растений семейства руппиевых, прежде включаемый в семейства рдестовых.
Соловьёв-Седой Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия — Соловьёв) Василий Павлович [р.
Тионил хлористый, тионилхлорид, SOCl2, бесцветная дымящаяся на воздухе жидкость.
Фомин Александр Васильевич [2(14).5.1869, с.
Шаль Мишель Шаль (Chasles) Мишель (15.11.1793, Эпернон, — 18.
Авителлинозы (Avitellinoses), группа заболеваний у животных, вызываемых различными видами паразитических ленточных червей рода авителлина.
Байдарацкая губа, залив в южной части Карского моря, между берегом материка и полуостровом Ямал.
Бюхнер Георг Бюхнер (Büchner) Георг (17.10.1813, Годделау, — 19.
Гауптвахта (от нем. Hauptwache, буквально — главный караул), специальное помещение для содержания военнослужащих под арестом.
Демократическое объединение Африки, см. Африканское демократическое объединение.
Змиёвская ГРЭС им. Г. М. Кржижановского, одна из крупнейших тепловых электростанций СССР.
Кашпарек (Kašparek), персонаж чешского театра кукол.
Кристаллические блоки, области реального кристалла, в которых кристаллическая решётка имеет не строго одинаковую ориентацию.
Мазаньелло (Masaniello, сокр. от Томмазо Аньелло, Tommaso Aniello) (июнь 1620, Неаполь, — 16.
Моши (Moshi), город в Танзании, административный центр области Килиманджаро.
Ореховск, посёлок городского типа в Оршанском районе Витебской области БССР, в 10 км от ж.