Транспорт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТРА
ТРД
ТРЕ
ТРЁ
ТРИ
ТРН
ТРО
ТРП
ТРУ
ТРШ
ТРЮ
ТРЯ

Транспорт (от лат. transporto — переношу, перемещаю, перевожу), в общем смысле перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства. В современную транспортную систему входит Транспорт общего пользованияжелезнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, морской транспорт, речной транспорт, воздушный транспорт, трубопроводный транспорт, и не общего пользованияпромышленный транспорт. Транспорт общего пользования, доставляя продукты труда в места их потребления, продолжает производственный процесс. «За транспортировкой продуктов из места производства в другое место следует также транспортировка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, с. 170). Грузовой Транспорт хотя и не увеличивает количества продуктов, но, являясь продолжением производственного процесса, относится к материальному производству. К производственной сфере К. Маркс относит и пассажирский Транспорт общего пользования. Этот вид Транспорт непосредственно связан с удовлетворением потребностей людей в пространственном перемещении как для производственных, так и личных целей. Наряду с этими видами Транспорт существует Транспорт личного пользования (легковые автомашины, мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и т.п.).

  Возникновение Транспорт относится к древнейшим временам. В Древнем Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощёных дорог для военных целей. С ростом обмена развилось морское судоходство, появились гребные, а затем и парусные суда. Для транспортировки товаров сухопутным путём использовались рабы-носильщики, применялись вьюки или 2—4-колёсные повозки. Средства Транспорт, как и др. средства производства, принадлежали рабовладельцу. В сфере обмена Транспорт был слит с торговлей.

  На ранних стадиях феодализма перевозились в основном грузы, которые не могли быть произведены на месте, главным образом предметы роскоши. Сухопутный Транспорт был преимущественно вьючным. Транспортирование на многих крупных реках Европы (Рейн, Дунай и др.) стало монополией цехов лодочников. С ростом торговли таких городов, как Венеция, Генуя, союза ганзейских городов (см. Ганза) получил развитие морской Транспорт Техника морского судоходства постепенно улучшалась, особенно с изобретением компаса, давшего возможность совершать плавание в открытом море. С конца 15 в. морские суда выходят в открытый океан. Начинается эпоха Великих географических открытий. С ростом обмена, торговли, накоплением капитала и углублением общественного разделения труда создавались благоприятные условия для выделения Транспорт в самостоятельную отрасль производства. В 15—16 вв. всё больше судовладельцев специализируется только на перевозках. На Руси оживлённая морская торговля велась новгородцами. В 16—17 вв. развилось северное морское судоходство по Белому морю и Ледовитому океану, а также торговое судоходство по р. Волге и Каспийскому морю. Во многих странах появляются почта и регулярные перевозки пассажиров по сухопутным дорогам. Во Франции, Германии, позже в Англии в 17 в. строятся улучшенные дороги.

  Создание Транспорт общего пользования, то есть выделение Транспорт в особую отрасль производства, происходит в Западной Европе в эпоху промышленного переворота (с 60-х гг. 18 в.). Развитие крупной капиталистической промышленности требовало дешёвой перевозки большого количества грузов. В Великобритании, Франции и Германии стали строить каналы и железные дороги с конной тягой. В 1-й четверти 19 в. совершается переход к механическим транспортным средствам; появились пароходства и паровые железные дороги. К середине 19 в. сооружение железных дорог общего пользования развернулось почти во всех странах Европы и в США, что объяснялось в основном их преимуществами (большая массовость, относительная дешевизна и высокая скорость, регулярность доставки грузов) в сравнении с др. видами Транспорт, например гужевым транспортом и водным. К началу 20 в. сеть железных дорог мира составляла 1114 тыс. км, судоходных рек и каналов — 318 тыс. км, грузооборот железных дорог — 753 млрд. т/км, морского и речного Транспорт — 1545 млн. т/км.

