Железная дорога

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЖА ЖБ ЖВ ЖГ ЖД ЖЕ ЖЁ ЖИ ЖЛ ЖМ ЖН ЖО ЖР ЖУ ЖЭ ЖЮ ЖЯ
ЖЕБ
ЖЕВ
ЖЕГ
ЖЕД
ЖЕЗ
ЖЕК
ЖЕЛ
ЖЕМ
ЖЕН
ЖЕО
ЖЕР
ЖЕС
ЖЕТ
ЖЕШ

Железная дорога, рельсовый путь, предназначенный для движения поездов. В современном понимании Железная дорога — комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Железная дорога различают: по назначению — общего пользования; промышленного транспорта (подъездные пути предприятий и организаций), в том числе лесовозные, рудничные, заводские и др.; городские (трамвайные и метрополитена); по ширине колеи — ширококолейные (в СССР 1520 мм, за рубежом в основном 1435, в отдельных странах — 1676 мм); узкоколейные (1000, 914, 891, 762 мм и др.); по роду тяги — с электрической, дизельной (тепловозной), турбинной и паровой тягой. Имеются ещё зубчатые Железная дорога, применяемые главным образом в горной местности.

  Историческая справка. Прообразом Железная дорога являются рельсовые (деревянные, каменные) колеи, по которым в древности перемещали тяжёлые грузы. В 15 в. в рудниках Англии, Ирландии, а позднее Франции и России начали использоваться чугунные рельсы для перевозок с конной и канатной тягой. Паровозная тяга впервые успешно была применена в 1825 на Железная дорога в Англии (ДарлингтонСтоктон). В 1830 была открыта крупная Железная дорога из Ливерпула в Манчестер: в том же году была сдана в эксплуатацию первая Железная дорога в США. В России в 1834 была построена заводская Железная дорога в Нижнем Тагиле, на которой работали паровозы М. Е. и Е. А. Черепановых. Первая Железная дорога общего пользования в России Петербург — Павловск — Царское Село была введена в действие в 1837. В 1851 закончено строительство крупнейшей по тому времени двухпутной магистрали Петербург — Москва. На этой дороге было возведено 272 больших сооружения, 184 моста. В создании её участвовали русские инженеры и учёные П. П. Мельников, Д. И. Журавский, Н. О. Крафт и др. К концу 19 в. построены ж.-д. линии: Москва — Курск (1868), Курск — Киев (1870), Москва — Брест (1871), ТашкентКрасноводск (1899) и др. В 1891—1904 проведён Великий Сибирский путь от Челябинска до Владивостока. В концу 19 в. начали формироваться ж.-д. узлы, создаваться сортировочные станции (Петербург-Сортировочный, 1878), сортировочные горки (Ртищево, 1893). В конце 19 в. — начале 20 в. в России многие учёные и инженеры вели работу по усовершенствованию технических средств Железная дорога Первые опыты по применению электрической тяги провёл (1876) инженер Ф. А. Пироцкий; А. П. Бородин создал первую в мире лабораторию для испытания локомотивов (1882); телефонную связь для регулирования движения поездов применил П. М. Голубицкий (1884); Я. Н. Гордеенко в конце 19 в. успешно осуществил блокировку и централизованное управление, стрелок и сигналов. Большой вклад в развитие техники и науки на Железная дорога сделали русские учёные Н. П. Петров, Н. А. Белелюбский, а в советское время В. Н. Образцов, Г. П. Передерий, М. П. Костенко, Б. Н. Веденисов, Д. Д. Бизюкин, А. П. Петров, А. В. Горинов и многие др., а также изобретатели Ф. П. Казанцев, И. К. Матросов, И. О. Трофимов, Ф. Д. Барыкин и др.

  Эксплуатационная длина Железная дорога России к 1917 составляла 70,3 тыс. км. Перевозки осуществлялись в двухосных вагонах с ручными тормозами. Эксплуатировались малоэкономичные для того времени паровозы, для управления движением поездов применялись в основном жезловые аппараты, телеграф. За годы Советской власти в техническом оснащении и организации движения на Железная дорога СССР произошли огромные изменения. В 1924 был построен первый в мире тепловоз мощностью 1000 л. с. Электрификация Железная дорога, начавшаяся в 1926, была частью плана ГОЭЛРО. С 30-х гг. проводится интенсивное техническое перевооружение Железная дорога СССР. После Великой Отечественной войны 1941—45 было восстановлено 65 тыс. км  ж.-д. путей, 13 тыс. мостов, 4100 станций. Развитие Железная дорога в послевоенные годы связано с их реконструкцией: массовое введение прогрессивных видов тяги (электрической и тепловозной), строительство большегрузных вагонов, оборудованных автотормозами и автосцепкой, укладка более мощных рельсов, внедрение устройств механизации, автоматики, телемеханики и совершенных средств связи.

