Энгельс Фридрих

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЯ
ЭНА
ЭНВ
ЭНГ
ЭНД
ЭНЕ
ЭНЗ
ЭНИ
ЭНК
ЭНЛ
ЭНН
ЭНО
ЭНР
ЭНС
ЭНТ
ЭНУ
ЭНФ
ЭНЦ

Энгельс (Engels) Фридрих (28.11.1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 5.8.1895, Лондон), один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник К. Маркса.

Энгельс Фридрих родился в семье текстильного фабриканта. Отец Энгельс Фридрих, Фридрих Энгельс Фридрих, сторонник пиетизма, стремился дать детям религиозное воспитание. До 14 лет Энгельс Фридрих учился в городской школе, в 1834 поступил в гимназию. Благотворное влияние на формирование взглядов Энгельс Фридрих оказала его мать — Елизавета ван Хаар, привившая ему любовь к литературе и искусству.

  «Еще гимназистом, — писал В. И. Ленин, — возненавидел он самодержавие и произвол чиновников» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 7). В гимназии Энгельс Фридрих с увлечением изучал историю, иностранные языки, немецкую литературу, делал первые поэтические опыты. В 1837 по настоянию отца Энгельс Фридрих, не окончив последнего класса, был вынужден уйти из гимназии, чтобы посвятить себя коммерческой деятельности. В 1838 отец направил Энгельс Фридрих в Бремен для службы в торговой фирме. Чуждый коммерции, Энгельс Фридрих большую часть времени посвящал изучению философии, истории, литературы, писал стихи, занимался музыкой, увлекался спортом.

  В Бремене Энгельс Фридрих систематически знакомится с иностранной прессой, читает оппозиционную литературу, распространяет её среди друзей, примыкает к радикально-оппозиционному литературному направлению «Молодая Германия». С 1839 Энгельс Фридрих стал сотрудничать в её печатном органе «Telegraph fur Deutschland», регулярно публикуя статьи, в которых проявил себя как революционный демократ. Уже в «Письмах из Вупперталя» (1839) Энгельс Фридрих выступил против пиетизма и религиозного фанатизма, а также эксплуатации, нищеты и духовной темноты рабочего населения его родного города.

  Блестящий образец эпистолярного жанра — письма к гимназическим друзьям братьям Ф. и В. Греберам (1838—41) — являются ещё одним свидетельством формирования революционно-демократических воззрений молодого Энгельс Фридрих В них, как и в статьях «Реквием для немецкой «Adeiszeitung»», «Эрнст Мориц Арндт» (1840) и др., он открыто заявил о своих революционных настроениях. В 1839 Энгельс Фридрих знакомится с философией Г. Гегеля. Критикуя его консервативные политические воззрения, Энгельс Фридрих вместе с тем становится сторонником теории развития, диалектики Гегеля.

  В сент. 1841 Энгельс Фридрих приехал в Берлин отбывать воинскую повинность. Он уже был известен поэтическими и литературно-публицистическими произведениями (под псевдонимом Ф. Освальд), составил либретто оперы «Кола ди Риенцо» (1840—41).

  В свободное от военной службы время Энгельс Фридрих посещал лекции в Берлинском университете, усиленно занимался философией, сблизился с младогегельянцами (см. Гегельянство), делавшими из философии Гегеля радикальные и атеистические выводы. Прусское правительство, напуганное выступлениями младогегельянцев, решило пригласить для чтения лекций в Берлинский университет Ф. Шеллинга. Из всех младогегельянцев Энгельс Фридрих наиболее решительно выступает против Шеллинга статьями и брошюрами (1841—42), среди которых наибольшую известность приобрела работа «Шеллинг и откровение». В них Энгельс Фридрих публично заявил о своих атеистических воззрениях и с революционно-демократических позиций критиковал не только Шеллинга, но и консервативные политические взгляды Гегеля. Иррационализму Шеллинга Энгельс Фридрих противопоставил философские воззрения Л. Фейербаха, влияние материалистических взглядов которого он испытал. Но в основном Энгельс Фридрих стоит ещё на идеалистических позициях, разделяет теорию самосознания Б. Бауэра. Вместе с тем Энгельс Фридрих существенно отличается от младогегельянцев активной политической деятельностью, понимая необходимость поддержки оппозиционной буржуазии в её борьбе против абсолютизма.

