Вентцель Константин Николаевич [24.11(6.12).1857—10.3.1947, Москва], русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885—87). В годы 1-й мировой войны выступал против милитаризма и шовинизма. По своим философским воззрениям Вентцель Константин Николаевич идеалист; его философское кредо выражено в работе «Этика и педагогика творческой личности» (т. 1—2, 1911—12). Вентцель Константин Николаевич принимал активное участие в работе Педагогического общества.
В 1896 появилась первая самостоятельная работа Вентцель Константин Николаевич по педагогике — «Основные задачи нравственного воспитания». Педагогическая концепция Вентцель Константин Николаевич (в основном изложена в книге «Борьба за свободную школу», 1906) выражала протест демократической русской интеллигенции против удушающей атмосферы, царившей в обществе и школе при самодержавии. В духовном и нравственном усовершенствовании людей он видел основу для создания нового общества и в этой связи разрабатывал теорию «свободного воспитания». Исходя из того, что воля, а не интеллект, является основой духовной жизни, Вентцель Константин Николаевич недооценивал умственное образование. Он критиковал дореволюционную школу за то, что в ней изучался определённый обязательный круг учебных предметов, расположенных в известном систематическом порядке. Он полагал, что ребёнок должен получать столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда в этом почувствуется потребность.
Школе Вентцель Константин Николаевич противопоставлял «Дом свободного ребёнка». В педагогических взглядах Вентцель Константин Николаевич были и рациональные зёрна, в частности он справедливо рассматривал труд как мощное средство нравственного воспитания.
Не понимая того, что после победы Великой Октябрьской социалистической революции появились новые общественные условия для создания подлинно свободной школы, Вентцель Константин Николаевич продолжал некоторое время отстаивать идею «автономии» школы от государства и проповедовать аполитичность воспитания. В 1919—22 Вентцель Константин Николаевич работал в Воронежском губернском отделе народного образования, читал лекции в Воронежском университете и активно участвовал в организации института народного образования. Его рукописные мемуары «Пережитое, перечувствованное и сделанное», датированные 1932, хранятся в научном архиве АПН СССР.
Ф. Ф. Королев.