Ермолова Мария Николаевна

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЕА ЕВ ЕГ ЕД ЕЖ ЕЗ ЕЙ ЕК ЕЛ ЕМ ЕН ЕО ЕП ЕР ЕС ЕТ ЕФ ЕХ ЕШ ЕЭ ЕЯ
ЕРА
ЕРБ
ЕРГ
ЕРЕ
ЕРЖ
ЕРИ
ЕРК
ЕРМ
ЕРН
ЕРО
ЕРС
ЕРТ
ЕРУ
ЕРШ
ЕРЫ
ЕРЬ

Ермолова Мария Николаевна [3(15).7.1853, Москва, — 12.3.1928, там же], русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Дочь суфлёра Малого театра; воспитанница Московского театрального училища. С 1871 в труппе Малого театра, одна из наиболее крупных и ярких представительниц его искусства. Героико-трагедийный талант Ермолова Мария Николаевна формировался в обстановке революционно-демократического подъёма 60—70-х гг. 19 в., под влиянием идей народнического движения. Высокая романтическая устремлённость, протест против деспотизма, защита прав и достоинства личности, призыв к жизненному подвигу пронизывали творчество великой актрисы. В Малом театре Ермолова Мария Николаевна дебютировала в 1870, ещё ученицей, в роли Эмилии Галотти («Эмилия Галотти» Лессинга), сыгранной ею волнующе, эмоционально и правдиво. В 1873 в роли Катерины («Гроза» Островского) Ермолова Мария Николаевна раскрыла идеалистические стремления свободолюбивой личности, её преданность своей мечте. Протест против насилия, социального и духовного рабства достиг вершины в роли Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Вега, 1876). Остро современное звучание спектакля вызывало энтузиазм прогрессивно настроенных зрителей, особенно молодёжи (после нескольких представлений спектакль был запрещен полицией).

  В пьесах современных авторов (А. А. Потехин, И. В. Шпажинский, Н. Я. Соловьев, С. А. Пальм, Н. Ермолова Мария Николаевна Вильде и др.), не поднимавшихся до постановки значительных проблем. Ермолова Мария Николаевна сумела создать образ современницы, наделённой нерастраченными богатствами ума и сердца, способной на сильные самоотверженные чувства (учительница Лонина — «На пороге к делу» Соловьева, и др.).

  После Катерины Ермолова Мария Николаевна исполнила много ролей в пьесах Островского (Юлия Тугина — «Последняя жертва», Евлалия — «Невольницы», Кручинина — «Без вины виноватые»). Образ актрисы-демократки, жертвующей личным счастьем ради артистического призвания, создала Ермолова Мария Николаевна в роли Негиной («Таланты и поклонники» Островского, 1881). Тяготение к конфликтам большого общественного и нравственного масштаба, возвышенный взгляд на человека обращали Ермолова Мария Николаевна к классике (леди Анна, леди Макбет — «Ричард III» и «Макбет» Шекспира). В образе Иоанны Д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), раскрывая нравственный максимализм героини, её жертвенную готовность страдать за народ, Ермолова Мария Николаевна отражала настроения передовой русской интеллигенции 80-х гг. 19 в. Черты хрупкости, обречённости и одновременно духовной силы, героического бесстрашия, характерные для Иоанны-Ермолова Мария Николаевна, присутствовали также и в образе Марии Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера, 1886). Ермолова Мария Николаевна выступала на сцене до 1921. Последняя роль — Мамелфа Дмитриевна («Посадник» А. К. Толстого). Ермолова Мария Николаевна первой в Советском Союзе получила звание народной артистки Республики. В 1970 в Москве открыт Музей-квартира М. Н. Ермоловой (филиал Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина).

М. Н. Ермолова. Ермолова Мария Николаевна.

М. Н. Ермолова.

М. Н. Ермолова в роли Фру Альвинг («Привидения» Г. Ибсена). Ермолова Мария Николаевна.

М. Н. Ермолова в роли Фру Альвинг («Привидения» Г. Ибсена).

М. Н. Ермолова в роли Иоанны Д'Арк («Орлеанская дева» Ф. Шиллера). Ермолова Мария Николаевна.

М. Н. Ермолова в роли Иоанны Д'Арк («Орлеанская дева» Ф. Шиллера).

М. Н. Ермолова в роли Евлалии («Невольницы» А. Н. Островского). Ермолова Мария Николаевна.

М. Н. Ермолова в роли Евлалии («Невольницы» А. Н. Островского).

 

  Лит.: Мария Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников, М., 1955; Марков П. А., Театральные портреты. Сб. статей. М. — Л., 1939; Дурылин С. Н., М. Н. Ермолова, М., 1953; М. Н. Ермолова, 1853—1928. [Альбом], М., 1954.

  Т. М. Родина.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


«Теплоэнергетика», ежемесячный научно-технический журнал, орган АН СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и центрального правления научно-технического общества энергетики и электротехнической промышленности.
Фазосдвигающее устройство, электрическое устройство в системе управления вентильным преобразователем, предназначенное для создания требуемой задержки во времени (выражаемой обычно в единицах угла сдвига фаз) между моментом естественного включения (зажигания) вентиля и моментом подачи на него управляющего импульса (см.
Цейтраферная киносъёмка (нем. Zeitraffer, от Zeit — время и raffen, буквально — собирать, подбирать, переносное — группировать, уплотнять), киносъёмка, при которой в промежутках между экспонированием отдельных последовательных кадров привод киносъёмочного аппарата выключается; особый вид замедленной киносъёмки.
Экологический ряд, совокупность растительных сообществ (фитоценозов), располагающихся соответственно нарастанию или убыванию ведущего фактора (или нескольких факторов) среды.
Алезия (Alesia), древний галльский город-крепость (в районе современного Дижона, Франция), который в 52 до н.
Банн, бан (нем. Ваnn, франц. ban), термин средневекового права (в Зап.
Буссенго Жан Батист Буссенго (Boussingault) Жан Батист (2.2.1802, Париж, — 11.
Выпадение промежуточных функций, частный случай преобразования органа в филогенетическом развитии, при котором происходит усиление его главной функции за счёт выпадения промежуточной.
Гребнер Георгий Эдуардович [31.3 (12.4). 1892, Петербург, — 24.
Дубно, город, центр вского района Ровенской области УССР, на р.