  Рост внешней торговли между странами вызвал быстрое развитие морского судоходства. Морской торговый флот в конце 19 в. насчитывал значительное количество паровых судов. Автотранспорт появился в конце 19 в. В 20-х гг. 20 в., обеспечивая перевозки грузов на короткие расстояния и особенно пассажирские перевозки, он стал конкурировать с железнодорожным и речным Транспорт в ряде капиталистических стран. Гражданский воздушный Транспорт возник в 1-й четверти 20 в. (см. Авиация, Гражданская авиация).

  В СССР все виды Транспорт принадлежат государству и образуют единую транспортную сеть. В её состав входит (1975) 227 тыс. км железных дорог, в том числе 138,3 тыс. км железных дорог общего пользования; более 1403 тыс. км автодорог, в том числе с твёрдым покрытием 660 тыс. км; 56,9 тыс. кмнефтепроводов и продуктопроводов; 99,2 тыс. км магистральных газопроводов, 145,4 тыс. км судоходных внутренних водных путей; тысячи технически оснащенных железнодорожных станций, автовокзалов, сотни морских и речных портов пристаней, десятки крупных аэропортов гражданского воздушного флота. На конец 1975 суммарная стоимость всех основных фондов Транспорт общего пользования, включая подвижной состав, достигала почти 159 млрд. руб., что составляло более 12% всех основных фондов народного хозяйства страны; численность рабочих и служащих, занятых на Транспорт, в 1975 составила 9,2 млн. чел.

  Ведущее место в транспортной системе СССР занимает железнодорожный Транспорт На его долю приходилось (1975) более 65% суммарного грузооборота и 42% суммарного пассажирооборота всех видов Транспорт общего пользования страны. За 1918—75 грузооборот железных дорог увеличился более чем в 50 раз, пассажирооборот — более чем в 14 раз. В 1975 средняя грузонапряженность железных дорог увеличилась по сравнению с 1913 более чем в 20 раз и превзошла соответствующий показатель развитых капиталистических стран более чем в 7 раз, в том числе США — в 5,4 раза.

  Достижению высоких результатов работы железнодорожного Транспорт способствовала проведённая за годы Советской власти техническая реконструкция его материально-технической базы (см. Транспортное строительство, Транспортное машиностроение). По протяжённости электрифицированных железнодорожных линий, темпам электрификации, объёму перевозок и грузообороту, выполняемых электрической тягой, железнодорожный Транспорт СССР занимает 1-е место в мире (1975) (см. Грузовые перевозки, Пассажирские перевозки). На долю электровозов и тепловозов приходится более 99,6% всего грузооборота, выполненного железными дорогами СССР (1975).

  Большую роль в экономике СССР играет морской Транспорт, который по тоннажу занимает 6-е место в мире; в основном осуществляет перевозки внешнеторговых грузов, обслуживает внутренние морские коммуникации (каботажные перевозки), а также перевозит грузы иностранных фрахтователей. Он оснащен передовой техникой, новейшими типами морских сухогрузных и наливных судов. В 1975 грузооборот морских Транспорт более чем в 35 раз превысил грузооборот морского Транспорт царской России в 1913.

  Значительное развитие получило и внутреннее судоходство. В основном завершено создание единой глубоководной транспортной системы Европейской части СССР, по которой в 1975 осуществлялось 55% общего объёма перевозок речного Транспорт СССР. По сравнению с 1970 объём перевозок и грузооборот увеличились на 30%; перевезено 260 млн. т различных грузов с грузооборотом 140 млрд. т/км. Важная роль принадлежит речному Транспорт в развитии и освоении богатейших природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

  Особо быстрыми темпами после Великой Отечественной войны 1941—45 развивается автотранспорт. Создана мощная промышленная база автомобилестроения, способная в полной мере удовлетворить быстро растущие потребности страны. Строится крупнейший в мире завод по выпуску большегрузных автомобилей — Камский автомобильный завод (начало строительства в 1970). Объём грузооборота автотранспорта в целом за 1950—75 увеличился более чем в 17 раз, а пассажирооборота — более чем в 58 раз. Ведётся большая работа по развитию и совершенствованию автодорог. Сеть дорог с твёрдым покрытием увеличилась за тот же период в 3,7 раза.

