Симфония

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СИА
СИБ
СИВ
СИГ
СИД
СИЕ
СИЗ
СИИ
СИЙ
СИК
СИЛ
СИМ
СИН
СИО
СИП
СИР
СИС
СИТ
СИУ
СИФ
СИХ
СИЦ
СИШ
СИЭ

Симфония (от греч. symphonía — созвучие, от sýn — вместе и phone — звук), музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки. В отдельных Симфония привлекаются также хор и певцы-солисты. Создаются и Симфония для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. составов. Обычно Симфония состоит из 4 частей: первая — в форме сонатного аллегро, вторая — медленная лирическая, третья — менуэт или скерцо, четвёртая — финал, зачастую в рондо-образной форме, с использованием песенно-танцевальных тем. Симфония — высшая форма инструментальной музыки, превосходящая все другие её формы по своим возможностям воплощения значительных идей и замыслов. Подобный смысл термин «Симфония» получил лишь в 18 в. В Древней Греции он означал определённые интервалы, инструменты, позднее в Западной Европе — консонанс, вообще музыку, пение. Лишь в 16 в. его стали применять к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным. Так, «Священные симфонии» Дж. Габриели (Италия, 16 — начало 17 вв.), Л. Хаслера и Г. Шюца (Германия, 17 в.) — крупные духовные вокально-инструментальные композиции. С начала 17 в. Симфония чаще называли инструментальные вступления — в сюите, кантате и особенно в опере. В подготовке классической Симфония важная роль принадлежит оркестровым вступлениям к операм (см. Увертюра), в частности венецианским и в особенности неаполитанским «оперным симфониям» (А. Скарлатти, Н. Порпора, Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини и др.). В них уже сложилось сопоставление частей в быстром, медленном и снова быстром движении, наметились черты сонатной формы в первой части. В 18 в. Симфония отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром, впитавшим в себя элементы многих других жанров; в течение длительного времени она была близка дивертисменту и оркестровой серенаде. Значительный этап в формировании Симфония связан с деятельностью композиторов мангеймской школы; в области Симфония работали также итальянские, австрийские, французские композиторы. В середине 18 в. в состав Симфония вошёл менуэт.

  В творчестве композиторов венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена сложился зрелый тип Симфония Гайдн, автор 104 Симфония, прошёл в своём творчестве длинный путь от близких к сюите и дивертисменту Симфония до своих 12 больших «лондонских» Симфония (1791—95), отличающихся вполне определённой структурой цикла и отдельных частей (важнейшее значение в них приобрело тематическое развитие), возросшей ролью финала, единством концепции каждого произведения. Ранее «лондонских» симфоний Гайдна были написаны последние и наиболее значительные из симфоний Моцарта (всего около 50), в том числе лирическая соль-минорная и величественная до-мажорная, получившая название «Юпитер». Бетховен ещё более обогатил жанр Симфония В его Симфония большое значение приобрели героика, драматизм, философское начало. В большинстве своих Симфония Бетховен вместо менуэта включает скерцо. Особенно выделяются его 3-я («Героическая»), а также 5-я, 6-я («Пасторальная»), 7-я и 9-я Симфония (в финале последней привлечены квартет певцов-солистов и хор).

