Понятие

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

Понятие, форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Понятие суть «... не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, Понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого.

  Различают П, в широком смысле и научные Понятие Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные Понятие отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В Понятие выделяют его содержание и объём. Совокупность обобщённых, отражённых, в Понятие предметов называется объёмом Понятие, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в Понятие, — его содержанием. Так, например, содержанием Понятие «параллелограмм» является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом — множество всех возможных параллелограммов. Развитие Понятие предполагает изменение его объёма и содержания.

  Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме Понятие По своему происхождению Понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование Понятие — сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. Понятие — это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.

В Понятие выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное Понятие является единством общего, особенного и единичного, т. е. конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в Понятие относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания Понятие, выражающего нечто существенное в предмете.

  В подходе к Понятие в истории философии выявились две противоположные линии — материалистическая, считающая, что Понятие объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой Понятие есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля Понятие первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает Понятие как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают Понятие как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя Понятие к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания.

  Диалектический материализм исходит из того, что Понятие адекватно отражают действительность. «Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 190).

  Будучи отражением объективной реальности, Понятие столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «... должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (там же, с. 131). Научные Понятие не есть нечто законченное и завершенное; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание Понятие изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения Понятие являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в Понятие предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся Понятие

  А. Г. Спиркин.

 

Понятие в формальной логике — элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие — это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то — членом предложения. Для трактовки проблемы Понятие (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.

1) Процесс образования Понятие естественно описывается в терминах гомоморфизма; разбивая интересующее нас множество объектов на классы «эквивалентных» в каком-либо отношении элементов (т. е. игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактормножество), по выделенному нами отношению эквивалентности. Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате «склеивания» всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один «комок». Эти «комки» отождествленных между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем Понятие, полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним «родовым» Понятие

  2) При рассмотрении семантического аспекта проблемы Понятие необходимо различать Понятие как некоторый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объёмом Понятие называется та самая совокупность «склеиваемых» в это Понятие элементов, о которой сказано выше, а содержанием Понятие — перечень признаков (свойств), на основании которых производилось это «склеивание». Т. о., объём Понятие — это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание — концепт (смысл), который это имя выражает. Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем уже содержание Понятие, тем шире его объём; это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.

  3) Формальнологическую проблематику, связанную с теорией Понятие, можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см. Логика предикатов). Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, т. е. подлежащее, — то, о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат, т. е. сказуемое, — то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения — «объекты»; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в т. ч. выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения. Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, «мобилизуемого» на выражение Понятие, показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа «всякий», «любой», «некоторый», «существует» и т.п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как имена Понятие: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, «пробегают» некоторые «предметные области», служащие объёмами Понятие, и если они постоянные (константы), то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты — это содержания Понятие, а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, — объёмы; что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных «представителей» некоторых Понятие, либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологическая проблематика, связанная с теорией Понятие, оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А & В Éù A (здесь & — знак конъюнкции, É — знак импликации) или её обобщения из логики предикатов "xC (x) É С (х)("квантор всеобщности).

 

  Лит.: Горский Д. Понятие, Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Курсанов Г. А., Диалектический материализм о понятии, М., 1963; Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М., Анализ развивающегося понятия, М., 1967; Войшвилло Е. К., Понятие, М., 1967; Копнин Понятие В., Диалектика как логика и теория познания, М., 1973.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Индиго (исп. indigo, через лат. indicum, от греч.
Кабардино-Балкарский университет, основан в 1957 в Нальчике (на базе педагогического института, созданного в 1932 в Пятигорске и в 1937 переведённого в Нальчик).
Капуана Луиджи Капуана (Capuana) Луиджи (28.5.1839, Минео, провинция Катания, Сицилия, — 29.
Квиринг Эммануил Ионович [1(13).9.1888 — 26.
Клио, в древнегреческой мифологии одна из 9 муз, покровительница истории.
Комплексные соединения, координационные соединения, химические соединения, состав которых не укладывается в рамки представлений об образовании химических связей за счет неспаренных электронов.
Космическая связь, передача информации: между земными пунктами и космическим летательным аппаратами (КЛА); между двумя или несколькими земными пунктами через расположенные в космосе КЛА или искусственные средства (пояс иголок, облако ионизированных частиц и т.
Крупнов Евгений Игнатьевич [16(29).3.1904, Моздок, — 29.
Лагерлёф Сельма Лагерлёф (Lagerlof) Сельма (20.11.1858, Морбакка, — 16.
Лессепс Фердинанд Мари де Лессепс (Lesseps) Фердинанд Мари де (19.11.1805, Версаль, — 7.
Лоуи Роберт Генрих Лоуи (Lowie) Роберт Генрих (12.6.1883, Вена, — 21.
Малатеста (Malatesta), итальянский феодальный род, в конце 13 — начале 16 веков правивший в Римини и распространивший своё господство на часть земель Романьи и Анконской Марки.
Мачкунд (в нижнем течении — Силеру), река в Индии, на востоке Деканского плоскогорья, в бассейне реки Годавари.
Мёрзлая зона литосферы, прерывистый верхний слой земной коры, характеризующийся содержанием подземного льда, сохраняющегося в горных породах длительное время (от двух лет до многих тысячелетий), верхняя часть многолетней криолитозоны.