Аэросани

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АЭГ
АЭД
АЭР
АЭТ
АЭЦ

Аэросани КА-30. Аэросани.

Аэросани КА-30.

Аэросани, сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта. Первые Аэросани в России были построены в 1908 на московской фабрике «Дукс». Несколько типов Аэросани было создано Аэросани С. Кузиным и др. Небольшая серия Аэросани, выпущенных в 1915—16 автомобильным заводом Всероссийского земского союза, применялась на фронте. Решением СТО в 1919 была создана Комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В 1919—32 при участии видных советских учёных и конструкторов, входивших в КОМПАС, был разработан ряд типов Аэросани (АНТ — конструкции Аэросани Н. Туполева, АРБЕС — Аэросани Аэросани Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ — Н. Р. Бриллинга, БЕКА — Н. Р. Бриллинга и Аэросани С. Кузина), которые прошли практическую проверку в испытательных пробегах. Лучшие из них применялись в народном хозяйстве и Советской Армии вплоть до 40—50-х гг. Распространение получили аэросани AHT-IV, которые выпускались серийно. В период Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые — НКЛ-26, спроектированные под руководством Н. М. Андреева на Московском глиссерном заводе. В 50—60-х гг. было начато серийное производство Аэросани «Север-2», КА-30 (рис.), созданных конструкторским бюро Н. И. Камова, и Аэросани-«амфибий», разработанных конструкторским бюро Аэросани Н. Туполева.

  Аэросани цельнометаллической конструкции имеют установленный на 3 или 4 лыжи кузов и управляются носовыми поворотными лыжами; в кормовой части Аэросани располагается двигатель с воздушным винтом. В Аэросани-«амфибиях» кузов на лыжах заменен для лучшей проходимости одной лодкой-лыжей, что позволяет двигаться не только по рыхлому снегу, но и по воде, мелководным рекам, заболоченным водоёмам, льду с полыньями, битому льду. Аэросани-«амфибия» управляются вертикальными рулями, расположенными в кормовой части лодки-лыжи. Грузоподъёмность Аэросани и Аэросани-«амфибий» достигает 600 кг, дальность хода до 500 км, при мощности двигателя 190 квт (260 л.с.) они развивают скорость св. 100 км/ч по снегу и до 80 км/ч по воде (Аэросани-«амфибия»). В СССР Аэросани и Аэросани-«амфибию» применяют для связи, перевозки почты, людей, грузов, патрульной службы и др. в условиях бездорожья Севера Европейской части и Сибири. За границей для тех же целей Аэросани применяют в скандинавских странах, Канаде и Аляске. Продолжается разработка Аэросани с повышенной экономичностью и надёжностью, для использования в любую погоду и время года.

 

  Лит.: Евстюшин Н. И., Развитие аэросанного транспорта в СССР, М., 1959.

  Г. С. Махоткин.

Так же Вы можете узнать о...


Тубу, тиббу, народ, живущий в Центральной Сахаре (главным образом в Республике Чад, небольшие группы — в Нигере и Ливии).
Цаленджиха, город (с 1964), центр Цаленджихского района Грузинская ССР.
Юнгерманниевые, подкласс печёночных мхов. См.
Базен Ашиль Франсуа Базен (Bazaine) Ашиль Франсуа (13.2.1811, Версаль, — 23.
Вельде-Гиергис, Вельде-Йоханнес (год рождения неизвестен), эфиопский писатель 20 в.
Гольё, полуфабрикат кожи в преддубильных операциях (см.
Железнение, процесс электролитического осаждения железа на металлическом изделии при прохождении постоянного тока через электролит, основным компонентом которого является сернокислое или хлористое железо.
Карпаты, горная система на В. Средней Европы, на территории Венгрии, Чехословакии, Польши, СССР и Румынии.
Кува, кишлак, центр Кувинского района Ферганской области Узбекской ССР; мебельная фабрика, консервный завод.
Махорка, тютюн (укр.) (Nicotiana rustica), вид травянистых растений рода табак, семейства паслёновых.