Головин Александр ЯковлевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Головин Александр Яковлевич [17.2(1.3).1863, Москва, — 17.4.1930, Детское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области], советский театральный художник, народный артист РСФСР (1928), действительный член петербургской АХ (1912). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881—89) у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, в Париже в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Член объединения «Мир искусства». Жил в Москве (до 1901) и в Петербурге. Испытал влияние стиля «модерн». В 1890-е гг. участвовал в деятельности абрамцевского кружка (см. Абрамцево), где работал в майолике и дереве. Ранние театральные работы Головин Александр Яковлевич отмечены влиянием красочного живописного стиля К. А. Коровина («Псковитянка» Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Головин Александр Яковлевич оформлял также спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (опера Мусоргского «Борис Годунов», 1908; балет Стравинского «Жар-птица», 1910). Окончательно стиль Головин Александр Яковлевич сложился в 1910-е гг. Добиваясь целостного художественного решения спектакля, Головин Александр Яковлевич тщательно исполнял эскизы не только декораций, но и костюмов, бутафории, решая их во взаимосвязи с общим постановочным замыслом. Работы Головин Александр Яковлевич приобретают декоративную пышность: фронтально строгие и симметрично уравновешенные, его декорации графично отточены в каждой детали, плоские пятна тонко нюансированных оттенков цвета ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Мольера, 1910, «Маскарад» Лермонтова, 1917, — оба в Александрийском театре в Петрограде). В советское время Головин Александр Яковлевич оформил ряд спектаклей в театрах Ленинграда и Москвы («Женитьба Фигаро» Бомарше, 1927, «Отелло» Шекспира, 1930, — оба во МХАТе). Головин Александр Яковлевич писал также репрезентативные, театрализованные портреты деятелей русской культуры (Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова, темпера, клеевые краски, 1912, Русский музей, Ленинград; В. Э. Мейерхольда, темпера, пастель, 1910-е гг., Ленинградский театральный музей) и декоративные пейзажи и натюрморты. А. Я. Головин. Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. 1916—1917. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва.
А. Я. Головин. Автопортрет. Темпера. 1912. Третьяковская галерея. Москва. Лит.: А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л. — М., 1960; Бассехес А., Театр и живопись Головина, М., [1970]. М. В. Давыдова.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|