Блонский Павел Петрович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЛА
БЛЕ
БЛЁ
БЛИ
БЛО
БЛУ
БЛЭ
БЛЮ
БЛЯ

Блонский Павел Петрович [14(26).5.1884, Киев, — 15.2.1941, Москва], советский педагог, психолог, историк философии. Доктор педагогических наук (1935). В 1907 окончил историко-филологический факультет Киевского университета. В 1903—17 член партии эсеров. С 1913 приват-доцент педагогики и психологии в Московском университете, а также на Высших женских педагогических курсах и в университете Шанявского. В 1919 создаёт Академию социального воспитания в Москве и становится её первым председателем и профессором (до 1931). В 1930—40 заведует лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в институте экспериментальной психологии.

  В 1907—14 Блонский Павел Петрович с идеалистических позиций пишет ряд работ по истории философии. Обратившись к проблемам образования, формулирует принцип классового характера воспитания и выдвигает теорию трудовой народной школы (1915—16; «Трудовая школа», 1919). Согласно Блонский Павел Петрович, процесс учения есть не просто усвоение извне даваемых знаний и способов деятельности, а развитие новых качеств на базе врождённых способностей ребёнка. Это определило движение Блонский Павел Петрович к педологии. Высказав верный тезис о том, что без знания возрастных особенностей детей нельзя построить удовлетворительную педагогику, он, однако, пришёл к механистическим выводам, согласно которым изменения в поведении ребёнка обусловлены влиянием среды и наследственности, а развитие его интеллекта должно повторять развитие человеческого рода и т.п. Блонский Павел Петрович предложил генетическую теорию памяти («Память и мышление», 1935), сохраняющую значение до сих пор и утверждающую, в частности, что в процессе усвоения главная роль принадлежит мышлению, а не памяти.

 

  Соч.: Философия Плотина, М., 1918; Современная философия, ч. 1—2, М., 1918—22; Педология, М., 1934; Очерки детской сексуальности, М., 1935; Избр. педагогические произведения, М., 1961; Избр. психологические произведения, М., 1964.

 

  Лит.: Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.

  И. Н. Семенов.

Так же Вы можете узнать о...


Вильман Отто Вильман (Willmann) Отто (24.4.1839, Лисса, ныне Лешно, Польша, — 1.
Кайтен (япон. — «Небесная перемена»), торпеда, управляемая добровольцем-смертником (см.
Молдова (историч. область в Румынии) Молдова (Moldova), историческая область на В.
Родс Сесил Джон Родс (Rhodes) Сесил Джон (5.7.1853, Бишоп-Стортфорд, Хартфордшир, — 26.
Фофанова Маргарита Васильевна [20.9 (2.10).1883, с.
Белогорский, посёлок городского типа в Уланском районе Восточно-Казахстанской области Казахстанской ССР.
Дурдыев Ата (р. 1.1.1910, с. Кеши, ныне Ашхабадского района), туркменский советский актёр, народный артист СССР (1971).
Лиственные мхи, листостебельные мхи (Bryatae, Musci), класс споровых растений отдела мохообразных.
Пожарский Дмитрий Михайлович [1.11.1578 — 20(30).
Тибето-бирманские языки, выделяемая рядом исследователей группа китайско-тибетских языков, распространённая преимущественно в КНР (Тибет и Юго-Западный Китай), Бирме, Бангладеше, Непале, на С.
«Акахата» («Красное знамя»), ежедневная газета, центральный орган Коммунистической партии Японии.
«Гнчак», армянская мелкобуржуазная националистическая партия, организованная в августе 1887 в Женеве группой армянских студентов [А.
Конёк (рыба) Конёк, рыба семейства лососёвых; то же, что валёк.
«Огонёк», русский советский общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал.
Смирнов Анатолий Филиппович [р. 8(21).11.1909, станица Рачейка Сызранского района, ныне Куйбышевской области], советский учёный в области строительной механики и строительных конструкций, доктор технических наук (1945), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1967).