Гравюра

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

Гравюра (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок (см. Гравирование) и печатания с них оттисков. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая Гравюра: нередко к Гравюра относят и литографию («плоская Гравюра»), создание которой не связано с процессами гравирования. Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет) и применяется в характерных для графики целях — для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д. Специфические особенности Гравюра заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах.

<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Медведь с козою<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Русский лубок. Обрезная гравюра на дереве. Начало 18 в. Гравюра.

«Медведь с козою». Русский лубок. Обрезная гравюра на дереве. Начало 18 в.

  В выпуклой Гравюра все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2—5 мм. Рисунок, т. о., возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение. К выпуклой Гравюра относятся Гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до конца 15 в. рельефная Гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем). «Обрезной» ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В «торцовой» ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка. Сходная по технике линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный штрих.

<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Мастер игральных карт<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Дама с зеркалом<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Резцовая гравюра на меди. Середина 15 в. Гравюра.

«Мастер игральных карт». «Дама с зеркалом». Резцовая гравюра на меди. Середина 15 в.

  В углублённой Гравюра рисунок механический или химический (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка. Чёткую чисто линейную структуру имеет резцовая гравюра (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причём направлением линий и их меняющейся толщиной выразительно передаётся пластика изображаемого предмета. Свободная, живописная игра линий в офорте (процарапывание рисунка гравировальной иглой в покрывающем доску кислотоупорном лаке с последующим травлением доски) и Гравюра сухой иглой (процарапывание рисунка иглой прямо на доске) позволяет выразить движение, становление, тонкие свето-воздушные, эмоциональные, психологические нюансы; возможность непринуждённого выражения замысла привлекала к этим видам Гравюра живописцев, скульпторов, архитекторов. Богатство тональных оттенков достигается в Гравюра акватинтой (протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирной манерой (комбинации точек, выбитых в доске пунсонами или же нанесённых сквозь лак иглами и рулетками и затем протравленных), лависом (рисование на доске кислотой, наносимой кистью), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест изображения на доске, которой с помощью гранильника придана сплошная шероховатость).

Л. Дебюкур. «Два поцелуя». Цветная акватина. 1786. Гравюра.

Л. Дебюкур. «Два поцелуя». Цветная акватина. 1786.

  Многие виды углублённой Гравюра — отдельно или в различных сочетаниях с др. видами — часто служили репродукционным целям. Прямо имитируют карандашный рисунок Гравюра карандашной манерой (разновидность пунктирной манеры) и мягким лаком (рисование карандашом на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску; лак прилипает в местах рисунка к бумаге и снимается вместе с ней, обнажая для травления поверхность доски). Традиционные материалы в наше время часто заменяются новыми: дерево — пластиком, металл — оргстеклом и т. д.

  Как выпуклая, так и углублённая Гравюра может быть цветной. Краски могут наноситься тампонами на разные участки одной доски. При другом способе каждая краска наносится на особую обработанную лишь в соответствующих частях доску, а изображение возникает в результате последовательного оттискивания всех досок на одном листе. Фиксированная в оттиске стадия работы гравёра над доской называется «состоянием». У некоторых художников известно до двух десятков состояний одной гравюры. С 15 в. гравёры часто обозначают свои работы именем или монограммой. Позже появилась система латинских обозначений (часто сокращённых): invenit — задумал, создал композицию, fecit — исполнил, pinxit — написал (картину, с которой выполнена Гравюра), sculpsit — вырезал, delineavit — нарисовал, excudit — издал.

  Возникновение Гравюра связано с ремёслами, где применялись процессы гравирования: ксилография — с резьбой, в том числе на досках для набойки, резцовая Гравюра — с ювелирным делом, офорт — с украшением оружия. Бумага — материал для оттисков — появилась в начале н. э. в Китае (где Гравюра упоминается с 6—7 вв., а первая датированная Гравюра относится к 868), а в Европе в средние века. Общественный интерес к Гравюра с её тиражностью появился в Европе в начале эпохи Возрождения — с ростом самосознания личности, с расширившейся потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей. Тогда же определилось тяготение Гравюра к обобщенности и символичности художественного языка. Первые европейской ксилографии религиозного содержания, нередко раскрашенные от руки, появились на рубеже 14—15 вв. в Эльзасе, Баварии, Чехии, Австрии («Св. Христофор», датирован 1423); затем в этой технике исполнялись сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари. Около 1430 возникли «блочные» («ксилографические») книги, для которых изображение и текст вырезались на одной доске. Около 1461 напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюрами на дереве; такие книги печатались в Кельне, Майпце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле; во Франции часословы часто иллюстрировались выпуклыми Гравюра на металле. Немецкая и французская Гравюра 15 в. отличалась декоративностью, контрастами чёрного и белого, подчёркнутыми контурами, готической ломкостью штриха. К концу 15 в. два направления книжной Гравюра сложились в Италии: во Флоренции значительную роль играл интерес к орнаменту, а Венеция и Верона тяготели к чёткости линий, трехмерности пространства и пластической монументальности фигур.

