Ёмкость рынка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЁД ЁЖ ЁМ ЁР ЁС ЁХ
ЁМК
ЁМЦ

Ёмкость рынка, возможный объём реализации товаров и услуг, определяемый размерами и структурой фактически предъявляемого или будущего спроса. Характеризует ту часть совокупной общественной потребности, которая представлена на рынке, обеспечена денежным эквивалентом и удовлетворяется за счёт купли-продажи. Выделяют Ёмкость рынка средств производства и Ёмкость рынка предметов потребления. Ёмкость рынка средств производства — фактическая или потенциальная потребность народного хозяйства в машинах, сырье, топливе и энергии, производственных услугах, размеры которой зависят от темпов развития различных отраслей общественного производства, его специализации, роста производительности труда и др. факторов, связанных с созданием и развитием материально-технической базы производства. Ёмкость рынка предметов личного потребления — фактический или будущий спрос на потребительские блага и услуги. Говоря о пределах, в которых представленная на рынке общественная потребность в потребительских товарах и услугах отклоняется от действительных размеров совокупной общественной потребности, К. Маркс указывал: «... количественная определенность этой потребности чрезвычайно эластична и изменчива. Она только кажется фиксированной. Если бы жизненные средства были дешевле или денежная заработная плата была бы выше, то рабочие покупали бы их больше...» (Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 206).

  Ёмкость рынка предметов личного потребления имеет объективную тенденцию к расширению, материальной основой которой является, как указывал В. И. Ленин, процесс возрастания уровня потребностей населения. Масштабы расширения Ёмкость рынка зависят от социально-экономических факторов: степени и уровня развития товарного производства и производит. сил общества; роста национального дохода, соотношения между потреблением и накоплением; пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления; уровня денежных доходов, политики цен и др., которые в конечном итоге определяют объём и структуру спроса населения, а также организаций, предприятий и учреждений на товары и услуги.

  Характер и темпы процесса расширения Ёмкость рынка зависят прежде всего от общественного строя. В капиталистическом обществе большую долю совокупного общественного продукта присваивают эксплуататорские классы. Стремление получить максимальную прибыль и конкурентная борьба побуждают капиталистов к безграничному расширению производства. Однако свойственные капитализму тенденции к абсолютному и относительному ухудшению положения трудящихся ведут к одновременному ограничению потребления товаров народными массами и, следовательно, сдерживают расширение Ёмкость рынка, что чрезвычайно обостряет проблему рынка. «Империализм, — говорится в Программе КПСС, — бессилен решить эту проблему, ибо его закономерностью является отставание платежеспособного спроса трудящихся от роста производства» (1971, с. 28).

  Совершенно иначе обстоит дело в социалистическом обществе, основным законом которого является всё более полное удовлетворение постоянно растущих потребностей трудящихся. Социализм создаёт наиболее благоприятные условия для постоянного планомерного расширения Ёмкость рынка Рост Ёмкость рынка в социалистическом обществе определяется планомерными изменениями пропорций между сферами и отраслями народного хозяйства, фонда личного потребления и денежных доходов населения, структуры производства товаров с учётом общественных потребностей в каждом из их видов и др. Социалистическое государство, определяя в народно-хозяйственных планах темпы роста этих показателей, проводя соответствующую политику цен, тем самым сознательно регулирует процесс расширения Ёмкость рынка в интересах всего народа. О масштабах расширения Ёмкость рынка в СССР можно судить по темпам роста розничного товарооборота. В 1970 он составил 155,2 млрд. руб., что почти в 3 раза больше, чем весь фонд личного потребления в 1950. Высокие темпы роста розничного товарооборота сохранятся и в 9-й пятилетке. В 1975 он увеличится в 1,4 раза по сравнению с 1970.

 

  Лит.: Маркс К., Капитал, т.3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, гл. 10; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч.,5 изд., т.1; его же. Развитие капитализма в России, там же, т. 3; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Струмилин С. Г., На плановом фронте,. М., 1956; Корженевский И. И., Ёмкость рынка и методы её исчисления, М.,1962; Крутиков Ф. А., Теоретические основы определения ёмкости рынка, М., 1965.

  Ф. А. Крутиков.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Усиления коэффициент антенны, безразмерная величина, равная произведению направленного действия коэффициента передающей или приёмной антенны на её кпд (подробнее см.
Фуншал (Funchal), главный город и порт о. Мадейра в Португалии, административный центр округа .
Цицин Николай Васильевич [р. 6(18).12.1898, Саратов], советский ботаник, генетик и селекционер, академик АН СССР (1939), ВАСХНИЛ (1938; в 1938—48 вице-президент), Герой Социалистического Труда (1968).
Штангенглубиномер, см. Глубиномер.
Юрга, город областного подчинения, центр Юргинского района Кемеровской области РСФСР.
Алма-Атинский заповедник, заповедник в Алма-Атинской области Казахской ССР.
Атлантический порог, поднятие дна Атлантического океана между Гренландией, Исландией, Фарерскими и Шетлендскими островами.
Берлинский конгресс 1878 [1(13) июня — 1(13) июля], международный конгресс, созванный для пересмотра условий Сан-Стефанского мирного договора 1878, завершившего русско-турецкую войну 1877—78.
Бурзеровые (Burseraceae), семейство двудольных растений.
Витасек Франтишек Витасек (Vitasek) Франтишек (р. 7.1.1890, Велька-Бистршице), чехословацкий физико-географ и геоморфолог, член-корреспондент АН Чехословакии.