Грузовой автомобиль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

Грузовой автомобиль характеризуется грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Грузовой автомобиль оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединительными устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа.

Грузовой автомобиль <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Хеншел Гономак<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span> (ФРГ) с низкорамным шасси грузоподъёмностью 2,5 т. Грузовой автомобиль.

Грузовой автомобиль «Хеншел Гономак» (ФРГ) с низкорамным шасси грузоподъёмностью 2,5 т.

  По грузоподъёмности Грузовой автомобиль делят на следующие классы: особо малой грузоподъёмности — до 1 т; малой грузоподъёмности — 1—2 т; средней грузоподъёмности — 2—5 т (рис.1); большой грузоподъёмности — свыше 5 m, особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль, рис. 2) — свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Грузовой автомобиль не должна превышать 11 м и 12 м — автомобиля с количеством осей более двух (автопоезда до 22 м); ширина — 2,5 м, а высота — 3,8 м. Повышение грузоподъёмности Грузовой автомобиль достигается увеличением числа осей (3и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис. 3). В СССР для Грузовой автомобиль и автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмностей: 0,5; 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.

Грузовые автомобили. Средней грузоподъёмности (ГАЗ-53А). Грузовой автомобиль.

Грузовые автомобили. Средней грузоподъёмности (ГАЗ-53А).

  По типу кузова Грузовой автомобиль разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные — с кузовами специального назначения (самосвалы, фургоны, рефрижераторы и т. п.). Грузовой автомобиль и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые Грузовой автомобиль оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.

  Конструкция Грузовой автомобиль характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные схемы Грузовой автомобиль — «кабина за двигателем» и «кабина над двигателем». Последняя получает всё большее распространение, особенно на Грузовой автомобиль большой грузоподъёмности, т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Грузовой автомобиль роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в нескольких модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность даже при перевозке легковесных грузов.

Грузовые автомобили. Седельный тягач (МАЗ-504) с полуприцепом (МАЗ-5245). Грузовой автомобиль.

Грузовые автомобили. Седельный тягач (МАЗ-504) с полуприцепом (МАЗ-5245).

  Грузовой автомобиль особо малой грузоподъёмности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей или на базе их агрегатов и узлов. Грузовой автомобиль малой и средней грузоподъёмности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механическую трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей, тормоза с гидравлическим или гидропневматическим приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Грузовой автомобиль большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механические, гидромеханические и электромеханические трансмиссии, тормоза с пневматическим или пневмогидравлическим приводом и тормоза-замедлители, рулевое управление с гидравлическими усилителями.

  Основные параметры некоторых современных Грузовой автомобиль даны в таблице. Параметры грузовых автомобилей

 

Параметры

Грузоподъемность автомобиля, т

 

до 1,0

1,5

3

5

8

12

Минимальная площадь платформы, мм

3000х1900

3800х2200

4500х2200

5200х2200

7000х2200

Погрузочная высота не более, мм

900

1150

1200

1200

1400

1400

Минимальный дорожный
просвет, мм

175

200

240

260

270

270

Интенсивность разгона до скорости 50 км/ч, сек

15

15

15

25

25

35

Максимальная скорость, км/ч

110

100

90

90

85

75

Коэффициент собственного веса

1,25

1,15

0,8

0,7

0,65

0,65

Размеры шины, дюймы (профиль шины—диаметр обода)

6,00—13

8,40—15

7,00—18

7,50—20

8,25—20

11,00—20

  В СССР Грузовой автомобиль выпускаются автомобильными заводами: Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским («Урал»), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).

  К основным моделям Грузовой автомобиль, выпускаемых отечественными заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1 т), ГАЗ-53А (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), «Урал-377» (7,5 т), МАЗ-500 (8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12 т). На их базе выпускается большое количество модификаций (самосвалов, автомобилей с повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).

Грузовые автомобили. Самосвал грузоподъёмностью 27 т (БелАЗ-540). Грузовой автомобиль.

Грузовые автомобили. Самосвал грузоподъёмностью 27 т (БелАЗ-540).

  Развитие конструкции Грузовой автомобиль идёт по пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Грузовой автомобиль малой и средней грузоподъёмности основное внимание уделяется улучшению манёвренности, интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Грузовой автомобиль большой грузоподъёмности наблюдается стремление к максимальному повышению грузоподъёмности в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение получают быстроходные дизели, а на Грузовой автомобиль большой грузоподъёмности имеются попытки применить газовую турбину. Использование атомной энергии (атомоходы) затруднено из-за необходимости применения сложной физиологической защиты.

  Некоторое распространение начинают получать автоматические трансмиссии и дизель-электрические передачи с использованием электродвигателей на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязнённость воздушных бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоёмкости работ по техническому обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций.

 

  Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Автомобилестроение СССР, М., 1967; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н.. Основы проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969: Chagette J., Technique automobile, 3 éd., P., 1953.

Грузовой автомобиль <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Лейланд<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span> (Великобритания) с кузовом <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>фургон<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span> грузоподъёмностью 18 т. Грузовой автомобиль.

Грузовой автомобиль «Лейланд» (Великобритания) с кузовом «фургон» грузоподъёмностью 18 т.

  Л. Л. Афанасьев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Фэнцзин, столица государства Чжоу (Китай), основанная во 2-й половине 11 в.
Церуссит (от лат. cerussa — белила), белая свинцовая руда, минерал, карбонат свинца PbCO3.
Шед (англ. shed, от shade — тень, навес), постройка для содержания пушных зверей.
Эллинг (голл. helling), 1) сооружение на берегу моря, реки или озера, оборудованное для строительства судов.
Аваги (Avahi), «мохнатый лемур», род полуобезьян (лемуров) семейства индриид.
Аморфное состояние (от греч. а — отрицательная частица и morphē — форма), твёрдое состояние вещества, обладающее двумя особенностями: его свойства (механические, тепловые, электрические и т.
Атяшево, посёлок городского типа, центр Атяшевского района Мордовской АССР.
Бельские (княжеский и боярский род в России) Бельские, княжеский и боярский род в России 15—16 вв.
Браслет (от франц. bracelet — запястье, браслет), украшение, надеваемое на руку; распространено у многих народов мира.
Великое посольство, русская дипломатическая миссия в 1697—98 в Западную Европу, предпринятая Петром I.
Ворожцов Николай Николаевич [16(28).4.1881, Иркутск, — 9.
Генический пролив, Тонкий, пролив между Арабатской стрелкой и берегом, соединяет Азовское море с заливом Сиваш.
Государственный банк МНР, единый эмиссионный, расчётный и кредитный центр МНР.
Делятин, посёлок городского типа в Надворнянском районе Ивано-Франковской области УССР.
Дрова, пилёные и обычно расколотые деревья, предназначенные для использования в качестве топлива.
Захмет, посёлок городского типа в Туркмен-Калинском районе Марыйской области Туркменской ССР, на окраине Мургабского оазиса, при пересечении Каракумским каналом ж.
Интеркаляция (от лат. intercalatio — вставка, добавка), вклинивание (биологическое), появление новых структур, процессов в уже сложившейся живой системе.
Капсикум (Capsicum), род растений семейства паслёновых; культивируемые в СССР виды К.
Китайский окунь, рыба семейства морских окуней; то же, что ауха.