Уго да Карпи. «Диоген». Цветная обрезная гравюра на дереве («кьяроскуро») по рисунку Ф. Пармиджанино. 1527. Гравюра.

Уго да Карпи. «Диоген». Цветная обрезная гравюра на дереве («кьяроскуро») по рисунку Ф. Пармиджанино. 1527.

  Резцовая Гравюра возникла в 1440-х гг. в Южной Германии или Швейцарии («Мастер игральных карт»). В 15 в. немецкие анонимные мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь объёмности, скульптурности форм, героической монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров Возрождения, сочетая характерную для немецкую Гравюра виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам пластической активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом; драматизм и лирика, героические и жанровые мотивы появились и в ксилографиях по его рисункам. Гравюра послужила оружием острой социальной борьбы в Германии («летучие листки») и Нидерландах (гравюры круга П. Брейгеля Старшего).

Обрезная гравюра на дереве (А. Дюрер. «Четыре всадника». Лист из серии «Апокалипсис». 1498. Фрагмент). Гравюра.

Обрезная гравюра на дереве (А. Дюрер. «Четыре всадника». Лист из серии «Апокалипсис». 1498. Фрагмент).

А. Дюрер. «Меланхолия». Резцовая гравюра на меди. 1514. Гравюра.

А. Дюрер. «Меланхолия». Резцовая гравюра на меди. 1514.

А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470. Гравюра.

А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470.

  В начале 16 в. в Италии родилась репродукционная Гравюра резцом, воспроизводящая живопись (М. Раймонди); как реакция на её обезличенную плавную штриховку, четко выявляющую форму, развились офорт с его свободой штриха, эмоциональностью, живописностью, борьбой света и тени (А. Дюрер, А. Альтдорфер в Германии, У. Граф в Швейцарии, Пармиджанино в Италии) и «кьяроскуро» — цветная ксилография с обобщённой лепкой формы, близкими оттенками тона (У. да Карпи, Д. Беккафуми, А. да Тренто в Италии, Л. Кранах, Х. Бургкмайр, Х. Бальдунг Грин в Германии). Свободой и подчас драматичностью замысла выделялись резцовые Гравюра нидерландца Луки Лейденского и француза Ж. Дюве. В 16 в. книжная ксилография появляется в Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине в связи с издательской деятельностью Франциска Скорины, Ивана Федорова, Петра Мстиславца и др.

А. Альтдорфер. «большое дерево». Офорт. Ок. 1522—25. Гравюра.

А. Альтдорфер. «большое дерево». Офорт. Ок. 1522—25.

  В 17 в. господствовали репродукционная Гравюра резцом (во Фландрии — П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус, воспроизводившие картины П. П. Рубенса; во Франции — К. Меллан, Р. Нантёй и др. мастера портретной Гравюра, отличавшейся в лучших образцах тонкостью понимания характеров, чистотой линейного стиля) и офорт, в котором широко проявилось разнообразие индивидуальных исканий — остро гротескное восприятие пестроты и противоречий современной жизни у лотарингского мастера Ж. Калло, взаимодействие света и атмосферы в классицистический пейзажах француза К. Лоррена и в пасторальных сценах итальянца Дж. Б. Кастильоне, непосредственность восприятия психологических состояний в портретах фламандца А. ван Дейка. Наиболее цельной была голландская школа офорта (не уступавшего живописи по значению), для которой характерны интимное ощущение жизни и природы, малый формат, расчёт на рассматривание вблизи, тонкость светотени, картинность композиции, чёткое разделение жанров (анималистические офорты П. Поттера, жанровые — А. ван Остаде, пейзажные — А. ван Эвердингена и т.д.). Особое место принадлежит пейзажным офортам Х. Сегерса, выразившего драматическое ощущение гигантских масштабов мира, и Я. Рёйсдала, передавшего героический дух дикой природы, а особенно офортам Рембрандта, в которых свободная динамика штриха, движение света и тени выражают и психологическое становление характеров, и взлёт духовной творческой энергии, и конфликт этических начал. В 17 в. Гравюра на металле, подчас с реалистическими мотивами, распространилась в России (С. Ушаков, А. Трухменский, Л. Бунин), на Украине (А. и Л. Тарасевичи, И. Щирский), в Белоруссии (М. Вощанка). С конца 17 в. развивался русский лубок.

