Гофман Эрнст Теодор Амадей

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЖ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ
ГОЭ
ГОЯ

Э. Т. А. Гофман. Гофман Эрнст Теодор Амадей.

Э. Т. А. Гофман.

Гофман (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кёнигсберг, — 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, музыкальный критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кёнигсбергском университете изучал юридические науки. В Берлине с 1816 был на государственной службе советником юстиции. Новеллы Гофман Эрнст Теодор Амадей «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (1810), «Дон Жуан» (1813) позднее вошли в сборнике «Фантазии в духе Калло” (т. 1—4, 1814—15). В повести «Золотой горшок» (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе «Элексир дьявола» (1815—16) действительность предстаёт как стихия тёмных, сверхъестественных сил. В «Удивительных страданиях одного директора театра» (1819) изображены театральные нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) носит ярко сатирический характер. В «Ночных рассказах» (ч. 1—2, 1817), в сборнике «Серапионовы братья» (т. 1—4, 1819—21, рус. пер. 1836), в «Последних рассказах» (изд. 1825) Гофман Эрнст Теодор Амадей то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил. Неоконченный роман «Житейские воззрение кота Мурра» (1820-22) – сатира на немецкое филистерство и феодально-абсолютистские порядки. Роман «Повелитель блох» (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.

  Ярким выражением эстетических взглядов Гофман Эрнст Теодор Амадей являются его новеллы «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», диалог «Поэт и композитор» (1813), цикл «Крейслериана» (1814). В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера», введённых в роман «Житейские воззрения кота Мурра», Гофман Эрнст Теодор Амадей создал трагический образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание.

  Знакомство с Гофман Эрнст Теодор Амадей в России началось с 20-х гг. 19 в. В. Гофман Эрнст Теодор Амадей Белинский, утверждая, что фантазия Гофман Эрнст Теодор Амадей противостоит «...пошлой рассудочной ясности и определенности...», в то же время порицал Гофман Эрнст Теодор Амадей за отрыв от «...живой и полной действительности» (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 98).

  Музыке Гофман Эрнст Теодор Амадей учился у своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740— 1792), позднее брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Гофман Эрнст Теодор Амадей организовал филармоническое общество, симфонический оркестр в Варшаве, где он служил государственным советником (1804—07). В 1807—13 работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в «Альгемайне музикалише цайтунг» («Allgemeine musikalische Zeitung», Лейпциг).

  Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, Гофман Эрнст Теодор Амадей уже на раннем этапе развития романтизма в музыке сформулировал её существенные тенденции, показал трагическое положение музыканта-романтика в обществе. Он представлял музыку как особый мир («неведомое царство»), способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного и невыразимого. Гофман Эрнст Теодор Амадей писал о сущности музыки, о музыкальных сочинениях, композиторах, исполнителях.

  Произведения Гофман Эрнст Теодор Амадей оказали влияние на К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтические образы Гофман Эрнст Теодор Амадей получили воплощение в творчестве Р. Шумана («Крейслериана”), Р. Вагнера («Летучий Голландец»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»), А. Ш. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили произведения Гофман Эрнст Теодор Амадей — «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Гофман Эрнст Теодор Амадей — герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Гофман Эрнст Теодор Амадей Лаччетти («Гофман», 1912).

  Гофман Эрнст Теодор Амадей — автор первой нем. романтической оперы «Ундина» (соч. 1813), оперы «Аврора» (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений.

 

  Соч.: Dichtungen und Schriften, Bd 1—15, Lichtenstein — Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1—6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften..., Weimar, 1961; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1896—99; Собр. соч., т. 1—7, М., 1929—30 (не законч.); Новеллы и повести, Л., 1936; Избр. произведения, т. 1—3, М., 1962; Библиография русских переводов и критической литературы, сост. 3. В. Житомирская, М., 1964; Житейские воззрения кота Мурра..., М., 1967.

 

  Лит.: Герцен А. И., Гофман, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Миримский И., Романтизм Э. Т. А. Гофмана, «Уч. зап. Московского гос. педагогического института. Кафедра истории всеобщей литературы», 1937, в. 3; Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922; Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Гофман 1776— 1822, “Музыкальное образование”, 1926, № 3—4; Ферман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Weiner Н. G., Е. Т. A. Hoffmann, Weimar, 1962; Voerster J., 160 Jahre E. T. A. Hoffmann-Forschung 1805—1965, Stuttg., 1967; E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk in Daten und Bildern, Fr./M., [1968]; Piana Theo, E. T. A. Hoffmann als bildender Künstler, B., 1954; Moos P., E. T. A. Hoffmann als Musikästhetiker, «Die Musik», 1907, 6 Jg, April, S. 67-84; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Köln, 1954.

  С. П. Гиждеу, С. А. Маркус.

 

Так же Вы можете узнать о...


Подпятник, упорный подшипник, опора вращающихся деталей машин, воспринимающая только осевые нагрузки.
Чаргафф Эрвин Чаргафф (Chargaff) Эрвин (р. 11.8.1905, Черновицы, Австро-Венгрия), биохимик.
Гурд (франц. gourde), денежная единица Гаити, равна 100 сентимо.
Многостаночники, см. Многостаночная работа.
Тавгийцы, употреблявшееся в прошлом название нганасанов.
Большаков Кирилл Андреевич [р. 11(24).12.1906, Ряжск, ныне Рязанской области], советский химик-неорганик, член-корреспондент АН СССР (1958).
Контрреволюция, регрессивный общественный процесс, выступающий как прямая противоположность революции; представляет собой реакцию свергнутого (свергаемого) класса на социальную революцию и направлена на реставрацию или сохранение отжившего общественного и государственного строя.
Разин Николай Васильевич [р. 26.4(9.5).1904, деревня Верхняя Гора, ныне Кирилловского района Вологодской области], советский гидротехник, член-корреспондент АН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1958).
Элементы химические . Каждый Э. х. — это совокупность атомов с одинаковым зарядом атомных ядер и одинаковым числом электронов в атомной оболочке.
Дюка Поль Дюка (Dukas) Поль (1.10.1865, Париж, — 17.5.
Новаторство (от лат. novator — строящий заново, обновитель, изобретатель), проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде (см.
Тыл (воен.) Тыл (военное), 1) в широком значении — вся территория воюющей страны с её населением и экономическими ресурсами, кроме зоны военных действий.
Виниус Андрей Андреевич (1641 — 1717), русский государственный деятель эпохи Петра I, сын А.