  В октябре 1842 Энгельс Фридрих окончил военную службу и вернулся в Бармен. Отец Энгельс Фридрих, желая оторвать сына от его радикально настроенных друзей, отправил Энгельс Фридрих в Манчестер (Великобритания), где находилась фабрика «Эрмен и Энгельс», совладельцем которой он был. По дороге в Великобританию Энгельс Фридрих в Кельне посетил редакцию «Рейнской газеты», активным сотрудником которой он являлся в течение полугода. Здесь Энгельс Фридрих впервые встретился с Марксом — главным редактором газеты, и договорился о дальнейшем сотрудничестве в качестве английского корреспондента.

  Переезд в Великобританию стал значительной вехой в жизни Энгельс Фридрих Уже в первых своих английских статьях в «Рейнской газете» (ноябрь — декабрь 1842) он подчёркивает, что Великобритания стоит перед социальной революцией, решающей силой которой будет пролетариат. В Великобритании Энгельс Фридрих окончательно становится социалистом. Он знакомится с лидерами чартистского движения (Дж. Гарни, Дж. Лич), сотрудничает в печатном органе чартистов «The Northern Star», присутствует на рабочих собраниях и митингах, становится член чартистской партии (см. Чартизм). Одновременно он изучает произведения Р. Оуэна и его учеников, посещает заседания их социалистических клубов. В Манчестере Энгельс Фридрих знакомится с жизнью и бытом английских рабочих. Здесь же Энгельс Фридрих познакомился с ирландской работницей Мэри Берне, ставшей впоследствии его женой. В Великобритании Энгельс Фридрих окончательно переходит от идеализма к материализму, причём существенную роль в формировании его взглядов сыграли произведения Фейербаха и французских материалистов 18 в.

  Особенно плодотворным оказалось изучение Энгельс Фридрих политической экономии, первым результатом которого была статья «Наброски к критике политической экономии» (1844). В статье, как указывает Ленин, Энгельс Фридрих «... с точки зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического порядка, как необходимые последствия господства частной собственности» (там же, с. 10). Мастерски владея диалектикой, Энгельс Фридрих вскрыл глубоко противоречивый характер капиталистического общества, показал апологетизм буржуазной экономической науки. Маркс был восхищён работой Энгельс Фридрих и охарактеризовал её как гениальный очерк критики экономических категорий. Она явилась одним из стимулов, побудивших Маркса заняться глубоким изучением политической экономии. С этого времени между Марксом и Энгельс Фридрих завязалась постоянная переписка. Возвращаясь в конце августа 1844 в Германию, Энгельс Фридрих заехал на десять дней в Париж, которые провёл у Маркса. Эта новая встреча послужила началом их дружбы и тесного сотрудничества. Маркс и Энгельс Фридрих обнаружили полное единство взглядов по теоретическим вопросам. Оба они уже были материалистами и коммунистами. Они сообща решили выступить против младогегельянцев, которые, оставаясь на позициях идеализма и буржуазного радикализма, выступили против демократических и коммунистических идей. Результатом этого замысла явилась их первая совместная работа «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Б. Бауэра и компании» (опубликовано в феврале 1845), представляющая один из важных этапов формирования марксистского мировоззрения.

  Вернувшись в сентябре 1844 на родину, Энгельс Фридрих устанавливает связи с немецкими социалистами, активно сотрудничает в социалистических журналах, печатает корреспонденции из Германии на страницах «The Northern Star». В Бармене Энгельс Фридрих, опираясь на собранные в Великобритании материалы, пишет книгу «Положение рабочего класса в Англии» (1845). В ней Энгельс Фридрих выдвинул ряд глубоких идей о стачечной борьбе, о профсоюзах, о партии, о необходимости тесного объединения массового рабочего движения (чартизма) с социалистической мыслью, об исторической миссии пролетариата. Здесь Энгельс Фридрих уже вплотную подошёл к материалистическому пониманию истории. Книга получила широкий отклик на страницах немецкой печати, а также в других странах. Она способствовала переходу прогрессивных представителей немецкой интеллигенции на позиции социализма, оказалась доступной передовым рабочим. В Эльберфельде Энгельс Фридрих явился одним из организаторов дискуссий по вопросам коммунизма. Два выступления Энгельс Фридрих на этих дискуссиях были опубликованы под названием «Эльберфельдские речи» (1845). После публичных выступлений Энгельс Фридрих и других эльберфельдских коммунистов полицейские власти запретили проведение подобных собраний и установили наблюдение за Энгельс Фридрих Ему грозил арест. К этому времени обострились отношения Энгельс Фридрих с отцом.

