Вертолёт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

Вертолёт, летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальными взлётом и посадкой, подъёмная сила в котором создаётся одним или несколькими (чаще двумя) несущими винтами. Слово «вертолёт» введено вместо иностранного «геликоптер». Вертолёт взлетает вертикально вверх без разбега и совершает вертикальную посадку без пробега, неподвижно «висит» над одним местом, допуская поворот вокруг вертикальной оси в любую сторону, производит полёт в любом направлении со скоростями от нуля до максимальной. При вынужденной остановке двигателей в полёте Вертолёт может совершить планирующий спуск и посадку, используя самовращение (авторотацию) несущих винтов. Во избежание срыва потока с лопастей и для увеличения скорости полёта некоторые Вертолёт имеют небольшое крыло, разгружающее несущие винты.

  В зависимости от способа уравновешивания реактивного момента несущего винта различают Вертолёт: одновинтовые (с хвостовым винтом или с реактивным приводом несущего винта), двухвинтовые (соосные; продольной схемы; с перекрещивающимися осями несущих винтов; с поперечным расположением несущих винтов, или поперечной схемы) и многовинтовые. Из них получили распространение Вертолёт: одновинтовые с хвостовым винтом (без крыла и с крылом); двухвинтовые соосные (рис. 1) и Вертолёт продольной схемы.

Рис. 1. Компоновочная схема двухвинтового соосного вертолёта Ка-18: 1 — лопасти несущих винтов; 2 — носовая часть фюзеляжа; 3 — приборная доска; 4 — педали путевого управления; 5 — приемник воздушного давления; 6 — переднее шасси; 7 — подножка; 8 — кресла; 9 — передний бензиновый бак; 10 — главное шасси; 11 — задний бензиновый бак; 12 — радиооборудование; 13 — хвостовая балка; 14 — хвостовая опора; 15 — вертикальное оперение; 16 — стабилизатор; 17 — двигатель; 18 — колонка несущих винтов; 19 — рычаг управления двигателем и несущими винтами; 20 — ручка продольно-поперечного управления. Вертолёт.

Рис. 1. Компоновочная схема двухвинтового соосного вертолёта Ка-18: 1 — лопасти несущих винтов; 2 — носовая часть фюзеляжа; 3 — приборная доска; 4 — педали путевого управления; 5 — приемник воздушного давления; 6 — переднее шасси; 7 — подножка; 8 — кресла; 9 — передний бензиновый бак; 10 — главное шасси; 11 — задний бензиновый бак; 12 — радиооборудование; 13 — хвостовая балка; 14 — хвостовая опора; 15 — вертикальное оперение; 16 — стабилизатор; 17 — двигатель; 18 — колонка несущих винтов; 19 — рычаг управления двигателем и несущими винтами; 20 — ручка продольно-поперечного управления.

  Вертолёт любой схемы состоит из планёра, аналогичного самолётному (фюзеляж, шасси, органы управления, электро-, радиои навигационное оборудование и т.д.), винтовой несущей системы (несущих винтов), двигательной (силовой) установки (см. Вертолётный двигатель), трансмиссии (привода). Одновинтовые Вертолёт с механическим приводом, кроме того, имеют хвостовой винт и систему управления им.

  Подавляющее большинство конструкций несущих винтов Вертолёт выполнено с шарнирной подвеской лопастей. Такая подвеска даёт возможность лопастям совершать маховое движение, обеспечивающее балансировку Вертолёт во всём диапазоне скоростей полёта. В то же время маховое движение лопастей ставит предел увеличению скорости полёта Вертолёт свыше 350—370 км/ч из-за срыва потока на них. В 1965 появились Вертолёт американской фирмы «Локхид» с бесшарнирными полужёсткими винтами, у которых маховое движение концов лопастей осуществляется вследствие упругого изгиба лопастей. В 60-е гг. 20 в. начались разработки конструкций жёстких винтов, у которых практически устранено маховое движение. Такие винты могут быть применены только в двухвинтовой соосной системе, обеспечивающей балансировку и управление Вертолёт Жёсткие соосные винты, не имея срыва потока, позволят довести скорость полёта до 500—600 км/ч. Основные три типа конструктивного выполнения лопастей — смешанная конструкция со стальным трубчатым лонжероном, цельнометаллическая конструкция с прессованным из алюминиевого сплава лонжероном; цельно-стеклопластиковая лопасть. Аэродинамическая компоновка лопасти зависит от назначения Вертолёт и определяется условиями взлёта, значением максимальной скорости конца лопасти при максимальной скорости полёта.