Рембрандт. «Фаус». Офорт. Ок. 1652. Гравюра.

Рембрандт. «Фаус». Офорт. Ок. 1652.

Ж. Калло. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Казнь через повешение<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Офорт из цикла <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Большие бедствия войны<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. 1633. Гравюра.

Ж. Калло. «Казнь через повешение». Офорт из цикла «Большие бедствия войны». 1633.

Р. Нантёй. Портрет К. Реньольдена. Резцовая гравюра на меди. 1658. Гравюра.

Р. Нантёй. Портрет К. Реньольдена. Резцовая гравюра на меди. 1658.

  Гравюра 18 в. характеризуется обилием репродукционных техник: для воспроизведения живописи и рисунка виртуозно используются резцовая Гравюра (П. Древе во Франции, Дж. Вольпато и Р. Морген в Италии), часто с офортной подготовкой (Н. Кошен, Ф. Буше во Франции, Гравюра Ф. Шмидт в Германии); изобретённая в 17 в. тоновая Гравюра меццо-тинто (портретные Гравюра английсуих мастеров Дж. Р. Смита, В. Грина, пейзажные — Р. Ирлома) и новые тоновые техники— пунктир (Ф. Бартолоцци в Англии), акватинта (Ж. Б. Лепренс во Франции), лавис (Ж. Ш. Франсуа во Франции), карандашная манера (Ж. Демарто, Л. М. Бонне во Франции); блестящими мастерами цветной акватинты были французы Ф. Жанине, Ш. М. Декурти и особенно Л. Ф. Дебюкур. Оригинальный офорт отличался мягкостью, текучестью линий, тонкой игрой света (А. Ватто, О. Фрагонар, Гравюра де Сент-Обен во Франции, Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто в Италии). Офортом и резцом исполнены сатирические листы У. Хогарта (Англия), жанровые, в том числе книжные, миниатюры Д. Н. Ходовецкого (Германия), грандиозные архитектурные фантазии Дж. Б. Пиранези (Италия). Гравюра использовались в книгах и альбомах, как украшение интерьеров и как форма художественной публицистики (офорты английских карикатуристов — Дж. Гилрея, Т. Роулендсона; лубки времени Великой французской революции). В России в 1-й половине 18 в. резцом гравировались патриотические аллегории, батальные сцены, портреты, городские виды (А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев); во 2-й половине 18 — начале 19 вв. выдвинулись мастера портретной (Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов, А. Гравюра Ухтомский, К. В. и И. В. Ческие) резцовой Гравюра, пунктира (Гравюра И. Скородумов), меццо-тинто (И. А. Селиванов), лависа (Н. А. Львов, А. Н. Оленин); к офорту обращались архитекторы (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ж. Тома де Томон), скульпторы и живописцы (М. И. Козловский, О. А. Кипренский), первые русские карикатуристы (А. Гравюра Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов).

Пунктир (Ф. Бартолоцци. «Купающаяся нимфа». 1786. Фрагмент). Гравюра.

Пунктир (Ф. Бартолоцци. «Купающаяся нимфа». 1786. Фрагмент).

И. А. Соколов. Портрет Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Каравака). Гравюра резцом на меди. 1746. Гравюра.

И. А. Соколов. Портрет Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Каравака). Гравюра резцом на меди. 1746.

Дж. Б. Пиранези. Офорт из цикла «Фантазии на тему темниц». Ок. 1745—61. Гравюра.

Дж. Б. Пиранези. Офорт из цикла «Фантазии на тему темниц». Ок. 1745—61.

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Пушкина (с оригинала О. А. Кипренского). Гравюра резцом на стали. 1838. Гравюра.

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Пушкина (с оригинала О. А. Кипренского). Гравюра резцом на стали. 1838.

Меццо-тинто (Дж. Р. Смит. Групповой портрет Ф. Бартолоцци, А. Карлини и Дж. Б. Чиприани. 1778. Фрагмент). Гравюра.