  Весной 1845 Энгельс Фридрих покидает Германию и направляется в Брюссель, куда перед этим вынужден был переселиться Маркс, высланный из Франции. Маркс в основных чертах изложил Энгельс Фридрих идею материалистического понимания истории, к которой последний был уже близок. Маркс и Энгельс Фридрих совместно начали детальную разработку этих новых взглядов. Продолжая изучать политическую экономию, дававшую им обширный материал не только для экономических исследований, но и для дальнейшей разработки материалистического понимания истории, Энгельс Фридрих и Маркс предприняли в июле — августе 1845 поездку в Великобританию, где занимались в библиотеках Лондона и Манчестера. Здесь они встретились с вождями левого крыла чартистской партии (Гарни и др.), с ведущими деятелями лондонских общин тайного коммунистического «Союза справедливых» (К. Шаппером, И. Моллем, Г. Бауэром), познакомились с В. Вейтлингом.

Осенью 1845 Маркс и Энгельс Фридрих приступили к работе над «Немецкой идеологией» (ноябрь 1845 — лето 1846). В ней они противопоставили свои диалектико-материалистические взгляды непоследовательному, созерцательному антропологическому материализму Фейербаха, идеалистическим воззрениям младогегельянцев, в особенности М. Штирнера, и распространённому тогда среди части нем. рабочих и интеллигенции «истинному социализму». В «Немецкой идеологии» впервые было дано развёрнутое изложение материалистического понимания истории как цельной концепции и исходных положений нового, революционного мировоззрениянаучного коммунизма; обоснована историческая неизбежность установления коммунистического строя.

  Маркс и Энгельс Фридрих были не только творцами революционной науки пролетариата, но и создателями его революционной партии. С этой целью они организовали Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет (начало 1846) и призвали своих сторонников в Германии и других странах Европы к созданию подобных комитетов. Брюссельский комитет выступил против уравнительного коммунизма Вейтлинга, против мелкобуржуазного «истинного социализма» и прудонизма. Для борьбы против «истинного социализма» К. Грюна, имевшего большое влияние на общины Союза справедливых в Париже, и установления контактов с французскими демократами и социалистами Брюссельский комитет направляет туда Энгельс Фридрих в августе 1846. Энгельс Фридрих устанавливает отношения с Л. Бланом, с редактором газеты «La Réforme» Ф. Флоконом, становится её постоянным корреспондентом. Энгельс Фридрих добился серьёзных успехов в пропаганде революционных идей среди немецких рабочих в Париже. Благодаря его деятельности большинство местных общин Союза освободилось от влияния «истинного социализма» и стало искать революционные пути.

  Под воздействием устной и печаткой пропаганды Маркса и Энгельс Фридрих руководство «Союза справедливых» в начале 1847 обратилось к ним с предложением вступить в Союз. Маркс и Энгельс Фридрих сыграли главную роль в коренной реорганизации Союза и разработке его научной программы. В июне 1847 в Лондоне при участии Энгельс Фридрих состоялся 1-й конгресс Союза. При принятии нового Устава Энгельс Фридрих добился утверждения принципов демократизма и централизма в организации Союза. На конгрессе был в основном одобрен «Проект Коммунистического символа веры», как тогда назывался программный документ, составленный главным образом Энгельс Фридрих Этот проект был направлен для дальнейшего обсуждения в низовые организации с тем, чтобы ко 2-му конгрессу Союза составить окончательный проект программы. По предложению Маркса и Энгельс Фридрих «Союз справедливых» был переименован в Союз коммунистов, а его старый утопический девиз — «Все люди — братья!» был заменен новым лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». После конгресса Маркс и Энгельс Фридрих развернули большую организационную работу. Они создали в Брюсселе окружной комитет Союза, который возглавил Маркс, организовали Немецкое рабочее общество, подчинили своему влиянию газету «Deutsche — Brüsseler — Zeitung», которая с середины 1847 стала ведущим органом коммунистической пропаганды. Наиболее принципиальные статьи газеты с осени 1847 написаны Марксом и Энгельс Фридрих При их руководящем участии была создана Брюссельская демократическая ассоциация — объединение демократов разных национальностей.