  Эксплуатационная длина Железная дорога мира свыше 1300 тыс. км (1968), в СССР — свыше 135 тыс. км (1970). Протяжённость электрифицированных Железная дорога мира около 120 тыс. км (1968), в том числе в СССР около 34 тыс. км. Для Железная дорога США характерно применение тепловозной тяги (свыше 99%). В европейских странах, особенно во Франции, ФРГ, Италии, Швеции, Швейцарии, часть Железная дорога на электрической тяге. Широко применяется тепловозная тяга. В 60-х гг. возросла скорость пассажирских поездов. Так, максимальная скорость на Железная дорога Токио — Осака 210 км/ч, Париж — Лион и Москва — Ленинград —160 км/ч и т. д.

Характеристика Ж.д. К основным показателям технического оснащения Железная дорога относятся: вид тяги, число главных путей, конструкция верхнего строения пути (тип рельсов, число шпал на 1 км, материал и толщина балластного слоя), вид устройств автоматики и телемеханики и др. Строящиеся в СССР Железная дорога подразделяются на 4 категории. Магистрали 1-й категории с грузонапряжённостью более 10 млн. т км/км (нетто) и обращением в сутки более 10 пар пассажирских поездов (кроме пригородных) имеют высокое техническое оснащение: бесстыковой путь с мощными рельсами (не менее 50—65 кг. на 1 м пути), 1840—2000 железобетонных или деревянных шпал на 1 км пути, балластный слой из щебня толщиной 35—40 см и т. д.

Строительство Ж.д. Основные работы при строительстве Железная дорога — возведение земляного полотна и искусственных сооружений. На трудоёмких земляных работах применяют экскаваторы, бульдозеры, скреперы и др. машины. Укладка пути ведётся путеукладчиками с применением звеносборочных машин, балластировка пути и рихтовка рельсошпальной решётки производится электробалластёрами и т. д. В современных условиях значительного роста скоростей и интенсивности движения поездов в эксплуатацию вводятся новые ж.-д. линии и вторые пути, строятся новые и удлиняются существующие станционные пути и участки, маневровая работа на станциях переводится на прогрессивные виды тяги, строятся и развиваются станции и узлы, сортировочные горки. Усиливается ж.-д. путь, увеличивается протяжённость бесстыкового пути, применяются тяжёлые термически обработанные рельсы из высокоуглеродистой стали, шпалы и подрельсовые плиты из предварительно напряжённого железобетона, шпалы из антисептированной древесины, усиливается и стабилизируется земляное полотно, совершенствуется рельсовая колея, укладываются более пологие стрелочные переводы и т. д. Для ремонта и поддержания пути в исправном состоянии используется большой парк путевых машин.

Технические средства Железная дорога СССР. Подвижной состав Железная дорога СССР состоит из локомотивов и вагонов. На Железная дорога эксплуатируются электровозы, тепловозы, газотурбовозы, электропоезда, дизель-поезда, мотовозы и паровозы. Электрическая тяга применяется на наиболее грузонапряжённых линиях (свыше 30% от протяжённости всей сети), на которых выполняется половина всего грузооборота Железная дорога Остальная часть Железная дорога СССР обслуживается в основном тепловозной тягой. Современные локомотивы дают возможность водить тяжеловесные поезда до 8—9 тыс. т. промышленность СССР ежегодно выпускает около 500 электровозов и свыше 1800 тепловозов. Паровозы применяются только на некоторых второстепенных линиях и станциях (для маневровых работ).

  На Железная дорога СССР обращаются грузовые крытые вагоны, полувагоны, цистерны и др. типы вагонов, в основном 4-осные грузоподъёмностью 60—63 т, а также 6и 8-осные грузоподъёмностью 93 и 125 т. Для скоропортящихся грузов используются рефрижераторные вагоны и поезда, вагоны-ледники. Современные пассажирские цельнометаллические 4-осные вагоны имеют электроотопление, люминесцентное освещение, принудительную вентиляцию или кондиционирование. Все вагоны и локомотивы оборудованы автосцепкой, пневматическими или электропневматическими автотормозами.