Меццо-тинто (Дж. Р. Смит. Групповой портрет Ф. Бартолоцци, А. Карлини и Дж. Б. Чиприани. 1778. Фрагмент).

  В 18 в. наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 в. цветные ксилографии). В 17 в. в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х гг. — эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э. Японская Гравюра, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором Гравюра), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2—3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных Гравюра с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 в. — Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной Гравюра — Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.

  На рубеже 19 в. Ф. Гойя (Испания) в своих сериях офортов с акватинтой открыл новые пути Гравюра, соединяя политическую сатиру и почти документальную точность с субъективной экспрессией, трагическим гротеском и неудержимостью воображения. Сочетание жизненной убедительности и фантастичности присуще и выпуклой Гравюра на меди У. Блейка (Англия). В 19 в. преобладала репродукционная торцовая Гравюра на дереве (изобретённая в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком), выполнявшаяся специалистами-резчиками (в России — Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ) для штриховых, а затем и тоновых иллюстраций («политипажей») в книге и журнале. Меньшее значение имели репродукционная Гравюра резцом (в России Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин) и офорт (во Франции Ф. Бракмон). В возрождении оригинального офорта значительна роль не столько специалистов — Ш. Мериона во Франции, С. Хейдена в Англии, сколько многих живописцев, стремившихся шире распространять свои художественные идеи, а зачастую искавших способа запечатлеть живую изменчивость натуры, игру света и воздуха (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи во Франции, Т. Гравюра Шевченко и Л. М. Жемчужников на Украине, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, В. А. Серов в России). Офорт привлекал возможностью импрессионистического пленэра и передачи мгновенных впечатлений (голландец Я. Б. Йонгкинд, французы Э. Мане, Э. Дега, американские художники Дж. М. Уистлер, Дж. Пеннел, нем. — М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, швед А. Цорн). На рубеже 19—20 вв. социальное и философское содержание вносили в свои офортные композиции как символисты (Дж. Энсор и Ж. де Брёйкер в Бельгии, М. Клингер в Германии), так и представители демократического реализма (проникнутые духом революционного протеста циклы К. Кольвиц в Германии, офорты англичанина Ф. Брэнгвина на темы трудовой жизни города). С 1890-х гг. возрождалась и оригинальная (в т. ч. обрезная) ксилография — станковая (О. Лепер во Франции) и книжная (У. Моррис в Великобритании). Новые пути наметили гравюры П. Гогена (Франция), с их обобщенностью, экспрессивными контрастами белого и чёрного; позже сложился тип декоративно-упрощённой, построенной на ритмической игре силуэтов ксилографии и линогравюры, в том числе цветной (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон, Гравюра Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России); характерны для многих художников 20 в. напряжённая экспрессия, трагическая контрастность пятен (как бы знаков предмета или фигуры) в обрезной Гравюра с её вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер в Германии). Широко использовалась и традиция старинной народной Гравюра (Х. Гравюра Посада в Мексике, В. Скочиляс, Т. Кулисевич в Польше). Ксилография и линогравюра 20 в. приобретают богатство выразительных возможностей в изображении народной жизни, публицистическую страстность в пропаганде освободительных идей, в протесте против империалистического гнёта и войн (К. Кольвиц, бельгиец Ф. Мазерель, мексиканские гравёры Л. Мендес, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос, китайские — Ли Хуа, Гу Юань, японские — Уэно Макото, Тадасиге Оно, бразильцы Р. Кац, К. Склиар, чилиец К. Эрмосилья Альварес). По-новому раскрылась выразительность линий, силуэта и цвета в книжных Гравюра и эстампах П. Пикассо, А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Руо. Среди крупных современных мастеров реалистической Гравюра — Р. Кент (США), А. Грант (Великобритания), Л. Норман (Швеция), Х. Финне (Норвегия). Значительно обогатилась техника (особенно в Гравюра на металле), вводятся новые материалы и технические способы Гравюра, которые, однако, часто используются ради самодовлеющих формальных эффектов. В Гравюра буржуазных стран значительную роль играют модернистские индивидуалистические тенденции.

В. А. Серов. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Ивана Грозного. Офорт, сухая игла. 1897. Гравюра.

В. А. Серов. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Ивана Грозного. Офорт, сухая игла. 1897.

П. Гоген. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Ноа-Ноа<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Обрезная гравюра на дереве. 1890-е гг. Гравюра.

П. Гоген. «Ноа-Ноа». Обрезная гравюра на дереве. 1890-е гг.