  В середине октября 1847 Энгельс Фридрих возвратился в Париж. Он работает над укреплением местных общин Союза коммунистов, принимает активное участие в подготовке 2-го конгресса Союза, в обсуждении программных документов. Энгельс Фридрих расширяет и уточняет проект программы Союза, который он назвал «Принципы коммунизма». В письме к Марксу накануне конгресса Энгельс Фридрих предложил отказаться от формы катехизиса и назвать проект программы «Коммунистическим манифестом».

  На 2-м конгрессе Союза коммунистов (ноябрь — декабрь 1847) взгляды Маркса и Энгельс Фридрих нашли единодушную поддержку и одобрение. Марксу и Энгельс Фридрих было поручено составить окончательный вариант программы Союза. С выходом «Манифеста Коммунистической партии» (февраль 1848) революционный пролетариат обрёл научно обоснованную теоретическую и тактическую программу.

  После Февральской революции 1848 Энгельс Фридрих вместе с Марксом в Париже разрабатывает политическую платформу коммунистов в начавшейся Революции 1848—49 — «Требования Коммунистической партии в Германии» (март 1848). Они решительно выступили против авантюристической деятельности некоторых демократов и членов Союза коммунистов (Г. Гервег, А. Борнштедт), пытавшихся с помощью наспех сколоченного в Париже немецкого легиона «импортировать» революцию в Германию. В связи с начавшейся в Германии революцией Центральный комитет Союза коммунистов принял решение о создании в Кельне печатного органа для сплочения всех подлинно революционных и демократических сил. В апреле 1848, организовав переезд нескольких сот немецких революционных рабочих в Германию, Маркс и Энгельс Фридрих приехали в Кельн.

  Здесь в июне 1848 вышел 1-й номер основанной Марксом и Энгельс Фридрих «Новой Рейнской газеты». Возглавлявшаяся Марксом редакция газеты (в неё входили Энгельс Фридрих, В. Вольф, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт, Энгельс Фридрих Дронке и др.) была подлинным штабом массового революционного движения. Большинство передовых статей и других материалов газеты написано Энгельс Фридрих Ему принадлежат серии статей, посвященные дебатам во Франкфуртском общегерманском парламенте и в прусском Национальном собрании, в которых Энгельс Фридрих разоблачал предательство буржуазии, звал народ к решительной борьбе против пережитков феодализма и абсолютизма, к установлению революционной диктатуры. В июне 1848 Энгельс Фридрих написал серию статей о июньском парижском восстании рабочих, которое он назвал первой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией.

  Во время революции Энгельс Фридрих принимал активное участие в массовых народных выступлениях. В сентябре 1848 Энгельс Фридрих был вынужден бежать из Германии. Поселившись в Лозанне (Швейцария), он участвует в рабочем движении и продолжает сотрудничать в «Новой Рейнской газете». В январе 1849 Энгельс Фридрих возвратился в Кельн, где снова целиком включился в работу редакции газеты. Особенно большое внимание он уделял национально-освободительной борьбе венгерского и итальянского народов. Почти каждый день Энгельс Фридрих освещал в своих статьях военные действия в Венгрии.

  В мае 1849 в Рейнской провинции и в Юго-Западной Германии развернулась вооруженная борьба народных масс, в которой Энгельс Фридрих принял деятельное участие. Он участвует в Эльберфельдском восстании, в четырёх крупных и во многих мелких сражениях в Пфальце и Бадене. После поражения революционной армии Энгельс Фридрих пришлось искать убежище в Швейцарии.

