Гармония (соразмерность)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГАА
ГАБ
ГАВ
ГАГ
ГАД
ГАЕ
ГАЗ
ГАИ
ГАЙ
ГАК
ГАЛ
ГАМ
ГАН
ГАО
ГАП
ГАР
ГАС
ГАТ
ГАУ
ГАФ
ГАХ
ГАЦ
ГАШ
ГАЭ
ГАЮ
ГАЯ

Гармония (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Гармония (соразмерность) получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.

  В древнегреческой философии Гармония (соразмерность) означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев Гармония (соразмерность) вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между которыми соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы (Гармония (соразмерность) сфер). Гераклит углубил понятие «Гармония (соразмерность)», истолковывая её как единство противоположностей: «Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу» (Аристотель, Никомахова этика, VIII, 2,1155 в. 4). У Гераклита Гармония (соразмерность) — не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутреннее единство: «Скрытая гармония сильнее явной» (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Гармония (соразмерность) космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию «Гармония (соразмерность)» социальное, нравственное значение: Гармония (соразмерность) как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (см. «Государство», III, 400 Е—401А). Аристотель рассматривал Гармония (соразмерность) как единство и завершённость целого, как единство в многообразии.

  Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека, который стал знаменем гуманизма. Основы Гармония (соразмерность) эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математической точности законов перспективы и др. Гармония (соразмерность) считалась существенным признаком и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, «... гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота» (Избранные произв., т. 2, М. — Л., 1935, с. 76).

  В 18 в. понятие Гармония (соразмерность) разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Гармония (соразмерность) Лейбниц развил учение о «предустановленной» Гармония (соразмерность), утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом (см. «Монадология», § 51 сл.); в частности, соответствуют друг другу душа и тело (см. там же, § 78). Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание Гармония (соразмерность), подчёркивала её воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие Гармония (соразмерность) играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник Г. в человеческий субъект, понимал Гармония (соразмерность) прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью («Критика способности суждения»). Развёрнутую теорию Гармония (соразмерность) дал Гегель. «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи, « («Эстетика», т. 1, М., 1968 с. 149). Гармония (соразмерность), по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определённость материала искусства. Гармония (соразмерность) внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, которое несёт в себе «романтическое искусство», т. е. искусство нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие Гармония (соразмерность) заняло видное место в утопическом социализме 19 в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как «строй гармонии».

  В своём понимании Гармония (соразмерность) как формы выражения идеала марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путём социалистической революции и построения коммунизма — неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоническое развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку Гармония (соразмерность) как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, советская эстетика понимает Гармония (соразмерность) как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности.

 

  Лит.: Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963; Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 36—84; Zederbauer Е., Die Harmonic im Weltall in der Natur und Kunst. W.,1917; Burchartz М., Gleichnis der Harmonic, Gesetz und Gestaltung der bildenden Künste, Münch., 1949.

  А. Ф. Лосев.

Так же Вы можете узнать о...


Жало, колющая часть жалящего аппарата самок перепончатокрылых насекомых подотряда жалящих (Aculeata).
Надгробие, произведение скульптуры или малая архитектурная форма; предназначено для увековечения памяти умершего, устанавливается на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего, и ложного Н.
Сурикат (Suricata suricata), хищное млекопитающее семейства виверровых.
Балторо, Салторо, ледник в хребте Каракорум, к юго-востоку от г.
Казеиновые краски, один из видов клеевых красок, приготовляемых на основе белкового компонента молока — казеина; см.
Осушение, предупреждение или ликвидация неблагоприятного влияния воды на хозяйственную деятельность человека.
Удрис Рудольф Юрьевич (17.2.1899, Балтпамужис, — 30.
Вагенбург (нем. Wagenburg, от Wagen — повозка и Burg — прибежище, защита), укрепление, построенное из повозок военного обоза, применявшееся в древности и в средние века для отражения неприятельской атаки.
Коммутация (экономич.) Коммутация (от лат. commutatio — перемена) замена барщинных повинностей и натуральных оброков феодально-эксплуатируемых крестьян денежной рентой, происходившая в результате и по мере проникновения товарно-денежных отношений в феодальную деревню.
Понтеведра (Pontevedra), город и порт на северо-западе Испании, в Галисии, на побережье Атлантического океана.
Холодильный агрегат, конструктивное соединение в единую сборочную единицу всех или части элементов холодильной машины.
Гарантии прав граждан, условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными конституцией и другими законами правами и свободами.
Лейне (Leine), река в ФРГ (истоки в ГДР), левый приток р.
Родевич Вячеслав Михайлович (18.2.1878, Петербург, — 24.
Эйнштейн (физич.) Эйнштейн, единица энергии электромагнитного излучения оптического диапазона; применяется в фотохимии, равна NAhn, где NAАвогадро число и hn — энергия фотона.