Торцовая гравюра на дереве (Т. Бьюик. Иллюстрация к поэме У. Соммервилла «Охота». 1802). Гравюра.

Торцовая гравюра на дереве (Т. Бьюик. Иллюстрация к поэме У. Соммервилла «Охота». 1802).

Ф. Гойя. «Уже пора». Офорт из цикла «Капричос». 1797—98. Гравюра.

Ф. Гойя. «Уже пора». Офорт из цикла «Капричос». 1797—98.

Офорт (Я. Б. Йонгкинд. «Восход солнца в Антверпенском порту». 1868. Фрагмент). Гравюра.

Офорт (Я. Б. Йонгкинд. «Восход солнца в Антверпенском порту». 1868. Фрагмент).

А. П. Остроумова-Лебедева. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Светильники и сфинкс<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Заставка к книге В. Я. Курбатова <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Петербург<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Торцовая гравюра на дереве. 1912. Гравюра.

А. П. Остроумова-Лебедева. «Светильники и сфинкс». Заставка к книге В. Я. Курбатова «Петербург». Торцовая гравюра на дереве. 1912.

Акватина (Ф. Гойя. «Вплоть до третьего поколения». Лист из серии «Капричос». 1797—98. Фрагмент). Гравюра.

Акватина (Ф. Гойя. «Вплоть до третьего поколения». Лист из серии «Капричос». 1797—98. Фрагмент).

К. Кольвиц. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Родители<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Торцовая гравюра на дереве из цикла <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Война<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. 1923. Гравюра.

К. Кольвиц. «Родители». Торцовая гравюра на дереве из цикла «Война». 1923.

Гравюра на линолеуме (П. Пикассо. «Натюрморт с бутылкой и лампой». 1962). Гравюра.

Гравюра на линолеуме (П. Пикассо. «Натюрморт с бутылкой и лампой». 1962).

  Советская Гравюра многообразно отразила жизнь и историю народа, достигнув больших успехов в различных видах и жанрах — в эстампе и книге, в революционной публицистике и лирическом пейзаже, в портрете и тематической композиции. Её отличают богатство национальных школ и творческих направлений, объединённых общими принципами коммунистической идейности и социалистического реализма. Наряду с традицией тоновой Гравюра 19 в. (И. Н. Павлов, И. А. Соколов) и декоративно-изящной ксилографии начала 20 в. (А. П. Остроумова-Леоедева, П. А. Шиллинговский, В. Д. Фалилеев) в Гравюра на дереве и линолеуме возникли новые тенденции, характеризующиеся романтической напряжённостью, контрастностью, свободой воображения (Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко), психологизмом и синтетической цельностью стиля (В. А. Фаворский). Эти тенденции развивали в эстампе и особенно в книжной ксилографии П. Я. Павлинов, Н. И. Пискарёв, П. Н. Староносов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов, Гравюра А. Ечеистов, С. Б. Юдовин, ГравюраД. Епифанов. В развитии советского офорта значительную роль сыграли И. И. Нивинский, Гравюра С. Верейский. Возродилась Гравюра резцом (Д. И. Митрохин). Крупные школы Гравюра сложились на Украине (В. И. Касиян, М. Гравюра Дерегус, Е. Л. Кульчицкая), в Литве (использующие народные традиции ксилографии и линогравюры И. М. Кузминскиса, В. М. Юркунаса, А. А. Кучаса), Эстонии (Гравюра на металле Э. К. Окаса, А. Гравюра Бах-Лийманд), Латвии (ксилографии П. А. Упитиса, офорты А. П. Апиниса). В середине 20 в. в сов. Гравюра ведущую роль стал играть эстамп, тяготеющий к широте обобщений, яркой декоративности, богатству фактур и приёмов: Гравюра на дереве и линолеуме Гравюра Ф. Захарова, И. В. Голицына (РСФСР), Гравюра В. Якутовича (Украина), Гравюра Гравюра Поплавского (Белоруссия), А. А. Рзакулиева (Азербайджан), М. М. Абегяна (Армения), Д. М. Нодиа, Р. Гравюра Тархана-Моурави (Грузия), Л. А. Ильиной (Киргизия), А. И. Макунайте, А. П. Скирутите, В. П. Валюса (Литва), Гравюра Э. Кроллиса, Д. А. Рожкална (Латвия): Гравюра на металле В. В. Толли, А. Ф. Кютта, А. Ю. Кеэренда (Эстония). В искусстве социалистических стран видное место занимают офорты Р. Бергандера и ксилографии В. Клемке (ГДР), офорт Д. Хипца и А. Вюрца (Венгрия), офорты и ксилографии М. Швабинского (Чехословакия), ксилографии В. Захариева и В. Стайкова (Болгария), ксилографни Дж. Андреевича-Куна (Югославия) и Б. Ги Сабо (Румыния). См. также Ксилография,Линогравюра,Резцовая гравюра,Офорт, «Сухая игла»,Акватинта,Пунктирная манера,Лавис,Меццо-тинто,Карандашная манера,Мягкий лак.