  Высокие темпы добычи и переработки в СССР нефти и природного газа обусловили бурное развитие трубопроводного Транспорт

  В 1975 по нефтепродуктопроводам перекачано 497,6 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов; объём подачи природного товарного газа по системе газопроводов составил 279,4 млрд. м3.

  Воздушный Транспорт обеспечивает связь между всеми крупными городами, а также с многими населёнными пунктами внутри страны и с многими зарубежными странами. Гражданский воздушный флот СССР увеличил объём пассажирских перевозок с 0,2 млрд. пассажиро-км в 1940 до 122,6 млрд. пассажиро-км в 1975.

  Успешно решается задача по созданию высокоэффективной единой транспортной системы страны, которая полностью удовлетворит потребности населения и народного хозяйства в перевозках (см. табл. 1). Табл. 1. — Показатели развития транспорта общего пользования в СССР

Виды транспорта

Протяжённость сети, тыс.км.

Грузооборот,

млрд. т∙км

Пассажиро-оборот,млрд. пасс.∙км

Себестоимость перевозки

грузов1,

коп/10 т∙км

1950

1975

1950

1975

1950

1975

1950

1975

Железнодорожный

Автомобильный

Морской

Речной

Воздушный

Нефтепроводный

Газопроводный

116,9 177,32 130,2 300,5 5,4 2,3

138,3 660,52 145,4 827,0 56,9 99,2

602,3 20,1 39,7 46,2 0,14 4,9 1,54

3236,5 337,4 736,2 221,7 2,59 665,8 279,44

88,0

5,23

1,2

2,7

1,2

-

312,5 303,63 2,1 6,3 122,6 -

4,861 73,56 3,47 3,75 … 2,29 -

2,478 50,51 1,98 2,59 … 0,84 -

  1 В ценах соответствующих лет. 2 Все дороги с твёрдым покрытием.

  3 Перевозки автобусами общего пользования. 4 Подача товарного газа, млрд. м3

  В зарубежных социалистических странах также высокими темпами развиваются материально-техническая база Транспорт, его грузооборот и пассажирооборот. Общий объём грузооборота в странах — членах СЭВ увеличился в 1950—75 более чем в 7 раз, в том числе в ВНР — в 5,7 раза, ПНР — в 8,0, СРР — в 15, НРБ — в 21 раз. Наибольшее значение в грузообороте Транспорт общего пользования имеет железно-дорожный и морской Транспорт Растет доля автотранспорта.

  По густоте железнодорожной сети страны — члены СЭВ (кроме МНР) превосходили (1975) страны Западной Европы: на 10 тыс. жителей приходилось 6,0 км железных дорог против 5,4 км в капиталистических странах Западной Европы. Совершенствуется и повышается пропускная и провозная способность железных дорог. Осуществляется переход к прогрессивным видам тяги. В ПНР, ЧССР и НРБ электрифицировано более 20% сети железных дорог, в ГДР, ВНР и СРР более 10%. В среднем уровень электрификации сети железных дорог европейских социалистических стран составляет (1975) 18 % . Проводится реконструкция верхнего строения пути, введена более совершенная система автоблокировки и диспетчерской связи.

  В 1950—74 сеть дорог с твёрдым покрытием в странах — членах СЭВ возросла на 22%. В республике Куба только за 1970—75 сеть автодорог с твёрдым покрытием увеличилась более чем на 14%.

  В 1950—75 пассажирооборот в зарубежных социалистических странах в междугородных сообщениях увеличился почти в 3,5 раза, в том числе в ВНР — в 4,1 раза, в СРР — в 5,0 раза, ПНР — в З,1, в ЧССР — в 2,3, в ГДР — в 2,1 раза. Характерны более быстрые темпы роста пассажирских перевозок в междугородных сообщениях автобусами и авиационным Транспорт За 1950—74 в странах — членах СЭВ пассажирские перевозки на авиационном Транспорт увеличились в 53 раза, на автомобильном —в 24, а по железным дорогам — лишь в 1,9 раза.

