Свободное воспитание

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СВА
СВЕ
СВЁ
СВИ
СВО
СВЯ

Свободное воспитание, концепция в буржуазной педагогике 2-й половины 19 — начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников Свободное воспитание — не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка. Идеи Свободное воспитание неразрывно связаны с педагогическими взглядами Ж. Ж.Руссо. Одним из первых пропагандистов Свободное воспитание была шведская писательница Э. Кей, которая в книге «Век ребёнка» (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни. Немецкие педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и некоторые другие требовали предоставить учителю и учащимся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких педагогических систем, поскольку они отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника.

  В конце 19 — начале 20 вв. идеи Свободное воспитание нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности сторонников анархизма — П. А. Кропоткин, С. Фор и П. Робен (Франция) и др. Развивая мысль об интегральном (всестороннем, целостном) образовании, вооружающем молодое поколение знанием основ наук и трудовой подготовкой, Кропоткин ставил вопрос по Свободное воспитание, которое превращает ребёнка в гармонически развитую личность, самостоятельно мыслящую, готовую к активной деятельности в обществе. В отличие от нем. педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты ставили акцент на социально-трудовой аспект Свободное воспитание, придавали особенно большое значение добровольному сотрудничеству детей, развитию у них стремления к взаимопомощи. К сторонникам Свободное воспитание принадлежала М. Монтессори (Италия). Под влиянием идей Свободное воспитание в буржуазной педагогике конца 19 — начала 20 вв. сложилась педоцентрическая концепция, сущность которой состоит в том, что за основу воспитания и обучения детей принимаются их спонтанные интересы и потребности. В практике работы начальной школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, эта точка зрения находила выражение в недооценке организации систематического обучения, в увлечении различными видами детской самодеятельности.

  В России идеи Свободное воспитание развивал Д. И. Толстой, который в 1859 организовал школу, работавшую на основе принципов Свободное воспитание

  В период Революции 1905—07 в России и особенно после её подавления сторонниками Свободное воспитание были С. Т. Шацкий. И. И. Горбунов-Посадов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцель. Сторонники Свободное воспитание считали, что в основу практики школьного дела должны быть положены следующие принципы: школы организуются при участии учащихся и их родителей; учебные занятия строятся в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы; все отношения учителей и учащихся следует строить на взаимном доверии и симпатии; учителям надо иметь полную свободу в выборе и применении методов и приёмов обучения. Эти идеи были частично реализованы в «Доме свободного ребёнка» (в виде самоуправляющейся общины детей 5—10 лет, родителей и учителей), открытом сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 и просуществовавшем до 1909. Идеи Свободное воспитание находили отражение на страницах журнала «Свободное воспитание» (1907—18).

  Идеи Свободное воспитание в педагогике явились одной из форм выражения недовольства демократически настроенной мелкой буржуазии и части буржуазной интеллигенции существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам Свободное воспитание представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям — свободу педагогического творчества и др.

  Отрицая идеи как авторитарного, так и Свободное воспитание, марксистско-ленинская педагогика рассматривает воспитание как процесс целенаправленного и систематического формирования всесторонне развитой личности.

 

  Лит.: Кей Э., Век ребёнка, 2 изд., [М.], 1910; Вентцель К. Н., Теория свободного воспитания и идеальный детский сад, 4 изд., П. — М., 1923; его же; Дом свободного ребенка, 3 изд., М., 1923; Руссо Ж. Ж., Эмиль, или О воспитании, СПБ, 1913; Шаррельман Г., В лаборатории народного учителя, 2 изд., П., 1921; Свободное трудовое воспитание. Сб. статей. Под ред. Н. К. Лебедева, П. — М., 1921; Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М. — П., 1923; Толстой Л. Н., Пед. соч., М. — Л., 1948; Крупская Н. К., К вопросу о свободной школе, Пед. соч., т. 1, М., 1957.

  А. И. Пискунов.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


«Алтан тобчи», «Алтан товч» (буквально — золотая пуговица, золотой свод), монгольская летопись 17 в.
Бионика (от греч. biōn — элемент жизни, буквально — живущий), наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.
Воробьёв Иван Алексеевич (р. 26.8.1921, деревня Горбачёво Одоевского района Тульской области), дважды Герой Советского Союза (19.
Дагестанлы (настоящие имя и фамилия — Исмаил Юсуф оглы Гаджиев-) [р.
Зигмонди Рихард Зигмонди, Жигмонди (Zsigmondy) Рихард (1.4.1865, Вена, — 23.
Киленогие моллюски (Heteropoda), группа брюхоногих моллюсков подкласса переднежаберных, иногда рассматриваемая как отряд.
Лаврентьевский щит, прежнее название Канадского щита — выступа докембрийского складчатого фундамента Северо-Американской платформы.
Менделизм, учение о закономерностях наследственности, положившее начало генетике.
Нортамберленд (Northumberland), графство в Великобритании, на крайнем северо-востоке Англии, у побережья Северного моря, в бассейне рр.
Плёнки полимерные, сплошные слои полимеров толщиной до 0,2—0,3 мм.
Рипль-Ронаи Йожеф Рипль-Ронаи (Rippl-Ronai) Йожеф (24.5.1861, Капошвар, — 25.
Солея (среднегреческое solea, от лат. soliurn — престол, трон), возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в православном христианском храме.
Торф (нем. Torf), горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного распада болотных растений в условиях избыточного увлажнения и затруднённого доступа воздуха.
Хейдеманн Ханс Хансович [28.10(9.11).1896 — 29.
Электрогравиметрия, один из электрохимических методов анализа.
Аравия (лат. Arabia), римская провинция в Зап.
Брно (Brno), город в Чехословакии, у слияния pp.
Гартный Тишка (псевдоним; настоящее имя и фамилия Дмитрий Федорович Жилунович) [23.
Диалект (от греч. dialektos — разговор, говор, наречие), разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения с лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.