Гуссерль ЭдмундБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Э. Гуссерль. Гуссерль (Husseri) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, — 26.4.1938, Фрей-бург), немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа; испытал также влияние Б. Больцано, неокантианства (преимущественно Марбургской школы) и др. Гуссерль Эдмунд выступил как резкий критик скептицизма и релятивизма в философии («Логические исследования», рус. пер., т. 1, 1909). Носителем этих тенденций Гуссерль Эдмунд считает психологизм — убеждение в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое выражение психологизма Гуссерль Эдмунд видит в той линии, которая идёт от Дж. Локка и Д. Юма через Дж. Милля к В. Вундту. Современные варианты психологизма Гуссерль Эдмунд находит в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя, превращенной в мировоззренческую установку) и историцизме (как основном философском принципе). По мнению Гуссерль Эдмунд, сами науки о природе и истории нуждаются в определённом обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания — феноменология. Следуя по пути рационализма Р. Декарта, Гуссерль Эдмунд стремится найти последние самоочевидные логические принципы и т. о. очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку философия, согласно Гуссерль Эдмунд, должна прежде всего освободиться от всех догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, «естественной установки» сознания по отношению к миру, Гуссерль Эдмунд требует совершить «эпохе», т. е. акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания — интенциональность, т. е. направленность на предмет, которую Гуссерль Эдмунд рассматривает как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Гуссерль Эдмунд стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о связи субъекта и объекта: она призвана служить как бы мостом между ними — быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности, феноменология есть, по Гуссерль Эдмунд, наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов; Гуссерль Эдмунд называет это переживание «усмотрением сущности» (Wesensschau). Претендуя на нейтральную позицию в решении основного вопроса философии, Гуссерль Эдмунд предложил исключить из феноменологии «положения о бытии». Принятие «сущностей» сближает философскую позицию Гуссерль Эдмунд с платоновским идеализмом; в отличие от «идей» Платона, имеющих онтологический (бытийственный) статус, «сущности» Гуссерль Эдмунд выступают лишь в качестве «значений», не обладающих сферой существования (хотя тенденция к онтологизму у Гуссерль Эдмунд постепенно нарастала). Т. о., субъективистские мотивы Гуссерль Эдмунд сочетает с объективно-идеалистическими. В поисках твёрдых оснований Гуссерль Эдмунд вынужден был непрерывно видоизменять свою философию. В итоге он обращается к идее «жизненного мира», сближаясь с философией жизни. Переход на позиции исторической трактовки абсолютного опыта осуществляется в одной из последних работ Гуссерль Эдмунд «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (опубл. 1954), причём современную ему европейскую духовную ситуацию Гуссерль Эдмунд рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще. Гуссерль Эдмунд оказал влияние на современную буржуазную философию; среди его учеников — М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др. Феноменология (для которой характерна переориентация с объекта на субъект, с понятийно-спекулятивных методов философского анализа — на «непосредственное прозрение» и «переживание истины» и т. д.) послужила одним из источников экзистенциализма. Философия Гуссерль Эдмунд является отражением глубокого кризиса буржуазной философской мысли.
Соч.: Philosophic der Arithmetik, Bd I, Lpz., 1891: Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewubtseins, Halle, 1928; Husserliana, Bd 1—8, 's-Gravenhague, 1950—1959; Erfahrung und Urteil, Hamb., 1954: в рус. пер. — Философия, как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1.
Лит.: Яковенко Б. В., Философия Э. Гуссерля, «Новые идеи в философии», 1913, сб. 3; Шпет Гуссерль Эдмунд Гуссерль Эдмунд, Явление и смысл, М., 1914; Какабадзе 3. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Гайденко П.П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1968; Бегиашвили А. Ф., Проблема начала познания у Б. Рассела и Э. Гуссерля, Тб., 1969; Farber М., The foundation of phenomenology, Camb., 1943; Diemer A., Ed. Husserl, 2 Aufl., Meisenheim am Glan, 1965; Tugendhat Е., Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger, 2 Aufl., B., 1970. П.П. Гайденко.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|