  Состояние и темпы развития Транспорт стран — членов СЭВ характеризуются данными, приведёнными в табл. 2 и 3. Табл. 2. — Протяжённость транспортной сети стран — членов СЭВ, тыс. км

Страна

Год

Железные дороги

Автомобильные дороги

Внутренние водные пути

всего

в том числе с твёрдым покрытием

Болгария

 

Венгрия

 

ГДР

 

Польша

 

Румыния

 

Чехословакия

 

Куба

 

Монголия

 

1950

1975 1950

1975 1950

1975 1950

1975 1950

1975 1950

1975 1950

1975 1950 1975

4,0

4,3 9,9

8,4 15,9

14,3 26,3

26,7 10,8

11,0 13,1

13,2 5,2

5,2 1,4 1,4

26,1

36,2 28,3

30,0 42,9

47,61 261,0

257 79,6

77,9 71,33

73,5 18,9

27,01 … …

24,0

31,5 26,2

28,8 42,9

47,61 97,4

140,0 44,4

60,6 70,72

73,5 8,1

11,51 … …

0,5

0,5 1,3

1,3 2,9

2,5 …

3,9 1,6

1,7 0,5

0,5 —

— 0,1 0,4

               1 1974. 2 Дороги общегосударственного значения.

  Табл. 3. — Грузооборот транспорта общего пользования стран — членов СЭВ, млрд. т∙км

Страна

ГодВид транспорта

железно-дорожный

автомобильный

внутренний водный

морской (под национальным флагом )

Нефтепродуктопроводный

Болгария

 

Венгрия

 

ГДР

 

Польша

 

Румыния

 

Чехословакия

 

Куба

 

Монголия

1950

1975 1950

1975 1950

1975 1950

1975 1950

1975 1950

1975 1950

1975 1950 1975

2,6

17,3 5,4

23,5 15,1

49,7 35,1

129,2 7,6

57,7 16,2

62,7 1,1

1,8 0,001 2,1

0,2

6,3 0,1

4,3 1,0

7,9 0,2

8,1 0,04

9,3 0,4

7,3 0,8

  0,71 0,02 0,8

0,2

2,4 0,5

1,5 1,5

2,0 0,3

1,9 0,7

2,1 0,8

2,6 —

— — 0,005

0,3

42,2

0,1

2,6

82,9

9,1

206,0

0,6

66,3

12,0

22,7

— 0,03

2,5 —

4,3 —

12,7 0,2

2,8 —

4,4 —

— — —

               1 1974.

  Транспортные системы индустриально развитых капиталистических стран характеризуются высоким уровнем развития всех (США, Канада) или многих (страны Западной Европы, Япония) видов Транспорт (табл. 4 и 5). В Великобритании в основном развиты морской, железнодорожный, автомобильный и воздушный. Транспорт, но слабо используются внутреннее судоходство и трубопроводный Транспорт В ФРГ сравнительно слабо развит трубопроводный Транспорт, но железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной Транспорт отличаются высоким уровнем. В Японии высокий уровень имеют главным образом но железнодорожный и морской Транспорт; быстро развивается автомобильный транспорт, слабо — трубопроводный, воздушный и внутренний водный Транспорт

Табл. 4. — Протяжённость транспортной сети некоторых капиталистических стран,тыс. км

Страна

Год

Железные

дороги

Автомобильные дороги

Внутренние водные пути

Нефтеи продуктопроводы

всего

в т. ч.

с твёрдым покрытием

Развитые капиталистические страны

Из них:

 

США

 

Канада

 

Великобритания

 

ФРГ

 

Франция

 

Япония

1950 1973     1950

1974 1950

1973 1950

1974 1950

1974 1950

1974 1950 1973

722 673     360

322 69

73 32,9

18,2 37,2

37,1 51,8

34,4 25,6 21,0

10066 13100     5332

61271 550

850 299

344 348

4481 1130

1479 300 10504

6172 10090     3222

4895 280

645 284

344 247

3811 680

1090 300 10504

83,9 79     46,0

412 3,2

3,2 3,9

1,23 3,5

6,03 13,2

7,23 — —

155 292     155

254 1,6

30,0 —

2,0 —

2,0 —

5,9 — 0,8

1 1973. 2 1969. 3 1971. 4 1972.   

