Газали Абу Хамид Мухаммед ибн МухаммедБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Газали, аль-Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан, Иран, — декабрь 1111, там же), мусульманский теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преимущественно по-арабски. Получил образование в Нишапуре (Восточный Иран) и Багдаде. Был преподавателем мусульманского права. Занимаясь философией, Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед пришёл к выводу о принципиальной несочетаемости веры как понятия иррационального и философии как продукта рационалистических построений, что вызвало у него глубокий психологический кризис (1095). Отказавшись от поста мудариса (профессора), Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед 11 лет вёл жизнь странствующего дервиша, а затем затворника. Основные соч. Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед — огромный компендиум «Возрождение наук о вере» («Ихйа улум ад-дин», т. 1—4, 1872), где развивается идея невозможности рационального познания бога (поскольку бог есть высшая истина), хотя Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед не отрицает достоверности построенных на рациональных основаниях наук, дающих знание закономерностей окружающего мира. Познание бога, по Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед, возможно лишь путём экстатического переживания, выступающего в качестве внутреннего опыта для каждого испытавшего его индивидуума, причём высший опыт — это интуитивное постижение богоподобности человеческой души. Душа, как и бог, согласно Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед, внепространственна; мир есть результат свободного божественного волевого акта. Резкой критике подверг Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед известные ему философские системы, особенно восточный аристотелизм (Фараби, Ибн Сина); против мистического теизма Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед выступил арабский мыслитель Ибн Рушд. Система Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед во многом явилась философско-теологическим формулированием монотеистического суфизма. Объединив его с умеренным ортодоксальным исламом, Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед выступил фактическим его реформатором. Идеи Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед оказали воздействие на развитие мусульманской философии, средневековой еврейской философии (Маймонид, Бахил ибн Пакуда и др.) и европейских мистических учений (Раймунд Луллий, И. Экхарт и др.).
Соч.: Тахафут аль-фаласифа, Бейрут, 1927; в рус. пер. — Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорьян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана 7—12 вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.
Лит.: Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966; Wensinck A. J., La pensée de Ghazãli, P., 1940; Smith М. М., Al-Ghazālī, the Mystic..., L., 1945; Абу Бекр Абд-ар-Раззак, Маа муаллифат аль-Газали, т. 1—3, Каир, 1966. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|