Пародия

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЯ

Пародия (греч. parodía, буквально — пение наизнанку), в литературе и (реже) в музыкальном и изобразительном искусстве комическое подражание художественному произведению или группе произведений. Обычно Пародия строится на нарочитом несоответствии стилистических и тематических планов художественной формы; два классических типа Пародия (иногда выделяемые в особые жанры) — бурлеска, низкий предмет, излагаемый высоким стилем («Похищенное ведро» А. Тассони, «Елисей...» В. И. Майкова), и травестия, высокий предмет, излагаемый низким стилем («Морганте» Л. Пульчи, «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку» Н. Пародия Осипова). Осмеяние может сосредоточиться как на стиле, так и на тематике — высмеиваются как заштампованные, отставшие от жизни приёмы поэзии, так и пошлые, недостойные поэзии явления действительности; разделить то и другое иногда очень трудно (например, в русской юмористической поэзии 1850—1860-х гг., обличавшей действительность с помощью «перепевов» из А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). Пародироваться может поэтика конкретного произведения автора, жанра, целого литературного направления, целого идейного миросозерцания (все примеры можно найти в произведениях Козьмы Пруткова). По характеру комизма Пародия может быть юмористической и сатирической, со многими переходными ступенями. По объёму Пародия обычно невелики, но элементы Пародия могут обильно присутствовать и в больших произведениях («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Орлеанская девственница» Вольтера, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Улисс» Дж. Джойса). Первые образцы Пародия появились ещё в античности («Батрахомиомахия», 6 в. до н. э.); в средние века широко бытовала Пародия библейских и литургических текстов; в дальнейшем почти каждая смена литературных эпох и направлений (Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модернизма) обычно сопровождалась волной Пародия с обеих сторон. В русской литературе наиболее характерные для различных эпох образцы Пародия принадлежат А. Пародия Сумарокову, А. А. Шаховскому, Н. А. Полевому, И. И. Панаеву, В. С. Курочкину, Д. Д. Минаеву, В. С. Соловьеву, А. А. Измайлову; в советской литературе известны пародии А. Г. Архангельского, А. М. Арго, А. Б. Раскина и др. К Пародия близки случаи несоответствия стилистики и тематики, не имеющие прямой комической окраски, например аналогии в сюжетной схеме «южных поэм» и «Евгения Онегина» Пушкина; но такие случаи изучены недостаточно и редко называются Пародия

  В театре, цирке и на эстраде Пародия также обязательно предполагает узнавание пародируемого предмета. Существовали специальные театры Пародия, например «Кривое зеркало» и др. Созданы оперные Пародия («Опера нищего» Дж. Гея и др.); яркая пародийно-сатирическая направленность отличала оперетту 19 в. (композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах). На современной эстраде с Пародия выступают А. И. Райкин, С. В. Образцов, Г. М. Дудник, Е. А. Арнольдова и др. Среди виднейших исполнителей Пародия в русском и советском цирке —В. Е. Лазаренко, С. С. Альперов и Бернарде, Б. Пародия Вяткин, Д. С. Альперов и М. Пародия Калядин, Эйжен и Лепом, Карандаш и др. Снимаются фильмы-Пародия («Лимонадный Джо», 1964, ЧССР, и др.).

  Тексты: Русская литературная пародия, ред. Б. Бегак, Н. Кравцов, А. Морозов, М. — Л., 1930 (есть лит.); Мнимая поэзия, ред. и предисл. Ю. Н. Тынянова, М. — Л., 1931; Русская стихотворная пародия, вступ. ст. и прим. А. А. Морозова, Л., 1960.

 

  Лит.: Тынянов Ю. Н., Гоголь и Достоевский. (К теории пародии), Пародия, 1921; Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Берков Пародия Н., Из истории русской пародии 18—20 вв., в сборнике: Вопросы советской литературы, т. 5, М. —Л., 1957; Морозов А. А., Пародия как литературный жанр, «Русская литература», 1960, №1; Рассадин Ст., Законы жанра, «Вопросы литературы», 1967, № 10; Фрейденберг О. М., Происхождение пародии, в сборнике: Труды по знаковым системам, т. 6, в. 308, Тарту, 1973.

  М. Л. Гаспаров (Пародия в литературе).

Так же Вы можете узнать о...


Сальпингоофорит (от греч. salpinx, родительный падеж salpingos — труба и новолат.
Сибирский шелкопряд, кедровый шелкопряд (Dendrolimus sibiricus), бабочка семейства коконопрядов, опасный вредитель хвойных лесов.
Соре эффект (термодиффузия), возникновение потока вещества в неравномерно нагретой смеси газов или растворе из-за наличия в системе градиента температуры; явление названо по имени швейцарского учёного Ш.
Суземка, посёлок городского типа, центр Суземского района Брянской области РСФСР.
Терсит, Ферсит, в «Илиаде» ахейский воин, осмелившийся в народном собрании под Троей выступить с осуждением алчности и надменности Агамемнона, за что был избит.
Турово-Пинское княжество, русское феодальное княжество 10—14 вв.
Ференци Карой Ференци (Ferenezy) Карой (8.2.1862, Вена, – 18.
Харрогит (Harrogate), административный округ в Великобритании, в графстве Норт-Иоркшир.
Чална (пос. гор. типа в Карельской АССР) Чална, посёлок городского типа в Пряжинском районе Карельской АССР.
Шолохов Михаил Александрович [р. 11(24).5.1905, хутор Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского, ныне Вёшенский район Ростовской области], русский советский писатель, академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1967).
Эспос-и-Мина Франсиско Эспос-и-Мина (Espoz у Mina) Франсиско; см. Мина Старший.