 

               Табл. 5. — Грузооборот транспорта некоторых капиталистических стран,   млрд. т∙км

Страна
ГодВиды транспорта

железно-дорожный

автомобильный

внутренний

водный

морской

нефте-и

продуктопроводы

Газопроводы

воздушный

всего

в т. ч. междугородные

и пригородные сообщения

всего

каботаж

США

 

Канада

 

Великобритания

 

ФРГ

 

Франция

 

Япония

1959

1974

1950

1973

1950

1974

1950

1974

1950

1974

1950

1974

918

1300 81

191 36,2

24,0 45,1

72,0 42,5

78,0 58,7 52,0

332,4

980 13

65 26,2

90 15,3

59 14,5

90 141 131

252,4

7381 11

571 20

801 12

801 13

701 174 3,41

238,5

525 31

50 0,3

0,1 16,7

51,0 6,7

13,7 — —

609,7

790 14

94 1003

17701 17,7

106 53,9

802 5200 3150

351,7

5601

8

141 16

241

0,7

1,01

1,9

101

154

17,11

188,6

765 0,9

70 —

4,7 —

16,7 —

36,2 0,7 —

70,0

4201 0,5

601

1,11

1,51

3,71

0,15

0,6

9,0 0,03

0,6 0,04

1,1 …

0,5 0,02

0,9 0,28 —

               1 1973.

  Железнодорожный Транспорт Северной Америки имеет существенные отличия от железнодорожного Транспорт Западной Европы. США и Канада уступают западноевропейским странам по густоте железнодорожной сети и протяжённости двухпутных линий, но превосходят их по мощности локомотивов, грузоподъёмности вагонов и массе поездов, применению автоблокировки и диспетчерской централизации, мощности грузопотоков. Железнодорожный Транспорт стран Западной Европы частично электрифицирован, и электрификация его продолжается. Тепловозная тяга широко применяется в маневровой работе и меньше на магистральных линиях. В США и Канаде тепловозы стали практически единственным видом тяги, электрификация железных дорог США почти прекратилась ещё до 2-й мировой войны 1939—45 и даже на отдельных ранее электрифицированных линиях электровозы заменены тепловозами.

  Существуют особенности и на водном Транспорт На главных речных артериях стран Западной Европы (рр. Рейн, Сена, Дунай) преобладают самоходные грузовые суда. Несамоходные грузовые суда применяются в основном на мелких реках и устаревших каналах. На реках и каналах США, даже на главных речных путях (рр. Миссисипи, Огайо, береговых водных путях) используются крупные несамоходные суда — баржи, соединяемые в большие толкаемые составы. Лишь на Великих озёрах и реках Канады применяются самоходные грузовые суда.

  Менее резкие различия наблюдаются в автомобильном, морском и воздушном Транспорт В странах Западной Европы автодорожная сеть в целом значительно гуще, чем в США и Канаде, выше доля дорог с твёрдым покрытием. Быстрое развитие автомобилестроения в США и странах Западной Европы привело к гипертрофии легкового автотранспорта и переключению на него большую часть пассажирских перевозок. Это отрицательно влияет на ряд экономических показателей работы транспортной системы в целом, резко ухудшает санитарные условия крупных городов и загрязняет биосферу (см. в ст. Городской транспорт).

  В транспортных системах развивающихся стран преобладание одного или двух видов Транспорт сопровождается резким отставанием других. В этих странах сеть железных дорог имеет разную колею, что приводит к удорожанию перевозок, препятствует развитию межрайонных экономических связей и тормозит развитие хозяйства в целом. Технический уровень железнодорожного Транспорт низок. Преобладает паровая тяга, локомотивы большей частью маломощны, вагоны двухосные и малой грузоподъёмности .

  Автодорожная сеть большинства развивающихся стран представляет собой грунтовые дороги, которые не проходимы в период дождей. Морские перевозки в основном выполняются иностранным флотом. Только после освобождения от зависимости иностранного капитала в 70-е гг. 20 в. во многих странах началось строительство многополосных усовершенствованных дорог типа автострад или автомагистралей, а также приобретение собственных морских судов.

