Ганди Мохандас Карамчанд

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГАА
ГАБ
ГАВ
ГАГ
ГАД
ГАЕ
ГАЗ
ГАИ
ГАЙ
ГАК
ГАЛ
ГАМ
ГАН
ГАО
ГАП
ГАР
ГАС
ГАТ
ГАУ
ГАФ
ГАХ
ГАЦ
ГАШ
ГАЭ
ГАЮ
ГАЯ

М. К. Ганди. Ганди Мохандас Карамчанд.

М. К. Ганди.

Ганди Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, — 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Ганди Мохандас Карамчанд был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди Мохандас Карамчанд рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Ганди Мохандас Карамчанд до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893—1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди Мохандас Карамчанд возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Ганди Мохандас Карамчанд выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899—1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди Мохандас Карамчанд создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к брит. империи, что, по мнению Ганди Мохандас Карамчанд, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Ганди Мохандас Карамчанд познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди Мохандас Карамчанд считал своим учителем и духовным наставником.

  По возвращении на родину (январь 1915) Ганди Мохандас Карамчанд сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914—18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, началось массовое антиимпериалистическое движение. Ганди Мохандас Карамчанд понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо др. уступок.

  Ганди Мохандас Карамчанд и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Ганди Мохандас Карамчанд ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Ганди Мохандас Карамчанд отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала её полностью. В 1919—47 Национальный конгресс под руководством Ганди Мохандас Карамчанд превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Ганди Мохандас Карамчанд и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).

  Ганди Мохандас Карамчанд идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.

  Ганди Мохандас Карамчанд боролся против всех проявлений английской политики «разделяй и властвуй», против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст «неприкасаемых» и др. В период подъёма национально-освободительного движения в Индии (1919—22) Ганди Мохандас Карамчанд возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. Однако в феврале 1922 руководство Национального конгресса по предложению Ганди Мохандас Карамчанд прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923—28 Ганди Мохандас Карамчанд сосредоточил свою политическую. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института «неприкасаемых», В годы нового подъёма антиимпериалистического движения (1929—33) Ганди Мохандас Карамчанд руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии (см. Соляной поход). В 1931 Ганди Мохандас Карамчанд пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; Ганди Мохандас Карамчанд соглашался представлять конгресс на конференции «круглого стола» (см. «Круглого стола» конференции), а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской буржуазии. В сентябре 1934 Ганди Мохандас Карамчанд заявил о выходе из Национального конгресса, но фактически Ганди Мохандас Карамчанд оставался лидером Национального конгресса до конца жизни.

  Ганди Мохандас Карамчанд неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (например, в 1922—24, 1930—31, 1942—44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института «неприкасаемых» и пр.). Голодовки Ганди Мохандас Карамчанд вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки.

  В 1942, во время 2-й мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Ганди Мохандас Карамчанд выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946—47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Ганди Мохандас Карамчанд осуждал революционные выступления масс (в т. ч. и восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Ганди Мохандас Карамчанд выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства — Индию и Пакистан. Ганди Мохандас Карамчанд выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 Ганди Мохандас Карамчанд был убит членом индусской шовинистической организации. Индийский народ глубоко чтит память Ганди Мохандас Карамчанд, убеждённого борца за дело национальной независимости.

  В советской исторической литературе до середины 50-х тг. допускались неправильные, односторонние оценки роли Ганди Мохандас Карамчанд в общественно-политической жизни Индии, в антиимпериалистической борьбе индийского народа.

 

  Соч.: Collected works, v. 1—10, Delhi, 1958—63; Young India. 1919—1922, Madras, 1922; Young India, [v. 2]. 1924—1926, N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; в рус. пер. — Моя жизнь, М., 1969.

 

  Лит. см. при ст. Гандизм.

  А. М. Дьяков.

Так же Вы можете узнать о...


Черняев Илья Ильич [8(20).1.1893, с. Спасское Вологодской губернии, — 30.
Горбачёв Игорь Олегович (р. 20.10.1927, Ленинград), русский советский актёр, народный артист СССР (1972).
Мальдонадо Томас Мальдонадо (Maldonado) Томас (родился 25.5.1922, Буэнос-Айрес), практик и теоретик дизайна, занимающийся преимущественно его социологическими и философскими аспектами.
Сибирское отделение Академии наук СССР (СО АН СССР), основано в мае 1957 для организации и проведения комплексных теоретических и экспериментальных исследований в области физико-технических, естественных и экономических наук и решения проблем, связанных с развитием производительных сил Сибири и Дальнего Востока.
Акциденция (от лат. accidentia — случай, случайность), философский термин, означающий случайное, несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному (см.
Зимородки (Alcedinidae), семейство птиц отряда ракшеобразных.
Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Тура (река) Тура, Долгая, река в Свердловской и Тюменской областях РСФСР, левый приток р.
Вариолит (от позднелат. variola — пустула, пузырёк, в дальнейшем — оспа), оспенный камень, структурная разновидность плотной вулканической породы типа базальта или диабаза.
Крабовый промысел, лов крабов и изготовление из них консервов.
Радиорелейная связь (от радио... и франц. relais — промежуточная станция), радиосвязь, осуществляемая при помощи цепочки приёмо-передающих радиостанций, как правило, отстоящих друг от друга на расстоянии прямой видимости их антенн.
Штамб (от нем. Stamm — ствол), часть ствола дерева от корневой шейки до первой скелетной ветви нижнего яруса кроны.
Демичев Петр Нилович Демичев Пётр Нилович (р. 3.1.1918, посёлок Песочная, ныне г.
Младофинны, представители существовавшего в Великом княжестве Финляндском с конца 80-х гг.
Столыпинская аграрная реформа, буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России.
Барзани Мустафа Барзани мулла Мустафа аль-Барзани (р. 14.5.1903), политический деятель Ирака.