  Рост интенсивности движения и скоростей, повышение гарантии безопасности движения вызвали ускоренное развитие автоматики, телемеханики (см. Железнодорожная автоматика и телемеханика) и связи (см. Железнодорожная радиосвязь). Около 90% длины линий Железная дорога СССР оборудованы автоблокировкой и полуавтоматической блокировкой. На Железная дорога применяется локомотивная сигнализация, централизация стрелок и сигналов, диспетчерская централизация, автоматическая переездная сигнализация, автошлагбаумы. На Железная дорога внедряется электронная техника, в том числе для автоматизации регулирования движения поездов, управления работой крупных станций. Вычислительные машины применяются при оформлении грузовых документов, для билетно-кассовых операций и т. д. На Железная дорога расширяется сеть вычислительных центров.

  Железная дорога потребляют примерно 5% всей вырабатываемой электроэнергии и 15% производимого в СССР дизельного топлива. Снабжение Железная дорога, и в первую очередь электрифицированных, энергией осуществляется от линий электропередачи энергетических систем страны (см. Электрификация железных дорог).

По количеству путей линии Железная дорога делятся на однопутные, двухпутные (около 30% общей длины сети) и многопутные. Основными производственными единицами по осуществлению перевозочного процесса на Железная дорога являются железнодорожные станции. Их насчитывается в СССР около 10 тыс., в том числе около 7 тыс. (1970), производящих грузовые операции. На Железная дорога СССР ежесуточно находятся в пути 1500 дальних и местных пассажирских поездов, более 14 тыс. пригородных и свыше 15 тыс. грузовых поездов (1970).

  Железная дорога СССР соединены более чем 30 международными пассажирскими линиями с 25 странами Европы и Азии. В ближайшей перспективе основной задачей Железная дорога является повышение их пропускной и провозной способности за счёт строительства вторых путей, развитие путей станций, дальнейшая электрификация, оборудование участков автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Для дальнейшего повышения веса и скорости поездов будут строиться вагоны с увеличенной грузоподъёмностью и локомотивы большей мощности. См. также Железнодорожный транспорт.

 

  Лит.: Транспорт СССР, под ред. А. Л. Голованова, М., 1967; Железные дороги, под ред. М. М. Филиппова, М., 1968.

  К. М. Добросельский.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Антропогеография (от антропо... и география), немарксистская школа в экономической географии (особенно в географии населения), трактующая место человеческого общества в комплексе географических явлений и его взаимодействия с природной средой в основном с позиций географического детерминизма.
Коротков Алексей Андреевич [12(25).2.1910, Оса, ныне Пермской области, — 5.
Скульптор (лат. Sculptor), созвездие Южного полушария неба, не содержит звёзд ярче 4,0 визуальной звёздной величины.
Быковская протока, одна из проток дельты р. Лены.
Маннури Геррит Маннури (Mannoury) Геррит (17.5. 1867, Вормервер, — 30.
Трансмиттеры (физиологическое), то же, что медиаторы.
Глоточные зубы, зубы, сидящие на жаберных дугах у костистых рыб.
Новая Георгия (New Georgia), остров в группе Соломоновых островов в Тихом океане; см.
Цекки Карло Цекки (Zecchi) Карло (р. 8.7.1903, Рим), итальянский пианист и дирижёр.
«Журнал министерства путей сообщения», орган министерства путей сообщения России.
Полабские славяне, полабы, полабяне, большая группа западнославянских племён, населявшая в конце 1 — начале 2-го тыс.
Абсолютные практические электрические единицы были установлены для практических электрических измерений 1-м Международным конгрессом электриков (1881) в связи с тем, что некоторые электрические единицы абсолютной электромагнитной системы единиц СГС (см —г — сек ) были слишком малы или велики и поэтому неудобны для практического применения.
Киклопы, циклопы, в древнегреческой мифологии одноглазые великаны, сыновья Урана и Геи.
Самоопылённая линия, инбредная линия, инцухт-линия, потомство одного перекрёстноопыляющегося растения, полученное в результате многократного принудительного самоопыления.
Битумовоз, специализированный автомобиль, полуприцеп или прицеп с цистерной для перевозки жидких битумных материалов с температурой до 200°С.
Луксор, город в Египте, в губернаторстве Кена, на правом берегу Нила, в среднем течении.