  Протяжённость и грузооборот транспортных систем некоторых развивающихся стран характеризуют данные, приведённые в табл. 6 и 7. Табл. 6. Протяжённость транспортной сети некоторых развивающихся стран, тыс. км

СтраныГод

Железные дороги

Автомобильные дороги

Внутренние водные пути

Нефтеи продуктопроводы

всего  

в т. ч. с твёрдым покрытием

Развивающиеся страны

   Из них:

Индия

 

Бразилия

 

Аргентина

1950

1973

 

1950

1973

1950

1973

1950

1973

317 299   54,8

60,1 36,7

31,8 42,9 40,4

2524 4520   430

1195 340

1000 75 215

706 1670   190

404 40

170 25 80

159 164   8,0

9,0 33,0

35,0 3,0 3,0

5 75   — 2,7

0,1

2,9 0,5 3,8

  Табл. 7. — Грузооборот транспорта некотрых развивающихся стран, млрд. т∙км

Страны

Год

Виды транспорта

железнодорожный

автомобильный

внутренний водный

морской

нефтеи продуктопроводы

газопроводы

воздушный

всего

в т.ч. междугородные и пригородные сообщения

всего

каботаж

Развивающиеся страны

     Из них:

Индия

 

Бразилия

 

Аргентина

 

1950 1973   1950 1973 1950 1973 1950 1973

93 290   44 147 8 25 17 13

24 475   6 65 12 170 9 50

17 340   4 45 6 90 5 30

13 36   3,5 6 1,5 7 1 4

428 9500   3,1 120 11 173 4 70

12 160   0,5 70 8 23 1 10

17 360   — 3,0 0,1 2,3 0,3 3,1

1,7 24   — — — 1,1 0,7 3,4

0,1 2,1   — 0,21   0,21 — 0,1

  1 1974.

 

  Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 13, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же. Капитал, т. 2, гл. 6, 9, 12, 13, там же, т. 24; его же, Капитал, т. 3, гл. 43, там же, т. 25, ч. 2; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 40, с. 230; его же, там же, т. 44, с. 302; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Хачатуров ТранспортО., Транспорт и связь СССР, М., 1953; Орлов Б. П., Развитие транспорта СССР. Историко-экономический очерк, М., 1963; Транспорт СССР. Итоги за 50 лет и перспективы развития, М., 1967; Василевский Л. И., Транспортная система мира, М., 1971; Бирюков В., Транспортная система страны, «Плановое хозяйство», 1973, № 1; Станиславюк В. Л., Перспективы развития транспортной сети СССР, М., 1973; Зотов Д. К., Транспорт на пороге десятой пятилетки, М., 1975.

  А.А.Митаишвили.

Так же Вы можете узнать о...


Викторов Михаил Владимирович [24.12.1893 (5.
Грибов Анисим (гг. рождения и смерти неизвестны), русский дипломат середины 17 в.
Звёздные ассоциации, рассеянные группы звёзд определённых спектральных классов или типов.
Кинематическая пара, подвижное сопряжение двух твёрдых звеньев, налагающее ограничения на их относительное движение условиями связи.
Лачинов Дмитрий Александрович [10(22).5.1842, с.
Миозин, фибриллярпый белок, один из главных компонентов сократительных волокон мышц — миофибрилл; составляет 40—60 % общего количества мышечных белков.
Опока (геол.), прочная пористая кремнистая осадочная горная порода.
Предромантизм, преромантизм, комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв.
Световая эффективность (световая отдача) излучения, отношение светового потока к соответствующему потоку излучения.
Счётчик ядер конденсации, прибор для определения концентрации (числа в единице объёма воздуха, обычно в 1 см3)ядер конденсации в атмосфере.
Фехраль [от лат. Fe (rrum) – железо, Chr (omium) – хром и Al (uminium) – алюминий], общее название группы жаростойких сплавов на железной основе, содержащих 8–15% Cr и 3,5–5,5% Al.
Шетлендские острова (Shetland Islands), архипелаг (свыше 100 островов) в северо-восточной части Атлантического океана.