Брентано ФранцБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Брентано (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариенберг, — 17.3.1917, Цюрих), немецкий философ, непосредственный предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве католического священника, был затем профессором философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Исходным пунктом философии Брентано Франц является проведение резкой границы между физическим и психическим феноменами. Родовым признаком, общим для всех психических феноменов, является, по Брентано Франц, их интенциональность: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному или нереальному) — я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физический объект как таковой не интенционален: он есть в себе покоящееся бытие. Исследование психических феноменов является задачей психологии, которая делится Брентано Франц на дескриптивную (описывающую те последние элементы, из которых строится целостное сознание, и создающую их классификацию) и генетическую (устанавливающую законы, которым подчиняются явления сознания). Из идеи дескриптивной психологии (философской, по существу, дисциплины) и выросла позднее феноменология. В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и концепция истины Брентано Франц В основе понятия истины лежит, по Брентано Франц, переживание очевидности, которая сама по себе далее неопределима. Расчленив все суждения на три класса — суждения восприятия, суждения воспоминания и аксиомы, Брентано Франц утверждает, что непосредственной очевидностью обладают только суждения внутреннего восприятия и аксиомы. Проблема истины — это проблема эмпирического обоснования знания при решающем значении внутреннего опыта. Т. к., по Брентано Франц, предметами внутреннего опыта и, следовательно, предметами непосредственного восприятия являются только психические феномены, то с очевидностью можно говорить о существовании лишь этих последних; о внешнем мире, по Брентано Франц, можно говорить лишь с известной вероятностью. Взгляды Брентано Франц не получили законченного систематического изложения. Идеализм Брентано Франц прошёл путь от субъективного к объективному; резко критикуя априоризм Канта, сам Брентано Франц в то же время был не столь далёк от его позиции, допуская существование априорных аподиктических суждений. Наиболее противоречивым и неясным в концепции Брентано Франц оказалось понятие очевидности; оно и стало главным пунктом критики этой концепции. Выступив в эпоху популярности лозунга «назад к Канту!», Брентано Франц обратился к до кантовской философии, прежде всего — к схоластически интерпретированному Аристотелю, но с учётом достижений немецкого классического идеализма. Этот сложный синтез положил начало изменениям в трактовке предмета философии, характерным для ряда направлений современной буржуазной философии, в которых субъект и его внутренний мир были сделаны главным предметом философского анализа. Учение об интенциональности было воспринято К. Штумпфом, Э. Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логическая концепция и работы Брентано Франц в области критики языка нашли продолжение в современном эмпиризме, особенно в аналитической философии. Значительным было влияние Брентано Франц и на развитие психологии (например, вюрцбургской школы).
Соч..: Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamb., 1955; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis, Hamb., 1955: Grundlegung und Aufbau der Ethik, Bern, 1952.
Лит.: Бакрадзе К.С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Kastil A., Die Philosophic F. Brentanos. Eine Einführung in seine Lehre, Münch., 1951; Cruz H.M., Fr. Brentano, Salamanca, 1953; Bergmann G., Realism. A critiaue of Brentano and Meinong, Madison — [a. o.], 1967 (библ.). Э.Г. Юдин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|