  В ноябре 1849 Энгельс Фридрих приехал в Лондон и активно включился в деятельность по реорганизации Союза коммунистов, в подготовку работ, обобщающих опыт революции и делающих дальнейшие шаги в разработке теории и тактики революционного пролетариата («Германская кампания за имперскую конституцию», «Крестьянская война в Германии»,1850, и др.). Как член Центрального комитета Союза, Энгельс Фридрих совместно с Марксом составляет важнейшие программные и тактические документы Союза (мартовское и июньское «Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов», 1850), подвергает критике лидеров мелкобуржуазных демократов, борется за сохранение политической самостоятельности пролетарской партии. Когда авантюристическое меньшинство член ЦК (К. Шаппер, А. Виллих) стало склоняться к союзу с мелкобуржуазными лидерами, поддерживая их призыв к немедленной революции в Германии, Энгельс Фридрих решительно выступил против путчистов и их раскольнической деятельности, за единство Союза и его теоретических принципов.

  После поражения революции Маркс и Энгельс Фридрих уделяют основное внимание развитию теории. В ноябре 1850 Энгельс Фридрих переехал в Манчестер, где работал в торговой конторе своего отца. Это позволило ему оказывать систематическую помощь Марксу, который находился в крайне тяжёлых материальных условиях. «Не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса,— писал Ленин,— Маркс не только не мог бы кончить «Капитала», но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 49).

  Энгельс Фридрих помогал Марксу и в журналистской работе, когда последний начал сотрудничать в прогрессивной американской газете «New York Daily Tribune». По просьбе Маркса Энгельс Фридрих написал серию статей «Революция и контрреволюция в Германии», которые были опубликованы в 1851—52 за подписью Маркса — официального корреспондента газеты. Это произведение сыграло значительную роль в разработке марксистской тактики руководства революцией и вооруженной борьбой. В 1851 Энгельс Фридрих приступил к систематическим занятиям военной теорией, а в 1858 к изучению философских проблем естествознания. Перу Энгельс Фридрих принадлежат статьи о Крымской войне, о национально-освободительных войнах в Индии и Китае, об итало-франко-австрийской войне, о Гражданской войне в США, о франко-прусской войне («Заметки о войне», 1870—71), а также ряд статей и заметок по военным вопросам для «Новой американской энциклопедии». Маркс высоко ценил военные познания Энгельс Фридрих, шутливо называя его «мое военное министерство в Манчестере». Энгельс Фридрих действительно стал военным теоретиком пролетарской партии. Совместно с Марксом Энгельс Фридрих разработал стратегию пролетарской партии в национально-освободительных движениях.

  Замечательным памятником беспримерной дружбы и духовного общения между Энгельс Фридрих и Марксом служит их переписка. В ней с диалектико-материалистических позиций освещаются самые различные вопросы их исследовательской и революционной деятельности. Особенно много внимания в переписке уделяется вопросам политической экономии, связанным с работой Маркса над «Капиталом». Подписывая последний лист корректуры 1-го тома «Капитала», Маркс в августе 1867 писал Энгельс Фридрих: «Только тебе обязан я тем, что это стало возможным!» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 275). Велика роль Энгельс Фридрих и в пропаганде «Капитала».

Энгельс Ф. Побережье у Истборна, близ которого урна с прахом Ф. Энгельса была опущена в море. Энгельс Фридрих.

Энгельс Ф. Побережье у Истборна, близ которого урна с прахом Ф. Энгельса была опущена в море.

  С созданием Международного товарищества рабочих — Интернационала 1-го (28 сентября 1864) Энгельс Фридрих фактически становится одним из его руководителей. Он оказал большую помощь В. Либкнехту и А. Бебелю в борьбе против лассальянства, в создании революционной рабочей партии в Германии. Весьма существенной была поддержка, оказанная Энгельс Фридрих ирландским демократам, а также социалистам других стран. Вместе с Марксом он разрабатывает тактическую платформу Интернационала по ирландскому вопросу, по вопросу о путях национального воссоединения Германии («Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия», 1865) и о позиции международного пролетариата по отношению к австро-прусской и франко-прусской войне.

