Багдадская железная дорога

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЯ

Багдадская железная дорога, ж.-д. линия (протяжённость приблизительно 2400 км), соединяющая Босфор с Персидским заливом. В конце 19 — начале 20 вв. притязания Германии на строительство и эксплуатацию Багдадская железная дорога, которая должна была проходить по территории Османской империи (по территории современной Турции, Сирии, Ирака), крайне обострили противоречия между великими державами. Империалистические круги Германии стремились взять в свои руки строительство дороги, чтобы с помощью Багдадская железная дорога поставить под контроль Османскую империю и держать под ударом английские позиции в Индии и Египте и русские позиции на Кавказе и в Ср. Азии. В 1888 Немецкий банкДойче банк») приобрёл от турецкого правительства первую концессию на продолжение строительства выкупленной им у Турции ж.-д. линии СтамбулИзмит (построена в 1871) до Ангоры (Анкары). В 1893 тот же банк получил концессию на продление этой линии от Эскишехира до Коньи. В 1899, после визита Вильгельма II в Османскую империю, глава Немецкого банка Сименс подписал предварительное соглашение о концессии на строительство и эксплуатацию основной магистрали Багдадская железная дорога — от Коньи через Багдад до Персидского залива. В 1903 окончательно была оформлена концессия, обеспечившая германским монополистам исключительно высокую оплату за каждый километр введённой в эксплуатацию дороги (т. н. километрической гарантии).

  В ответ на приобретение Германией Багдадской концессии правительство Англии резко активизировало экспансию в бассейне Персидского залива с целью предотвращения выхода к нему Германии. В свою очередь правительство России навязало Турции в апреле 1900 секретное соглашение, обязывавшее последнюю не предоставлять в Сев. и Сев.-Вост. Анатолии каких-либо ж.-д. концессий третьей державе. Т. о. прорыв Германии к кавказской границе был предотвращен. Одновременно правительства Англии, России и Франции препятствовали повышению Турцией таможенных пошлин, без чего затруднительно было выплачивать акционерам Багдадской магистрали километрической гарантии.

  Стремясь преодолеть сопротивление со стороны этих держав, германская дипломатия пыталась достигнуть компромиссное соглашение с каждым из своих соперников. В результате франко-германского соглашения от 6 мая 1899 к участию в строительстве Багдадская железная дорога был допущен французский капитал. В 1911 по Потсдамскому соглашению Россия за отказ Германии от проникновения в Иран прекратила противодействие строительству дороги. В июне 1914 Германия передала Англии строительство ж.-д. магистрали к Ю. от Багдада в направлении Персидского залива.

  К началу 1-й мировой войны Багдадская железная дорога осталась недостроенной. На С. рельсы были проложены до Рас-эль-Айна (за время войны до Нусайбина), на Ю. — от Багдада до Самарры. Строительство участка от Нусайбина до Самарры и тем самым завершение всей магистрали закончено в 1934—41 частными английскими и французскими компаниями. В настоящее время участки, составлявшие ранее Багдадская железная дорога, принадлежат Турции, Сирии и Ираку. Коренное изменение международной обстановки на Ближнем Востоке, происшедшее в результате Великой Октябрьской социалистической революции и двух мировых войн, а также появление новых видов военной техники, транспорта и средств связи значительно уменьшили политико-стратегическое значение, которое имела Багдадская железная дорога в начале 20 в.

 

  Лит.: Бондаревский Г. Л., Багдадская дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток, Таш., 1955; Ерусалимский А. С., Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX в., 2 изд., М., 1951; Wolf J. В., The diplomatic history of the Bagdad railroad, Columbia, 1938.

  Г. Л. Бондаревский.

Так же Вы можете узнать о...


Мегара, Мегары (Megara) (совр. ), древнегреческий полис на Коринфском перешейке, центр области Мегарида.
Фокус (в оптике) Фокус (от лат. focus – очаг, огонь) в оптике, точка, в которой после прохождения оптической системы параллельным пучком лучей пересекаются лучи пучка (или их мысленные продолжения, если система превращает параллельный пучок в расходящийся).
Загиб матки, перегиб матки, отклонение от нормального положения тела матки женщины в малом тазу.
Пэн Дэ-Хуай (р. 1898, уезд Сянтань, провинция Хунань), китайский политический и военный деятель.
Бахмутинская культура (название по деревне Бахмутино Благовещенского района Башкирского АССР), археологическая культура, распространённая в 3—7 вв.
Магнитострикционные материалы ,магнитно-мягкие материалы, у которых достаточно велик эффект магнитострикции.
Уровни языка, основные «ярусы» языковой системы – фонемы, морфемы, слова (лексемы), словосочетания (тагмемы) – как объекты научного исследования языка (фонологии, морфологии, лексикологии, синтаксиса), определяемые свойствами единиц, выделяющихся при последовательном членении языкового потока.
Драгош Водэ Драгош (Dragoş) Водэ (гг.
Прамудья Ананта Тур (Pramoedya Anantae Toer) (р.
Асунсьон (Asuncion), город, столица Парагвая, на левом берегу р.
Ливингстон Марамба Ливингстон (Livingstone), Марамба (Maramba), город в Замбии, на левом берегу р.
Трипсин, фермент класса гидролаз, расщепляющий пептиды и белки; обладает также эстеразной (гидролиз сложных эфиров) активностью.
Дерине Роза Дерине (Deryne) Роза (настоящая фамилия — Шенбах, немецкое Schenbach; венгерское Сеппатаки, Szeppataki) (24.
«Плюралистической демократии» теория, буржуазно-реформистская концепция, согласно которой политическая власть в современном буржуазном государстве превратилась в «коллективную власть» множества организаций, объединений (ассоциаций предпринимателей, церкви, профессиональных союзов, политических партий, фермерских объединений и т.
Анаэробная инфекция, группа тяжёлых заболеваний, вызываемых болезнетворными анаэробами.