Вентцель Константин Николаевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

Вентцель Константин Николаевич [24.11(6.12).1857—10.3.1947, Москва], русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885—87). В годы 1-й мировой войны выступал против милитаризма и шовинизма. По своим философским воззрениям Вентцель Константин Николаевич идеалист; его философское кредо выражено в работе «Этика и педагогика творческой личности» (т. 1—2, 1911—12). Вентцель Константин Николаевич принимал активное участие в работе Педагогического общества.

  В 1896 появилась первая самостоятельная работа Вентцель Константин Николаевич по педагогике — «Основные задачи нравственного воспитания». Педагогическая концепция Вентцель Константин Николаевич (в основном изложена в книге «Борьба за свободную школу», 1906) выражала протест демократической русской интеллигенции против удушающей атмосферы, царившей в обществе и школе при самодержавии. В духовном и нравственном усовершенствовании людей он видел основу для создания нового общества и в этой связи разрабатывал теорию «свободного воспитания». Исходя из того, что воля, а не интеллект, является основой духовной жизни, Вентцель Константин Николаевич недооценивал умственное образование. Он критиковал дореволюционную школу за то, что в ней изучался определённый обязательный круг учебных предметов, расположенных в известном систематическом порядке. Он полагал, что ребёнок должен получать столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда в этом почувствуется потребность.

  Школе Вентцель Константин Николаевич противопоставлял «Дом свободного ребёнка». В педагогических взглядах Вентцель Константин Николаевич были и рациональные зёрна, в частности он справедливо рассматривал труд как мощное средство нравственного воспитания.

  Не понимая того, что после победы Великой Октябрьской социалистической революции появились новые общественные условия для создания подлинно свободной школы, Вентцель Константин Николаевич продолжал некоторое время отстаивать идею «автономии» школы от государства и проповедовать аполитичность воспитания. В 1919—22 Вентцель Константин Николаевич работал в Воронежском губернском отделе народного образования, читал лекции в Воронежском университете и активно участвовал в организации института народного образования. Его рукописные мемуары «Пережитое, перечувствованное и сделанное», датированные 1932, хранятся в научном архиве АПН СССР.

  Ф. Ф. Королев.

Так же Вы можете узнать о...


Шноркель (от нем. Schnorkel, буквально — завиток), специальное устройство на подводной лодке, позволяющее ей передвигаться в подводном положении с помощью двигателей внутреннего сгорания (дизелей) и производить зарядку аккумуляторных батарей, не всплывая на поверхность.
Отепя (возвышенность) Отепя, возвышенность на юго-востоке Эстонской ССР.
Двупарнорезцовые (Dupliciden-tata), подотряд млекопитающих, ранее выделявшийся в отряде грызунов.
Уцмий, усми, наследственный титул правителя Кайтага (историческая область в Дагестане).
Микобактерии (Mycobacterium) (от греч. mykes — гриб и бактерии), род бактерий, родственных актиномицетам; по ряду признаков отличаются от истинных бактерий.
Вильгельма II Земля (Wilhelm II Land), часть территории Антарктиды, примерно между 88° и 92° восточной долготы, омывается морем Дейвиса.
Способ производства, исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.
Кубань, река в Ставропольском и Краснодарском краях РСФСР.
Аутентичное толкование, см. Толкование закона.
Редиф (араб., буквально — сидящий позади всадника), термин поэтики народов Среднего и Ближнего Востока.
Казахский университет им. С. М. Кирова, основан в Алма-Ате в 1934.
Эджуорт Мария Эджуорт, Эджворт (Edgeworth) Мария (1.1.1767, Блэк-Бауртон, Великобритания, — 22.
Панцерия, измодень (Panzeria), род растений семейства губоцветных.
Детский паралич, группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы и сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений.
Фертильность (от лат. fertilis – плодовитый), способность зрелого организма производить потомство.
Многоустки, класс червей; то же, что моногенетические сосальщики.
Военные реформы 1905-12 Военные реформы 1905—12 в России, преобразования русской армии после поражения в русско-японской войне 1904—05.
Стержень (в теории колебании) Стержень в теории колебании, упругое твёрдое тело, длина которого значительно превышает его поперечные размеры.