Иконопись

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИКА
ИКБ
ИКЕ
ИКИ
ИКК
ИКО
ИКР
ИКС
ИКТ
ИКШ
ИКЭ

Иконопись, писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи, Фреска) и миниатюры, произведения Иконопись — иконы — являлись отдельными живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), мозаики, затем главным образом темперы, позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах и др. Это сближает Иконопись со станковой живописью (см. Станковое искусство); однако иконы нельзя считать вполне станковыми произведениями, так как они органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, например в ансамбле иконостаса. Термин «Иконопись» употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной) культовой живописи. Древнейшие сохранившиеся памятники Иконопись происходят из Передней Азии и относятся к 6 в. На основе традиций позднеэллинистического, в частности погребального портрета (см. Фаюмские портреты), создавались вначале «портреты» — изображения святых, а затем и других персонажей христианских легенд. Позже (с 10—11 вв.) в Иконопись появляются сюжетные композиции, имевшие главным образом символический, а впоследствии (в основном с 14 в.) также и повествовательный характер. В отличие от большинства стран Западной Европы, где в средневековом культовом искусстве преобладает скульптура, Иконопись получила особенно широкое развитие в Византии. Иконопись Византии оказала огромное влияние на искусство других стран — от Италии до Эфиопии; на Руси, где в 13—16 вв. она приобрела исключительную художественную яркость и своеобразие, в южнославянских странах, в Грузии на основе переработки и постепенного преодоления византийских традиций возникли самобытные школы Иконопись В средние века роль Иконопись никогда не сводилась только к её ритуальному функционированию. В Иконопись (в условной и отвлечённой форме, определённой её религиозным назначением и особенностями средневекового теологического мировоззрения), как и в других видах изобразительного искусства, отражался эстетический опыт народа, она была одним из основных средств художественного освоения мира. Эстетика Иконопись, сложившаяся в Византии в борьбе против иконоборчества (8—9 вв.), требовала воплощения «божественного», сверхчувствительного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Однако эти образы должны были быть лишены своей материальной конкретности, так как красоту «небесного», по утверждению церковников, передаёт лишь некая внутренняя духовная сущность совершенных, идеально возвышенных предметных форм реального мира. Поэтому в художественной практике Иконопись была выработана система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещалось на отвлечённом (нередко «золотом») фоне, отсутствовали реальные объёмы и трёхмерное пространство, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру; главную роль в формировании образного строя произведений Иконопись играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии, цвета. В придворно-аристократическом искусстве, где были сильны античные традиции, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы. Но в Иконопись были сильны и фольклорные представления. Наивная поэзия сказки, расцвеченная живой фантазией, песенная образность, простосердечная повествовательность, выразительная конкретность деталей были характерны главным образом для Иконопись местных школ.

Итальянский мастер последней четверти 13 в. Пизанская школа. «Мадонна с младенцем на троне». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Иконопись.

Итальянский мастер последней четверти 13 в. Пизанская школа. «Мадонна с младенцем на троне». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

  Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображения, в Иконопись тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Существенным завоеванием Иконопись было расширение духовного содержания произведений. Она принесла в искусство ряд нравственных и психологических мотивов: нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование. Живое человеческое содержание иконописцы могли развивать лишь в строгих рамках предписанной церковью иконографии, зафиксированной в так называемых подлинниках (сборниках образцовых рисунков). Это заставляло особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образа. Целостность эстетических принципов Иконопись была подорвана кризисом средневекового мировоззрения и развитием культуры Возрождения.

«Положение во гроб». Икона северного письма. 15 в. Третьяковская галерея. Москва. Иконопись.

«Положение во гроб». Икона северного письма. 15 в. Третьяковская галерея. Москва.

  С возникновением в отдельных странах реалистических исканий, характерных для живописи нового времени, Иконопись сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.

 

  Лит.: Брук Я. В., Живое наследие, М., 1970; Лазарев В. Н., Русская икона, в его кн.: Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970; Wulf О., Alpatoff М., Denkmäler der Ikonenmalerei in kunstgeschichtlichen Folge, Hellerau bei Dresden, 1925; Gerhard Н. P., Welt der Ikonen, Recklinghausen, [1957]; Onasch K., Die Ikonenmalerei, Lpz., 1968.

  Г. А. Недошивин.

Так же Вы можете узнать о...


Интенсификация функций, усиление функций, один из главных путей прогрессивного преобразования органов в ходе эволюции животных.
Кабомбовые (Cabombaceae), семейство двудольных растений, близкое к семейству нимфейных, с которым часто объединяется.
Канова Антонио Канова (Canova) Антонио (1.11.1757, Поссаньо, обл.
Каталаунские поля (лат. Campi Catalaunici), равнина в Северо-Восточной Франции (название от г.
Кимбангизм, религиозное и антиколониальное движение в тропической Африке в 20—50-е гг.
Коджатюрк Васфи Махир Коджатюрк (Kocaturk) Васфи Махир (1907, Гюмюшане, — 17.
Конверсия внутренняя гамма-излучения, явление, наблюдаемое при переходе возбуждённого атомного ядра в состояние с меньшей энергией, когда высвобождаемая энергия не излучается в виде g-кванта, а передаётся непосредственно одному из электронов того же атома.
Корсак Александр Казимирович [24.10(5.11).1832, Каинск, ныне Куйбышев Новосибирской области, — 1(13).
Кржичка Вавржинец Кржичка (Křička) Вавржинец (Лаврентий) (год рождения неизвестен — умер 1570), чешский литейщик.
Купоны (франц. coupon — отрезной талон, от couper — резать, отрезать), часть ценной бумаги — облигации или акции, владелец которой имеет право на получение определённого дохода в форме процента или дивиденда.
Ларош Герман Августович [13(25).5.1845, Петербург, — 5(18).
Лиазы, класс ферментов; катализируют реакции негидролитического отщепления определённых групп от субстратов с образованием двойных связей и обратные реакции присоединения групп по двойным связям.
Лоренсу-Маркиш, Лоуренсу-Маркиш (Lourenco Marques), административный центр и главный город Мозамбика.
Майков Василий Иванович [1728 — 17(28).6.1778, Москва], русский поэт.