  Управление несущими винтами состоит из двух систем: циклического управления шагом лопастей и управления общим шагом лопастей. Циклическое управление шагом лопастей выполняется автоматом перекоса, изобретённым Б. Н. Юрьевым в 1911. Автомат перекоса (рис. 2) расположен на оси винта двух колец, подвешенных на кардане к неподвижной опоре. Внутреннее кольцо соединено с тягами продольного и поперечного управления; внешнее кольцо — с тягами, управляющими лопастями. Под действием тяг управления внутреннее кольцо автомата перекоса наклоняется, вызывая синусоидальное изменение углов установки лопастей в осевом шарнире и появление горизонтальной составляющей тяги несущего винта, которая вызывает поступательное движение Вертолёт и наклоняет его в сторону движения. Управление общим шагом лопастей осуществляется одновременным поворотом их в осевом шарнире относительно продольной оси лопасти посредством рычагов и тяг и служит для изменения вертикального режима полёта: при одновременном увеличении угла установки всех лопастей Вертолёт поднимается; при одновременном уменьшении углов — опускается. Продольное и поперечное управление Вертолёт осуществляется через автоматы перекоса; путевое управление — изменением шага лопастей хвостового винта (на одновинтовых Вертолёт) или одновременным изменением общего шага лопастей в противоположных направлениях (на соосных Вертолёт). При переходе на режим безмоторного планирования (режим самовращения несущих винтов) опусканием рычага общего шага уменьшают угол установки лопастей до 3—5°.

Рис. 2. Схема автомата перекоса. Вертолёт.

Рис. 2. Схема автомата перекоса.

  Наибольшего развития вертолётостроение достигло в СССР (научно-конструкторские коллективы под руководством М. Л. Миля и Н. И. Камова), в США фирмы «Сикорский», «Боинг», «Белл», «Каман»), Франции («Сюд-авиасьон»), Англии («Уэстленд») и Италии («Агута»). Вертолёт широко применяют в народном хозяйстве СССР: на работах по борьбе с с.-х. вредителями и болезнями садов, виноградников и ценных технических культур, а также по подкормке посевов (Ка-15, Ка-26, Ми-1, Ми-2); для транспортных (Ми-4, Ми-6) и пассажирских (Ми-8) перевозок; при проведении геологоразведочных работ (Ка-26); для гравиметрической съёмки (Ка-18); для разведки ледовой обстановки (Ми-1, Ка-15); для патрулирования линий высокого напряжения, газои нефтепроводов (Ка-18, Ка-26); для перевозки и монтажа крупногабаритного оборудования, установки мачт и др. монтажных работ (Ми-10); для санитарных и спасательных работ (Ка-18) и т.д.

  Вертолёт входят в состав вооружённых сил всех крупных государств и применяются в зависимости от их назначения: для переброски тактических воздушных десантов, перевозки войск и грузов, эвакуации с поля боя раненых и поврежденной боевой техники (военно-транспортные Вертолёт, рис. 3), для поражения огневых средств, открыто расположенной живой силы и техники, а также постановки минно-взрывных  противотанковых и противопехотных заграждений и дымовых завес (Вертолёт непосредственной поддержки войск); для поиска и уничтожения подводных лодок (противолодочные, корабельные и базовые Вертолёт); для ведения радиационной, химической, инженерной разведки, наблюдения за полем боя и корректировки артиллерийского огня (Вертолёт воздушной разведки). Кроме того, Вертолёт применяют для траления мин и буксировки тралов, лодок и т.д.; для осуществления спасательных операций на море и на суше; для обеспечения связи командования и в качестве воздушных командных пунктов; для наведения наплавных мостов и переправ через водные преграды; для постановки радиопомех и т.д.

Рис. 3. Военно-транспортный двухвинтовой вертолёт продольной схемы «Чинук» фирмы «Боинг» (США). Вертолёт.

Рис. 3. Военно-транспортный двухвинтовой вертолёт продольной схемы «Чинук» фирмы «Боинг» (США).

