Греция (Древняя) Воспитание и просвещение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

Воспитание и просвещение

 

  В зависимости от условий развития древнегреческих полисов сложились различные системы воспитания и образования, из которых наиболее известны афинская и спартанская. Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счёту, и позже (или одновременно) — кифаристские школы, где учились музыке. С 12—13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии.

В Спарте контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни ребёнка: новорождённых осматривали члены герусии и отбирали для государственного воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта). До 7 лет дети воспитывались дома. Существовавшая с середины 6 в. до н. э. система государственного школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8до 20-летнего возраста. Подобная же система существовала с 5 в. до н. э. на Крите, в Фуриях и в Трезене. В этих школах велось преимущественно военно-спортивное и общественно-религиозное обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определённую специализацию, поэтому дети от 6—7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько — для обучения разным предметам. Занятия происходили в частных зданиях. Ученики писали на вощёных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (т. к. цифры изображались буквами).

  Дальнейшее образование дети 13—15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц — гимнасиархов. В восточной Греция (Древняя) и особенно в Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорождённых, велось педагогами (оплачивались за счёт общества) и было рассчитано на два года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе. Гимнасии распространились по всей Греция (Древняя) Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18—20 лет проходили подготовку в эфебии. Зачатками высшего образования в Греция (Древняя) можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных учёных (риторов, софистов, медиков и др.). «Школы» в этих случаях именовались по имени учёного или месту обучения (Академия — школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.).

  Образование в Греция (Древняя), как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Греция (Древняя) получила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит). В Греция (Древняя) возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греческое образование и его педагогическая теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоятельного развития греческих полисов физическое воспитание и военное обучение занимали не только в Спарте, но и в демократических общинах важное место. После завоевания Греция (Древняя) сначала Македонией (конец 4 в. до н. э.), потом Римом (середина 2 в. до н. э.) физическое воспитание всё более уступало место гуманитарному образованию. В этот период наиболее известные центры высшего образования сосредоточились в городах, обладавших большими библиотеками (в Александрии, Пергаме, на Родосе, в Антиохии, на Оронте и др.). Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.

 

  Лит.: Бузескул В. П., Античность и современность, 3 изд., Л., 1924; Медынский Е. Н., История педагогики, М., 1947; Жураковский Греция (Древняя) Е., Очерки по истории античной педагогики, 2 изд., М., 1963; Girard Р, L'education athenienne au V et au VI siecle avant J. C., 2 ed., P., 1891; Khauth W., Die spartanische Knabenerziehung im Lichte der Völkerkunde, «Zeitschrift für die Geschichte der Erziehung und des Unterrichts», 1933, H. З; Moore E. C.. The story of instruction. The beginnings, N. Y., 1936; Marrou H. J., Histoire de l'education dans l'antiquite. P., 1948.

  Л. А. Ельницкий.

 

Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в период греческой колонизации (8—6 вв. до н. э.) на территории Южной Италии, восточной Сицилии, южной Франции, на северном побережье Африки (в Киренаику), проливы и побережья Чёрного и Азовского морей, куда были выведены греческие колонии.

Греция в 5—4 вв. до н. э. (на Балканском полуострове). Греция (Древняя).

Греция в 5—4 вв. до н. э. (на Балканском полуострове).

Исторический очерк
Воспитание и просвещение
Древнегреческая культура
Изучение древнегреческой культуры.
Так же Вы можете узнать о...


Жидкое котельное топливо, топливо, применяемое в стационарных котельных установках, на морских и речных судах и в промышленных печах различного назначения.
Сиаманги, род обезьян семейства гиббонов.
Гребенщиковые, тамарисковые, тамариксовые (Tamaricaceae), семейство двудольных растений.
«Радянська Украiна» «Радянська Украïна» («Советская Украина»), республиканская ежедневная газета УССР на украинском языке.
Водородный электрод, платиновая пластинка, электролитически покрытая платиновой чернью, погружённая в раствор кислоты с определённой концентрацией ионов водорода Н+ и омываемая током газообразного водорода.
Пермозер Бальтазар Пермозер (Permoser) Бальтазар (крещен 13.8.1651, Каммер, Бавария,— 20.
Бёрнсайд Уильям Бёрнсайд (Burnside) Уильям (2.7.1852, Лондон, — 21.
Нижегородская ярмарка, крупнейшая ярмарка в России (1817—1917, 1921—29).
Альмади (Almadies), мыс на полуострове Зелёный Мыс, самая западная оконечность Африки (17°32' западной долготы).
Медицинские общества, добровольные объединения врачей и других специалистов, занятых научно-исследовательской и практической работой в области медицины и здравоохранения.
Штиглица училище технического рисования, Центральное училище технического рисования барона Штиглица (ЦУТР), основано в Петербурге в 1876 на средства мецената А.
Кяхтинский договор 1727, об установлении границ и торговле между Россией и Китаем; подписан в Кяхте 21 октября русским послом С.
Фундаментальные каталоги, звёздные каталоги, фиксирующие на небе с максимальной точностью фундаментальную систему небесных экваториальных координат — основу для изучения движений небесных светил и определения астрономических координат, времени и азимута для точек на поверхности Земли.
Кирилло-Белозерский монастырь, мужской монастырь на С.
Толбухин (город в Болгарии) Толбухин (до 1949 — Добрич), город на северо-востоке Болгарии.