И. Н. Павлов. «У старого Московского моста». Цветная гравюра на линолеуме. 1944. Гравюра.

И. Н. Павлов. «У старого Московского моста». Цветная гравюра на линолеуме. 1944.

И. В. Голицын. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Утром у В. А. Фаворского<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Гравюра на линолеуме. 1963. Гравюра.

И. В. Голицын. «Утром у В. А. Фаворского». Гравюра на линолеуме. 1963.

В. В. Толли. «Королева морских коров». Травление на меди. 1963. Гравюра.

В. В. Толли. «Королева морских коров». Травление на меди. 1963.

В. А. Фаворский. Иллюстрация к «Каменному гостю» А. С. Пушкина. Торцовая гравюра на дереве. 1959—61. Гравюра.

В. А. Фаворский. Иллюстрация к «Каменному гостю» А. С. Пушкина. Торцовая гравюра на дереве. 1959—61.

А. И. Кравченко. Экслибрис В. Д. Фалилеева. Торцовая гравюра на дереве. 1922. Гравюра.

А. И. Кравченко. Экслибрис В. Д. Фалилеева. Торцовая гравюра на дереве. 1922.

И. И. Нивинский. «Синие Камни. Кисловодск» (из цикла «Кавказское каприччо»). Цветной офорт, акватина, белый штрих. 1924. Гравюра.

И. И. Нивинский. «Синие Камни. Кисловодск» (из цикла «Кавказское каприччо»). Цветной офорт, акватина, белый штрих. 1924.

 

  Лит.: Ровинский Д. А., Подробный словарь русских гравёров XVI—XIX веков, т. 1—2, СПБ, 1895—99; Кристеллер П., История европейской гравюры, пер. с нем., М. — Л., 1939; Очерки по истории и технике гравюры, М., 1941: Русская гравюра XVI—XIX вв., Л. — М., 1950; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М. — Л., 1951; Турова В. В., Что такое гравюра, М., 1963; Японская гравюра, М., 1963: Леонтьева Гравюра К., Дорогой поиска, М. — Л., 1965; Deiteil L., Le peintre graveur illustre, v. 1—30, P., 1906—30; HillierJ., Japanese masters of the colour print, L., 1954; Laran J., L'estampe. v. 1—2, P., 1959; Bersier J. E., La gravure, P., 1963; Hind A. М., An introduction to a history of woodcut, v. 1—2, Boston — L., 1963; его же, A history of engraving and etching..., N. Y., 1963: Les plus beiles gravures du monde occidental 1410—1914, P., 1966; Adhemar J., La gravure originale au XX siecle, P., 1967.

Резцовая гравюра на металле (Х. Голциус. «Геркулес». 1589. Фрагмент). Гравюра.

Резцовая гравюра на металле (Х. Голциус. «Геркулес». 1589. Фрагмент).

  Е. С. Левитин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Пергам (древн. гос-во) Пергам, Пергамское царство (греческое Pergamos), древнее государство (283—133 до н.
Полабские славяне, полабы, полабяне, большая группа западнославянских племён, населявшая в конце 1 — начале 2-го тыс.
«Промышленное строительство», ежемесячный научно-технический и производственный журнал, орган Госстроя СССР и Центрального правления научно-технического общества строительной индустрии.
Рединг (город в Великобритании) Рединг (Reading), город в Великобритании, в графстве Беркшир, на р.
Савойские Альпы (франц. Alpes de Savoie), северная часть Западных Альп, главным образом на территории Франции.
Сербы, нация в Югославии. Численность 8,1 млн.
Созерцание, чувственная ступень познания (см.
Стрептокарпус (Streptocarplis), род многолетних травянистых растений семейства геснериевых.
Телефонный кабель, городской телефонный кабель, низкочастотный симметричный кабель связи, применяемый в местных (городских и сельских) телефонных сетях, преимущественно для прокладки абонентских линий связи.
Трой (Troy), город на северо-востоке США, в штате Нью-Йорк.