Натюрморт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАА
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЁ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЯ

Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально —тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра Натюрморт Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в Натюрморт изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь,— рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ — насекомых, птиц, зверей, даже людей — может иногда входить в Натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в Натюрморт вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам изображения. Цели Натюрморт как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к естествоиспытательски точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию Натюрморт, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в Натюрморт имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в Натюрморт ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом. В историческом развитии Натюрморт, в его меняющемся в разные эпохи содержании специфически отражается социальная обусловленность искусства в целом.

М. Сарьян. «Осенний натюрморт». 1961. Третьяковская галерея. Москва. Натюрморт.

М. Сарьян. «Осенний натюрморт». 1961. Третьяковская галерея. Москва.

  Натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы Натюрморт, в которых можно видеть композиционно-тематические прообразы его развитых типов, входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с 1 в. Применительно к классическому восточному, в частности китайскому и японскому, искусству трудно говорить о собственно Натюрморт: форма художественного видения и система жанров существенно отличались здесь от европейских. Отчасти с жанром Натюрморт сопоставимы произведения так называемого жанра «цветы и птицы», а также отдельные изображения фруктов (Цуй Бо, 2-я половина 11 в., Му-ци, 13 в. — в Китае; Огата Корин, 2-я половина 17 — начало 18 вв. в Японии).

Харменван Стенвейк. «Vanitas» («Суета сует»). 17 в. Городской музей «Лакенхал». Лейден. Натюрморт.

Харменван Стенвейк. «Vanitas» («Суета сует»). 17 в. Городской музей «Лакенхал». Лейден.

  Рождение Натюрморт как самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к конкретно-чувственной красоте вещей, образы которых вместе с тем порой сохраняют символическое значение, часто присущее изображению предметов в средневекового искусстве. Историю Натюрморт как жанра станковой живописи, и в частности его типа «trompel'oeil» («обманка»), открывает «Натюрморт» итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Однако распространение жанра Натюрморт приходится на 2-ю половину 16 — начало 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира. В картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари. Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика. 17 в. — эпоха расцвета Натюрморт Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных школ живописи. Становление итальянского Натюрморт в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, «низким» мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Излюбленные темы мастеров итальянского Натюрморт (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.) — цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому Натюрморт присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Традиции караваджизма ощутимы и в испанском Натюрморт с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском Натюрморт отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (Х. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском Натюрморт Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя — от изысканно скромного колорита «монохромных завтраков» В. Хеды и П. Класа до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа («десерты»). Голландский Натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме «завтраков» и «десертов», «рыбы» (А. Бейерен), «цветы и фрукты» (Я. Д. де Хем), «битая дичь» (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический Натюрморт «vanitas» («суета сует») и др. Голландский вариант термина «Н.» — «stilleven» (первоначальный смысл — «неподвижная модель») — возник только в конце 17 в., объединив все эти разновидности. Фламандский Натюрморт (главным образом «рынки», «лавки», «цветы и фрукты») выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это — гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 17 в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Вожен) Натюрморт С конца 17 в. во французском Натюрморт восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Рядом с Натюрморт цветов (Ж. Б. Моннуайе и его школа), охотничьим Натюрморт (А. Ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового Натюрморт Но в 18 в. во Франции работает один из самых значительных мастеров Натюрморт — Ж. Б. С. Шарден, чьи произведения выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористических решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага. В середине 18 в. возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к Натюрморт со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое искусство разрушало академическую иерархию жанров, тормозившую развитие Натюрморт Композиционные штампы Натюрморт изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы. В 19 в. судьбы Натюрморт определяют ведущие мастера живописи, работающие во многих жанрах и вовлекающие Натюрморт в борьбу эстетических и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во Франции, эпизодически обращавшиеся к Натюрморт). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в Натюрморт крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного Натюрморт 2-й половины 19 в. выделяются, в общем, традиционные работы француза А. Фантен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип «trompel'oeil». Подъём Натюрморт связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем. В конце 19 в. экспрессивные возможности Натюрморт вплоть до остродраматического выражения социальной и нравственной позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластическое совершенство живописи, верной как природе, так и высоким идеалам картины, возрождает в Натюрморт француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для его творческой концепции, оказавшей большое влияние на развитие Натюрморт (как и живописи в целом) в искусстве 20 в. С начала 20 в. Натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, Х. Грис и др.), используя заложенные в специфике Натюрморт аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) Натюрморт привлекают и мастеров более поздних течений — от художников, в разной мере сочетающих ориентацию на классическое наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии), до представителей сюрреализма и «поп-арта», чьи произведения в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра Натюрморт Реалистические традиции Натюрморт (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

