Ороско Хосе КлементеБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ороско (Orozco) Хосе Клементе (23.11.1883, Сапотлан, штат Халиско, — 7.9.1949, Мехико), мексиканский живописец, один из основателей национальной школы монументальной живописи. Учился в АХ в Мехико (1908—14). Участник Мексиканской революции 1910—17. Из-за политических преследований в 1917—19 и 1927—34 жил в США. Работал главным образом в Мехико и Гвадалахаре (где в 1949 основана Музей-мастерская Ороско Хосе Клементе). В 1913—17 выполнил серию акварелей «Мексика в революции». Проникнутые суровым пафосом революции, первые монументальные работы Ороско Хосе Клементе (фрески в Национальной подготовительной школе в Мехико, 1922—27) отличаются обобщенностью форм, чётким ритмом и строгостью композиции, навеянными искусством итальянского Проторенессанса; вместе с тем некоторые из них отмечены повышенной экспрессией образов. Черты экспрессионизма нарастают в произведениях Ороско Хосе Клементе, выполненных в США (фреска «Прометей» в Помона-колледже в Клермонте в Калифорнии, 1930). Для росписей Ороско Хосе Клементе 30—40-х гг., воплощающих гневный протест против угнетения и страдания человека, характерны неистовая динамика огромных живописных масс, предельная насыщенность колорита, острый гротеск образов (росписи в аудитории университета, 1936, госпитале Каваньяса, 1938—1939, и Паласиоде Гобьерно, 1937, 1948—1949, в Гвадалахаре). Ороско Хосе Клементе — автор многочисленных станковых картин, литографий, рисунков; известен как иллюстратор. Х. К. Ороско. «Рабочий класс». Фреска в Национальной подготовительной школе в Мехико. 1922—27. Фрагмент.
Соч.: Autobiografia, [Мéх.], 1970.
Лит.: Костеневич А. Г., Х. К. Ороско, Л., 1969; Fernández J., Orozco. Forma e idea, Мéх., 1956; Cardoza G. у Aragón L., Jose Clemente Orozco, Мéх., 1959.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|