Гёффдинг ХаральдБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гёффдинг, Хёфдинг (Höffding), Харальд (11.3.1843, Копенгаген, —2.7.1931, там же), датский философ-идеалист, историк философии. В 1883—1915 профессор Копенгагенского университета. Под влиянием историко-философского метода Гегеля пытался рассматривать философию в её связи с наукой и сопоставить, на уровне теории познания, философов различных эпох (но в рамках Западной Европы), считая их учения этапами развития единой мысли («История философии нового времени», 1894—95). Рассматривая в духе позитивизма философские проблемы в связи с научно-познавательными, Гёффдинг Харальд безуспешно пытался соединить принципы эмпиризма и позитивизма с основоположениями критической философии Канта («Человеческое мышление, его формы и задачи», 1910). В качестве основных философских вопросов Гёффдинг Харальд утверждает четыре следующие проблемы: природы сознания; правильности познания; природы бытия и, наконец, аксиологии. В психологических исследованиях Гёффдинг Харальд пытался объединить интроспекционистские (см. Самонаблюдение) представления с идеями и методами дарвинизма в биологии: сознание трактовалось им как высшая форма биологического развития. Хотя Гёффдинг Харальд выделял в качестве особого фактора культурную историю человечества, центральным для него был принцип психологизма: взгляд на психологию как основу логики, этики и других наук, связанных с изучением человека, игнорирование зависимости процессов сознания от общественно-исторической практики. В исследовании личности Гёффдинг Харальд большое значение придавал принципу психической активности и в этой связи из 3 типов психических элементов — познания, чувства и воли главным считал волю. Положительную роль в истории психологии сыграла критика Гёффдинг Харальд взгляда на сознание как на совокупность самостоятельных элементов — ощущений и представлений. Этому он противопоставил «закон отношений»: свойства отдельного психического элемента определяются совокупностью связей и отношений, в которые он включен.
Соч. в рус. пер.: Очерки психологии, основанной на опыте, М. 1896; О принципах этики, Одесса, 1898; Психологические основы логических суждений, М., 1908; Философия религии, 2 изд., СПБ, 1912; Философские проблемы, М., 1905.
Лит.: Ярошевский М. Гёффдинг Харальд, История психологии, М., 1966, гл. 12; Hansen V., Harald Høffding som Religionsfilosof, og andre Karakteristiker, Kbh., 1923; Holm S., Filosofien i Norden efter 1900, Kbh., 1967. Ц. Гёффдинг Харальд Азаканьян. М. Гёффдинг Харальд Ярошевский. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|