Виндельбанд ВильгельмБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Виндельбанд Вильгельм Виндельбанд. Виндельбанд (Windelband) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам, — 22.10.1915, Гейдельберг), немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства. Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903). Виндельбанд Вильгельм известен своими трудами по истории философии («История древней философии», 1888; рус. пер. 1893; «История новой философии», Bd 1—2, 1878—80; рус. пер., т. 1—2, 1902—05), в которых философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. В характерном для неокантианства духе Виндельбанд Вильгельм устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём. Философию Виндельбанд Вильгельм определяет как «... критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются Виндельбанд Вильгельм как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд Вильгельм сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд Вильгельм расчленил науки на номотетические, имеющие дело с законами, и идеографические, изучающие единичные явления в их неповторимости. «Одни из них суть науки о законах, другие — науки о событиях» (там же, с. 320). Таким образом, закономерность как руководящий принцип Виндельбанд Вильгельм исключает из исторического познания.
Соч.: Geschichte und Naturwissenschaft, 3 Aufl., Strassburg, 1904: Über Willensfreiheit, 4 Aufl., Tübingen, 1923; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 15 Aufl., Tübingen, 1957; в рус. пер. — О свободе воли, М., 1905; Платон, 4 изд., СПБ, 1909; Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия, М., 1910.
Лит.: Плеханов Г. Виндельбанд Вильгельм, О книге Виндельбанд Вильгельм Виндельбанда, Соч., т. 17, М., 1925, с. 155—59; Яковенко Б., Вильгельм Виндельбанд, «Вопросы философии и психологии», 1916, кн. 132—33; Блонский П., Современная философия, ч. 1, М., 1919; Rickert Н., Wilhelm Windelband, 2 Aufl., Tübingen, 1929. См. также лит. при статьях Баденская школа и Неокантианство. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|