НадгробиеБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Надгробие, произведение скульптуры или малая архитектурная форма; предназначено для увековечения памяти умершего, устанавливается на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего, и ложного Надгробие — кенотафа). В неолитических культурах Надгробие являлись деревянные столбы, менгиры, в Древней Греции — статуи, стелы с изображением умершего. В раннесредневековой Европе на смену плоскорельефным стелам эпохи Великого переселения народов с распространением христианства приходят кресты. Основным типом Надгробие в Западной Европе с 11 в. становится тумба (пустая каменная или бронзовая коробка, прикрытая плитой со статуарным, рельефным или гравированным портретом умершего: устанавливалась над захоронением, обычно помещаемым в интерьере церкви). На средневековом Кавказе были распространены каменные плиты с орнаментальной резьбой. Кит. Надгробие (вертикальные плиты, на которых высекались не портреты, а лишь имена) постепенно превратились в свободно стоящие мемориальные стены. В эпоху Возрождения Надгробие, как правило, вытесняются гробницами. В Надгробие 17—18 вв. портреты всё чаще сочетаются с символами бренности земного бытия и аллегорическими фигурами; всё большую композиционную и смысловую роль играют надписи. С конца 18 — начала 19 вв. Надгробие устанавливаются большей частью не в церквах, а на кладбищах (превращающихся в своеобразные музеи Надгробие). В Надгробие 2-й половины 19 — 20 вв. религиозно-дидактическое начало постепенно ослабевает и единственным украшением могилы всё чаще становится портрет умершего или лаконичная эмблема, играющая чисто мемориальную роль. Надгробие Л. Вибия и его семьи. Конец 1 в. до н. э. Камень. Музей Кьярамонти. Ватикан.
Стела Гегесо. Камень. Ок. 410 до н. э. Национальный археологический музей. Афины. Лит.: Нетунахина Г. Д., Удимова Надгробие И., Музей городской скульптуры. Краткий путеводитель, Л., 1972; s 'Jacob N., Idealism and realism. A study of sepulchral symbolism, Amst., 1954; Panofsky E., Tomb plastik, L., 1955. Стела из Теренуфиса (Северный Египет). Камень. Между 275 и 350. Археологический музей Келси. Анн-Арбор. В. Д. Синюков. Надгробный крест (Пиренеи). Камень. 1646. Музей человека. Париж.
Надгробия в селении Куядинские Хутора (Дагестанская АССР). Камень. Конец 19 — нач. 20 вв.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|