  Роль Энгельс Фридрих как вождя Интернационала особенно возросла после его переезда в сентябре 1870 в Лондон. Он становится членом Генерального совета Интернационала. Энгельс Фридрих горячо защищал Парижскую Коммуну 1871 на заседаниях Генерального совета, в печати и в многочисленных письмах, которые он вместе с Марксом направлял в различные страны. На Лондонской конференции Интернационала (сентябрь 1871) Энгельс Фридрих активно выступал за осуществление заветов Коммуны и прежде всего за создание в каждой стране революционной рабочей партии, за необходимость установления диктатуры пролетариата. Эти идеи Маркс и Энгельс Фридрих отстаивали и после конференции в борьбе против М. А. Бакунина и других анархистов («Мнимые расколы в Интернационале», 1872; «Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих», 1873, и др.). В 1873 Энгельс Фридрих приступил к созданию своего главного труда, посвященного философским проблемам естествознания, — «Диалектика природы», в котором он хотел дать диалектико-материалистическое обобщение всех важнейших достижений естественнонаучной мысли. Над рукописью Энгельс Фридрих работал с большими перерывами в течение десяти лет (1873—1883), однако ему не удалось её закончить. Она содержит ряд глубоких положений, подтвержденных современным развитием естествознания и философии.

  Энгельс Фридрих способствовал формированию и укреплению социалистических партий в Германии, Франции, Испании, Италии, США и других странах. В работах «К жилищному вопросу» (1872—73), «Об авторитете» (1873), «Бакунисты за работой» (1873), «Эмигрантская литература» (1874—1875) и др., в письмах к лидерам социалистических партий Энгельс Фридрих вёл борьбу против непролетарских направлений. Он призывал вождей социалистических партий к более глубокому усвоению революционной теории, к тщательной разработке партийных программ. Так, Энгельс Фридрих решительно выступил против теоретических уступок лассальянцам при создании объединённой партии и принятии Готской программы германской социал-демократии. Письма Энгельс Фридрих о Готской программе (А. Бебелю от 18—28 марта, В. Бракке от 11 октября 1875) разъясняют и дополняют знаменитую «Критику Готской программы» Маркса.

  Большую помощь оказал Энгельс Фридрих и французским социалистам в создании и принятии ими программы в 1880. Когда вокруг программы в партии развернулась борьба между марксистским (Ж. Гед и П. Лафарг) и реформистским (П. Брусе, Б. Малон) направлениями, Энгельс Фридрих решительно поддержал французских марксистов. После раскола французской рабочей партии и выделения марксистского крыла в самостоятельную партию Маркс и Энгельс Фридрих систематически помогали молодой партии, сотрудничали в её печатных органах, защищали её от нападок правых элементов в других социалистических партиях.

  Одна из главных проблем растущего социалистического движения во Франции и Германии 70—80-х гг., постоянно освещаемых в письмах Маркса и Энгельс Фридрих, — усиление оппортунизма и методы борьбы против него. Наиболее острую борьбу Маркс и Энгельс Фридрих вели против оппортунизма в социалистической партии Германии. В сентябре 1879 Маркс и Энгельс Фридрих обращаются к руководству партии с «Циркулярным письмом». Цель этого документа — разоблачить оппортунистов, показать несостоятельность их капитулянтской тактики, их отказ от революционной классовой борьбы, от последовательно пролетарской позиции партии.

Ф. Энегльс. 1840-е гг. Энгельс Фридрих.

Ф. Энегльс. 1840-е гг.

  Большую теоретическую помощь оказал Энгельс Фридрих немецкой социал-демократии не только своими статьями в «Soziafdemokrat», но и работой «Анти-Дюринг» (1877—78), направленной против вульгарного материалиста и позитивиста Е. Дюринга. Критикуя философскую эклектику Дюринга, Энгельс Фридрих основной упор делает на защиту материалистической диалектики как основы всего марксистского мировоззрения, подвергает критике взгляды Дюринга по вопросам политической экономии и социализма, противопоставляет им основные принципы марксистской политэкономии и научного коммунизма. Ленин охарактеризовал «Анти-Дюринг» как удивительно содержательную и поучительную книгу, в которой «... разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 11). Стремясь сделать более доступными для массового читателя важнейшие теоретические положения «Анти-Дюринга», Энгельс Фридрих, по просьбе Лафарга и социалистов других стран, переработал 3 главы «Анти-Дюринга» и опубликовал их в виде брошюры «Развитие социализма от утопии к науке» (1880). Обе эти работы сыграли огромную роль в пропаганде марксизма как цельного мировоззрения, в его идейной победе в международном рабочем движении, в воспитании марксистских кадров в различных странах мира.

