Грунт (в живописи)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

Грунт в живописи, промежуточный слой, наносимый на основу (поверхность стены, доски, холста, картона) с целью обеспечить её прочную связь с красочным слоем, а также создать для живописи желаемые цветовой фон (белый, коричневый, серый) и фактуру (гладкую, зернистую и др.). Главным компонентом Грунт (в живописи) является порошкообразное вещество (мел, гипс, известь, свинцовые или цинковые белила), связанное клеем, растительными маслами или масляными эмульсиями.

  Грунт (в живописи) подразделяются: в зависимости от основного компонента — на меловые, гипсовые, известковые и т. п.; в зависимости от связующего — на клеевые, масляные и эмульсионные. В монументальной живописи с древности используются глиняные, гипсовые и известковые грунты (однослойные и многослойные), а с 19 в. — и цементные; в древней и средневековой станковой живописи и миниатюре — меловые и гипсовые грунты на животных клеях. С появлением масляной живописи (15 в.) наряду с клеевыми начинают применяться эмульсионные и масляные грунты (однослойные и многослойные). Грунт (в живописи) в русской средневековой стенописи, в иконописи, а также в расписной или золочёной резьбе по дереву называется левкасом.

Грунт (в живописи) в графике — кислотоупорный слой, наносимый при выполнении некоторых видов гравюры (например, офорта, акватинты) на металлическую гравировальную доску с целью предохранить при травлении отдельные её участки от воздействия кислоты.

 

  Лит.: Тютюнник В. В., Грунтованный холст для масляной живописи, М., 1949; Киплик Д. И., Техника живописи, 6 изд., М. — Л., 1950; Сланский Б., Техника живописи. Живописные материалы, [пер. с чеш.], М., 1962.

  В. В. Филатов, А. С. Зайцев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Митра (религ.) Митра (от греч. mitra — головная повязка), в православной и католической церквах позолоченный и украшенный религиозными эмблемами головной убор, надеваемый при полном облачении (преимущественно на время богослужения) представителями высшего духовенства (папой, епископами и др.
Московские индейки, породная группа индеек, выведенная (1946—59) в совхозе «Берёзки» Московской области.
Накопление капитала, превращение прибавочной стоимости в капитал в процессе капиталистического расширенного воспроизводства (см.
Нерица, река в Коми АССР, левый приток Печоры.
Нотное письмо, нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение), система графических знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки.
Окулировка (от лат. oculus — глаз, почка), один из способов вегетативного размножения растений, при котором на дичок (подвой) прививают почку (глазок) культурного сорта; из последней развивается новое растение.
Острорылый кит, малый полосатик (Balaenoptera acutorostrata), водное млекопитающее подотряда беззубых китов.
Паренхима (от греч. parenchyma, буквально — налитое рядом), 1) основная ткань растений, состоит из клеток более или менее одинакового размера по всем направлениям.
Персида, Парса, Парс, историческая область в Иране; см.
Плетнёв Петр Александрович [10 (21).8.1792, Тверь, ныне г.