  Серийное производство отечеств. Вертолёт было начато в 1951 выпуском трёхместного Вертолёт Ми-1. В 1954 был выпущен Вертолёт Ми-4, в 1958 — двухмоторный турбовинтовой Вертолёт Ми-6 (рис. 4) с грузоподъёмностью, превышающей 6 т, и. пассажировместимостью 70—80 чел., а в 1965 — Вертолёт Ми-10 (рис. 5). С 1953 по 1968 был налажен серийный выпуск двухвинтовых соосных вертолётов Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-25 (рис. 6), Ка-26 (рис. 7). В 1968 был создан самый грузоподъёмный Вертолёт В-12 с поперечным расположением винтов (конструкции М. Л. Миля), поднявший в марте 1969 коммерческий груз 31130 кг на высоту 2950 м (о др. рекордах Вертолёт см. Вертолётный спорт). См. также Авиация.

Рис. 4. Транспортный вертолёт Ми-6. Вертолёт.

Рис. 4. Транспортный вертолёт Ми-6.

Рис. 5. Вертолет-кран Ми-10 с автобусом на специальной платформе. Вертолёт.

Рис. 5. Вертолет-кран Ми-10 с автобусом на специальной платформе.

Рис. 6. Вертолёт Ка-25 производит посадку на взлетно-посадочную площадку корабля. Вертолёт.

Рис. 6. Вертолёт Ка-25 производит посадку на взлетно-посадочную площадку корабля.

Рис. 7. Вертолёт Ка-26 производит опрыскивание ядохимикатами. Вертолёт.

Рис. 7. Вертолёт Ка-26 производит опрыскивание ядохимикатами.

 

  Лит.: Изаксон А. М., Геликоптеры, 2 изд., М., 1947: Камов Н. И., Винтовые летательные аппараты, М., 1948: Братухин И. П., Проектирование и конструкции вертолетов, М., 1955; Юрьев Б. Н., Аэродинамический расчет вертолетов, М., 1956: Изаксон А. М., Советское вертолетостроение, М., 1964; Вертолеты, т. 1—2, М., 1966—67.

  Н. И. Камов.

Так же Вы можете узнать о...


Россыпи, россыпные месторождения, скопления на земной поверхности мелких обломков горных пород или минералов, возникающих вследствие разрушения коренных месторождений полезных ископаемых или горных пород, которые содержат включения ценных минералов в размерах, допускающих экономически выгодное их извлечение.
Сафонов Василий Ильич [25.1(6.2).1852, станица Ицюрская Терской обл.
Сильвестр (русский политич. деятель) Сильвестр (умер около 1566), русский политический деятель и писатель 16 в.
Соловьяненко Анатолий Борисович (р. 25.9.1932, Донецк), советский певец (лирико-драматический тенор), народный артист СССР (1975).
Стоимость рабочей силы, см. в ст. Рабочая сила.
Танер Халдун Танер (Тапег) Халдун (р. 16.3.1916, Стамбул), турецкий писатель.
Токсикология (от греч. toxikоn — яд и ¼логия), раздел медицины, изучающий свойства ядовитых веществ, механизм их действия на животный организм, сущность вызываемого ими патологического процесса (отравления), методы его лечения и предупреждения.
Тяньцзиньский трактат 1858, между Россией и Китаем об определении взаимных отношений, подписан 1(13) июня в Тяньцзнне русским вице-адмиралом Е.
Фейерверк (нем. Feuerwerk, от Feuor – огонь и Werk – дело, работа), декоративные огни, получаемые при сжигании пиротехнических составов, содержащих соли металлов, окрашивающие пламя в разные цвета.
Фуке Фридрих де ла Мотт Фуке (Fouque) Фридрих де ла Мотт (de la Motte) (12.
Худяков Николай Николаевич (4.12.1866, Киев, — 1.
Чёрч Алонзо Чёрч (Church) Алонзо (р 14.6.1903, Вашингтон), американский логик, математик.
Штампование, см. Штамповка.
Эолит (от греч. eos — утренняя заря, рассвет и lithos — камень), в археологии 19 в.
Абу Дахбаль аль-Джумахи (гг. рожд. и смерти неизвестны), арабский поэт 2-й половины 7 — начала 8 вв.
Алыча, ткемали, вишнеслива (Prunus divaricata), плодовое растение подсемейство сливовых, семейство розоцветных.