  Теоретическая работа Энгельс Фридрих часто прерывалась в связи с выполнением актуальных задач революционно-практической деятельности, а также по причинам личного порядка. В 1878 умерла его вторая жена — Лидия Берне — сестра Мэри Берне, умершей в 1863. В последующие годы тяжёлые утраты постигли семью Маркса. Резко ухудшилось здоровье самого Маркса. Энгельс Фридрих тяжело переживал утрату самых близких ему людей и прилагал огромные усилия, чтобы помочь Марксу. 14 марта 1883 скончался Маркс. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться», — писал в эти дни Энгельс Фридрих (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 384).

  На самого Энгельс Фридрих легла задача огромной трудности. Предстояло из многочисленных черновых рукописей и даже фрагментов составить окончательный текст не изданных Марксом томов «Капитала». Этой работой Энгельс Фридрих был занят почти до конца своей жизни — в 1885 вышел 2-й том, в 1894 — 3-й том «Капитала». «Действительно, эти два тома «Капитала»,— писал Ленин,— труд двоих: Маркса и Энгельса» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 12). Помимо этого, Энгельс Фридрих подготовил третье и четвёртое немецкое издание 1-го тома «Капитала», а также английское издание 1-го тома, что потребовало от него огромной работы.

  Параллельно с работой над «Капиталом» Энгельс Фридрих создал ставшие классическими труды, знаменовавшие дальнейшую ступень в развитии марксистской мысли, — «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). Ленин оценил работу Энгельс Фридрих «Происхождение семьи, частной собственности и государства» как «... одно из основных сочинений современного социализма...»(там же, т. 39, с. 67). В ней Энгельс Фридрих значительно обогатил марксистское учение об общественно-экономической формации, о возникновении и развитии семьи, классов, государства.

<a target=<a target=Дом в Бармене, где родился Ф. Энгельс. Энгельс Фридрих." alt="Дом в Бармене, где родился Ф. Энгельс." Энгельс Фридрих." alt="Титульный лист работы Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»."

Дом в Бармене, где родился Ф. Энгельс. Энгельс Фридрих.

Дом в Бармене, где родился Ф. Энгельс.

Ф. Энгельс. 1860-е гг. Энгельс Фридрих.

Ф. Энгельс. 1860-е гг.

Дом в Лондоне, где жил Ф. Энгельс в 1870—94. Энгельс Фридрих.

Дом в Лондоне, где жил Ф. Энгельс в 1870—94.

Титульный лист работы Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

  В условиях, когда среди буржуазной и части социал-демократической интеллигенции в Германии стал наблюдаться поворот от гегельянства и вульгарного материализма к неокантианству и позитивизму, Энгельс Фридрих в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» с особой силой подчеркнул классовый, партийный характер философии. Говоря о том, что корни всех политических и идеологических надстроек следует искать в материальном, экономическом базисе общества, Энгельс Фридрих предупреждал против вульгарного истолкования этого положения. Он решительно выступил против игнорирования обратного воздействия надстройки на базис общества. Существенным дополнением к этой работе являются письма Энгельс Фридрих об историческом материализме (1890—94), в которых дан глубокий анализ основных положений материалистического понимания истории.