Ф. Снейдерс. «Фруктовая лавка». 1-я пол. 17 в. Прадо. Мадрид. Натюрморт.

Ф. Снейдерс. «Фруктовая лавка». 1-я пол. 17 в. Прадо. Мадрид.

П. Сезанн. «Персики и груши». Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Натюрморт.

П. Сезанн. «Персики и груши». Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

В. ван Гог. «Подсолнухи». 1888. Новая пинакотека. Мюнхен. Натюрморт.

В. ван Гог. «Подсолнухи». 1888. Новая пинакотека. Мюнхен.

Э. Баскенис. «Натюрморт с музыкальными инструментами». 17 в. Галерея Академии Каррара. Бергамо. Натюрморт.

Э. Баскенис. «Натюрморт с музыкальными инструментами». 17 в. Галерея Академии Каррара. Бергамо.

Ж. Б. С. Шарден. «Медный бак». Ок. 1733. Лувр. Париж. Натюрморт.

Ж. Б. С. Шарден. «Медный бак». Ок. 1733. Лувр. Париж.

П. Клас. «Натюрморт». Сер. 17 в. Собрание Кастеллино. Неаполь. Натюрморт.

П. Клас. «Натюрморт». Сер. 17 в. Собрание Кастеллино. Неаполь.

Якоподе Барбари. «Натюрморт». 1504. Старая пинакотека. Мюнхен. Натюрморт.

Якоподе Барбари. «Натюрморт». 1504. Старая пинакотека. Мюнхен.

Х. Грис. «Натюрморт». Коллаж, уголь. 1914. Художественный музей. Филадельфия. Натюрморт.

Х. Грис. «Натюрморт». Коллаж, уголь. 1914. Художественный музей. Филадельфия.

Х. Санчес Котан. «Натюрморт». Нач. 17 в. Галерея изящных искусств. Сан-Диего (США). Натюрморт.

Х. Санчес Котан. «Натюрморт». Нач. 17 в. Галерея изящных искусств. Сан-Диего (США).

  В русском искусстве Натюрморт появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир («обманки» Г. Натюрморт Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русском Натюрморт носит эпизодический характер. Его некоторый подъём в 1-й половине 19 в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во 2-й половине 19 в. к Натюрморт этюдного характера лишь изредка обращаются И. Натюрморт Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подобное положение Натюрморт в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение Натюрморт-этюда возрастает на рубеже 19 и 20 вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского Натюрморт приходится на начало 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащенные новыми художественными веяниями работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, М. Ф. Ларионова; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусства» (А. Я. Головин и др.): романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Кузнецова, Натюрморт Натюрморт Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и др. живописцев круга «Голубой розы»; яркие, пластичные Натюрморт мастеров «Бубнового валета» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Натюрморт С. Гончарова) с их культом единства цвета и формы и пафосом самого процесса интерпретации натуры. Развиваясь в общем русле искусства социалистического реализма, советский Натюрморт обогащается новым содержанием. В 20—30-х гг. он включает и почти философское осмысление современности в обострённых по постановке и композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и попытки осязаемо обрести отвергнутую беспредметниками вещь через эксперименты в области фактуры (Д. П. Штеренберг, Натюрморт И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия плодов земных, снеди, утвари (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), и поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Натюрморт А. Тырса и др.). Сюжетно-бытовой Натюрморт разрабатывается с 30-х гг. Ю. И. Пименовым. В 40—50-е гг. в области Натюрморт работают А. М. Герасимов, П. В. Кузнецов. В 60—70-е гг. как натюрмортисты выступают А. Ю. Никич, В. Ф. Стожаров. Среди мастеров Натюрморт в союзных республиках выделяются М. А. и Е. А. Асламазян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Натюрморт И. Кормашов в Эстонии.

