Мировоззрение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МИА
МИВ
МИГ
МИД
МИЕ
МИЗ
МИИ
МИЙ
МИК
МИЛ
МИМ
МИН
МИО
МИП
МИР
МИС
МИТ
МИУ
МИФ
МИХ
МИЦ
МИЧ
МИШ
МИЩ
МИЭ
МИЯ

Мировоззрение, система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание Мировоззрение группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта Мировоззрение реально выступают социальная группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка Мировоззрение — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности Мировоззрение — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного Мировоззрение — условия материальной жизни общества, общественное бытие.

  Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа Мировоззрение — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы Мировоззрение выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура Мировоззрение образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.

  Различают понятия «Мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.

  Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект Мировоззрение Для Мировоззрение же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

  Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, Мировоззрение играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть Мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью Мировоззрение, а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.

  Понятие «Мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию Мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть Мировоззрение, которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

  Мировоззрение может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень Мировоззрение существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное Мировоззрение даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское Мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

  Мировоззрение — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие Мировоззрение действенную силу. Содержание сознания превращается в Мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «...которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

  В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого Мировоззрение, ибо каждый класс имеет своё специфическое Мировоззрение; в нём происходит борьба Мировоззрение Носителями передового Мировоззрение являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его Мировоззрение по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное Мировоззрение открыто защищало классовое неравенство. Мировоззрение буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её Мировоззрение и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её Мировоззрение становится консервативным и реакционным. Буржуазное Мировоззрение, будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.

  В противоположность буржуазному Мировоззрение, коммунистическое Мировоззрение, обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического Мировоззрение составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское Мировоззрение — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных Мировоззрение — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.

  В социалистическом обществе марксистско-ленинское Мировоззрение стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического Мировоззрение составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).

 

  Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), Мировоззрение, 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, Мировоззрение, 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., Мировоззрение, 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, Мировоззрение, 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.

  А. Г. Спиркин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Большевизм, возникшее в начале 20 в. в России революционное, последовательное марксистское течение политической мысли в международном рабочем движении, получившее своё воплощение в пролетарской партии нового типа, в партии большевиков, созданной В.
Верхнеангарский хребет, горный хребет к северо-востоку от озера Байкал, в Бурятской АССР и Иркутской области РСФСР.
Галичина, историческое название части территории Южной Польши и западно-украинских земель; см.
Госсен Герман Генрих Госсен (Gossen) Герман Генрих (7.9. 1810, Дюрен, — 13.
Диадема (греч. diadеma), головная повязка, венец.
Зайц Иван Зайц (Zajc) Иван (3.8.1832, Риека, — 16.12.1914, Загреб), хорватский композитор, дирижёр, педагог.
Исаковский Михаил Васильевич [р. 7(19).1.1900, деревня Глотовка Ельнинского уезда, ныне Смоленской области], русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970).
Кейтель Вильгельм Кейтель (Keitel) Вильгельм (22.9.1882, Хельмшероде, — 16.
Координатно-измерительная машина в астрономии, прибор для измерения прямоугольных координат небесных объектов на астрофотографиях.
Лавровская Елизавета Андреевна Лавровская (по мужу — Цертелева) Елизавета Андреевна [1(13).
Лямино, посёлок городского типа в Пермской области РСФСР.
Метсю Габриель Метсю (Metsu, Metsue) Габриель (январь 1629, Лейден, — похоронен 24.
НАМИ, см. Автомобильный и автомоторный научно-исследовательский институт.
Ожогина, река в Якутской АССР, левый приток р.
Пелорический цветок, пелории (от греч. pelorios — чудовищный), цветок с правильным (актиноморфным) венчиком, в отличие от прочих цветков того же растения, имеющих неправильные (зигоморфные) венчики.
Поркьюпайн (река в Канаде и Аляске) Поркьюпайн (Porcupine), река в Канаде и Аляске (США), правый приток р.
Рапсодия (от греч. rhapsodia — пение или декламация нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода), вокальное или инструментальное произведение, которое как бы воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода, а также певца-сказителя национального эпоса др.
Сан-Фелипе (город в Венесуэле) Сан-Фелипе (San Felipe), город на северо-западе Венесуэлы.
Словацкая академия наук (Slovenska akademia vied), САН, создана в 1953, высшее научное учреждение Словацкой Социалистической Республики в ЧССР с 1963 часть Чехословацкой академии наук.