Щедрин Сильвестр ФеодосиевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Щедрин Сильвестр Феодосиевич [2(13).2.1791, Петербург, — 27.10(8.11).1830, Сорренто], русский живописец-пейзажист. Один из основоположников русского реалистического пейзажа. Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник пейзажиста С. Ф. Щедрина. Учился в АХ в Петербурге (1800—12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер АХ в Италии (с 1818). Начав с пейзажей в духе классицизма, в Италии Щедрин Сильвестр Феодосиевич перестаёт преклоняться перед античностью и пристально изучает натуру. В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже («Колизей», 1819, Третьяковская галерея, Москва). В серии видов «Нового Рима» (1823— 1825) передаёт вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Стремление к естественности и цельности передачи натуры приводит Щедрин Сильвестр Феодосиевич к поискам единства состояния природы и освещения, к пленэру, единой тональности. В картинах «Малая гавань в Сорренто», «На острове Капри» (см. илл.), «Вид Сорренто близ Неаполя» (все — 1826, Третьяковская галерея, Москва) раскрывается поэтический образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей серебристой гаммой оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже. Ощущением неги летнего полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия «Террасы в Сорренто» (1825—28), в ней большее место занимают жанровые мотивы и одновременно намечаются некоторая напряжённость цвета, подчёркнутая эмоциональность. В пейзажах 1828—30-х гг. и особенно в картинах «Лунная ночь в Неаполе» (1828—29, Третьяковская галерея, Москва, и Русский музей, Ленинград) присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам. Сильвестр Щедрин. «Вид Сорренто близ Неаполя». 1826. Третьяковская галерея. Москва. ." Щедрин Сильвестр Феодосиевич." alt="С. Ф. Щедрин. «На острове Капри». 1826. Третьяковская галерея. Москва." Сильвестр Ф. Щедрин. Автопортрет. 1817. Третьяковская галерея. Москва. С. Ф. Щедрин. «На острове Капри». 1826. Третьяковская галерея. Москва. Пейзажи Щедрин Сильвестр Феодосиевич близки к полным поэтической гармонии образам Италии в творчестве русских поэтов К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского; обращение к реальному естественному облику природы, к непосредственной живописной передаче натуры, достижения в области пленэра открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.
Соч.: Письма из Италии, М.—Л., 1932.
Лит.: Коноплёва М., С. Ф. Щедрин, в сборнике: Материалы по русскому искусству, т. 1, Л., 1928; Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII — начала XIX века, М., 1953. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|