К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград. Натюрморт.

К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.

И. И. Машков. «Снедь московская: хлебы». 1924. Третьяковская галерея. Москва. Натюрморт.

И. И. Машков. «Снедь московская: хлебы». 1924. Третьяковская галерея. Москва.

П. П. Кончаловский. «Сухие краски». 1912. Третьяковская галерея. Москва. Натюрморт.

П. П. Кончаловский. «Сухие краски». 1912. Третьяковская галерея. Москва.

Г. Натюрморт Теплов. «Натюрморт с нотами и попугаем». 1737. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва. Натюрморт.

Г. Натюрморт Теплов. «Натюрморт с нотами и попугаем». 1737. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

И. Т. Хруцкий. «Цветы и плоды». 1839. Третьяковская галерея. Москва. Натюрморт.

И. Т. Хруцкий. «Цветы и плоды». 1839. Третьяковская галерея. Москва.

 

  Лит.: Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Щербачёва М. И., Натюрморт в голландской живописи, Л., 1945; Кузнецов Ю. И., Западноевропейский натюрморт, Л.—М., 1966; Глозман И. М., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.: Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, М., 1968, с. 53—71; Ракова М. М., Русский натюрморт конца 19 — начала 20 века, М., 1970; Пушкарёв В. И., Пружан И. Натюрморт, Русский и советский натюрморт, М.—Л., 1971; Furst Натюрморт, The art of still-life painting, L., 1927; Sterling. Ch., La nature morte. De l'antiquité a nos jours, P., 1952; Bergström I., Dutch still-life painting in the seventeenth century, L., 1956; Faré М., La nature morte en France. Son histoire et son évolution du 17 au 20 siècle Gen., 1962.

Дж. Рекко. «Натюрморт с рыбами». 2-я пол. 17 в. Галерея Палатина. Флоренция. Натюрморт.

Дж. Рекко. «Натюрморт с рыбами». 2-я пол. 17 в. Галерея Палатина. Флоренция.

  И. С. Болотина.

Так же Вы можете узнать о...


Морская геофизическая разведка . Применяется при поисках и изучении месторождений полезных ископаемых в пределах континентального шельфа, а также материкового склона и ложа Мирового океана.
Пандативы (от франц. pendentif — парус свода), конструктивная деталь купольного покрытия; то же, что паруса.
Радиоастрофизическая обсерватория Академии наук Латвийской ССР, научно-исследовательское астрономическое учреждение.
Слепок (в искусстве) Слепок в искусстве, точная копия произведения скульптуры, прикладного искусства и других видов искусства.
«Тощий народ» (итал. popolo minuto), прослойка городской бедноты в итальянских коммунах 13—15 вв.
Хуайнань, город в Восточном Китае, в провинции Аньхой, на р.
Ямало-Ненецкий автономный округ, в составе Тюменской области РСФСР.
Бахр-эль-Газаль, река в Судане, левый приток Белого Нила; см.
Военно-революционные комитеты (ВРК) в России, боевые органы, создававшиеся большевистскими партийными организациями, как правило, при Советах рабочих и солдатских депутатов в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции (октябрь 1917 — март 1918).
Движущиеся тротуары, один из видов пассажирского транспорта непрерывного движения.
Имперские города, в «Священной Римской империи» (до 1806) немецкие города, непосредственно подчинённые императору (в отличие от княжеских или земских).
Кондрашин Кирилл Петрович [р. 21.2(6.3).1914, Москва], советский дирижёр, народный артист СССР (1972).
Люфтпауза (нем. Luftpause, буквально — воздушная пауза), небольшая пауза, с помощью которой при исполнении музыкального произведения выделяется начало нового раздела, эпизода.
Научно-производственное кино, один из видов научного кино, включающий фильмы прикладного значения, пропагандирующие новую технику и прогрессивные методы труда в народном хозяйстве.
Петрофиты (от греч. petros — камень и phyton — растение), растения, произрастающие на камнях и скалах; то же, что литофиты.
Рисунок, какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна.
Споры международные, разногласия, возникающие между государствами по различным вопросам их взаимных и международных отношений.
Уки, род бесхвостых земноводных; то же, что жерлянки.