  Композиторы-романтики сохранили традиционную схему цикла, но наполнили её новым содержанием. Видное место у них занимает лирическая Симфония, одним из ярких образцов которой явилась Симфония си минор Ф. Шуберта (автор 8 Симфония). Эта линия нашла продолжение в симфониях Ф. Мендельсона-Бартольди (5), часто имеющих картинно-пейзажный характер. Т. о., Симфония обрели черты программности (см. Программная музыка), столь характерной для композиторов-романтиков. В числе их программных Симфония — ярко новаторская «фантастическая симфония» Берлиоза (автор 4 Симфония), возникшие позднее симфонии «Фауст» и «Данте» Листа. Однако программные замыслы в романтической музыке чаще воплощались в формах одночастных симфонической поэмы, фантазии и др. Р. Шуман в своих 4 Симфония продолжает традиции Бетховена, а также лирико-эпические симфонии до мажор Шуберта. Из трёх симфоний К. Сен-Санса особенно выделяется последняя. Симфонии Брукнера (девять) и Симфония Франка (одна) преломляют влияния музыки Р. Вагнера. Виднейшим автором Симфония в конце 19 — начале 20 вв. был Г. Малер (9 завершенных Симфония), порой привлекающий и вокальное начало. Значительные Симфония на Западе создали представители новых национальных школ: во 2-й половине 19 в. — А. Дворжак в Чехии, в 20 в. — К. Шимановский в Польше, Э. Элгар и Р. Воан-Уильямс в Англии, Я. Сибелиус в Финляндии. Новаторскими чертами отличаются симфонии французских композиторов А. Онеггера, Д. Мийо и др. Если в конце 19 — начале 20 вв. главенствовала большая Симфония (часто для оркестра расширенного состава), то позднее всё большую роль начинает играть скромная по своим масштабам и предназначенная для ансамбля солистов «камерная симфония».

  Значительное место жанр Симфония занимает в рус. музыке. В особенности выделяются симфонии А. П. Бородина (2 завершенных Симфония, 2-я — «Богатырская»), П. И. Чайковского (6 Симфония, 6-я — «Патетическая», а также программная Симфония «Манфред»), А. К. Глазунова (8 завершенных Симфония), А. Н. Скрябина (3 Симфония) и Симфония В. Рахманинова (3 Симфония). Большое внимание Симфония уделяют и сов. композиторы, создавшие много выдающихся произведений в этом жанре. В их числе Н. Я. Мясковский (27 Симфония), Симфония Симфония Прокофьев (7 Симфония), Д. Д. Шостакович (15 Симфония), А. И. Хачатурян (3 Симфония). Значительные Симфония написаны композиторами Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии и других советских республик.

 

  Лит.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, [пер. с нем.], Л., 1926; Попова Т., Симфония. Пояснение, М. — Л., 1951; 55 советских симфоний, Л., 1961; Вейнгартнер Ф., Исполнение классических симфоний..., пер. с нем., т. 1, М., 1965; Конен В., Театр и симфония, 2 изд., М., 1975; Ярустовский Б. М., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Brenet М., Histoire de la symphony á orchestre,..., P., 1882; Nef K., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Антропогенез (от антропо... и греч. genesis — происхождение), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.
Бичер-Стоу Гарриет Бичер-Стоу (Beecher-Stowe) Гарриет (14.6.1811, Личфилд, — 1.
Витковице (Vitkovice), часть города Острава в Чехословакии, где находится Витковицкий металлургический комбинат им.
Годавари, Годи, река в Индии, на полуострове Индостан.
Дойл Артур Конан Дойл (Doyle) Артур Конан (22.5.1859, Эдинбург, — 7.
Индейские языки, языки аборигенов Америки (кроме эскимосов и алеутов).
Кировск (город в Ленинградской обл.) Кировск, город (до 1953 — поселок Невдубстрой) в Ленинградской области РСФСР.
Кулаковский Платон Андреевич [26.6(8.7).1848, Паневежис, ныне Литовской ССР, — 18(31).
Малаккский султанат, малайское государство в Юго-Восточной Азии в 1402 (или 1403) — 1511 с центром в Малакке.
Мстислав Владимирович Храбрый (умер 1036), древнерусский князь тмутараканский и черниговский, сын великого князя киевского Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды.
Описанные фигуры, см. Вписанные и описанные фигуры.
Подобои, представители умеренного течения в гуситском революционном движении 15 в.
Резонансные пиломатериалы, вырабатываются из лиственных и хвойных древесных пород, древесина которых обладает способностью усиливать звук музыкальный, не искажая его тон.