  «После смерти Маркса, — писал Ленин, — Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов... Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса» (там же, т. 2, с. 13). Продолжая борьбу против оппортунизма, Энгельс Фридрих в ряде своих произведений вскрыл его корни, в частности в германской социал-демократии. Особенно большое значение он придавал выработке немецкой социал-демократами марксистской программы партии. Когда В. Либкнехт в 1890 в одной из своих речей попытался взять под защиту Готскую программу, Энгельс Фридрих в ответ опубликовал в 1891 марксову «Критику Готской программы». Он также подверг критике один из предварительных проектов программы, подготовленный к съезду партии в Эрфурте в 1891, дал чёткое определение оппортунизма: «Это забвение великих, коренных соображений из-за минутных интересов дня,... это принесение будущего движения в жертву настоящему...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 237). В то же время он предостерегал английских и американских социалистов от догматизма и левого сектантства. Он призывал их идти в рабочие массы, работать в профсоюзах, создавать массовые рабочие партии. Когда созрели условия для создания нового международного объединения социалистических партий, Энгельс Фридрих взял на себя подготовку созыва интернационального конгресса в Париже в 1889. Опираясь на гедистов и германскую социал-демократию, Энгельс Фридрих добился осуществления своей цели — создания Интернационала 2-го на марксистской основе. В эти же годы Энгельс Фридрих предупреждал европейских социалистов о грозящей опасности возникновения мировой войны, призывал рабочий класс бороться за сокращение вооружений. Этому вопросу Энгельс Фридрих посвятил ряд статей. Стремясь разъяснить немецким и французским социалистам марксистскую тактику в аграрном вопросе и одновременно нанести удар по оппортунизму, Энгельс Фридрих написал в 1894 брошюру «Крестьянский вопрос во Франции и Германии». В ней Энгельс Фридрих подчеркнул значение союза рабочего класса и крестьянства, указал, что единственный путь избавления мелкого крестьянства от пролетаризации — социалистическое кооперирование при условии строгого соблюдения принципа добровольности.

  С огромным интересом следил Энгельс Фридрих за революционным движением в России, поддерживал связи с его видными деятелями (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным, С. М. Степняком-Кравчинским и др.). Высоко ценя критическую мысль и поиски революционной теории Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и их соратников, отмечая их выдержку, твёрдость характера, самоотверженность, Энгельс Фридрих вместе с тем критиковал их народнические иллюзии. С большой радостью встретил он весть об образовании среди русских социалистов первой марксистской группы «Освобождение труда». Энгельс Фридрих ведёт систематическую переписку с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич, помогает им своими советами и личным участием в их судьбах. Энгельс Фридрих питал глубокую надежду, что доживёт до краха русского царизма и победы социалистической революции в развитых странах Европы. Энгельс Фридрих считал, что русская революция окажет огромное воздействие на всё развитие мирового революционного процесса. Он мечтал о том, чтобы увидеть торжество социалистической революции.

  Однако организм Энгельс Фридрих уже подтачивала болезнь — рак пищевода. В 1894 состояние его здоровья сильно ухудшилось; 5 августа 1895 Энгельс Фридрих умер. Согласно его воле, тело Энгельс Фридрих было предано кремации; урна с прахом была опущена в море у Истборна (Великобритания) — любимого места отдыха Энгельс Фридрих * * *

  Как подчеркивал Ленин, «нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 93).

  Жизненный путь и духовное развитие Энгельс Фридрих убедительно раскрывают его выдающуюся роль в разработке марксизма. Энгельс Фридрих, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс Фридрих совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Величайшей заслугой Энгельс Фридрих является завершение, издание и пропаганда «Капитала» — труда всей жизни Маркса. Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм, Энгельс Фридрих в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники. Этим Энгельс Фридрих в огромной мере способствовал победе марксизма в международном рабочем движении в 90-е гг. 19 в. Разрабатывая совместно с Марксом учение об общественно-экономических формациях, Энгельс Фридрих раскрыл ряд специфических закономерностей первобытнообщинного строя, античного и феодального обществ, возникновения в них частной собственности и классов, формирования государства. В последние годы жизни Энгельс Фридрих уделил значительное внимание вопросу о взаимоотношении экономического базиса, политической и идеологической надстроек. Он подчеркивал необходимость конкретного раскрытия огромного воздействия на жизнь общества политики определенных классов, их борьбы за политическое господство, правовых отношений, идеологии. Велико его участие в разработке марксистского учения о литературе и искусстве. Ряд областей марксистской науки является в значительной мере результатом самостоятельного вклада Энгельс Фридрих К их числу относятся: учение о диалектических закономерностях в природе и в естествознании, которое полностью одобрялось Марксом, вопреки утверждениям современных фальсификаторов, диалектико-материалистическое учение об армии и военном деле и др.

  Маркс и Энгельс Фридрих настаивали на единстве революционной теории и практики международного рабочего движения. Они совместно разработали научную программу, стратегию и тактику пролетариата, обосновали его всемирно-историческую роль как творца нового общества, необходимость создания его революционной партии, осуществления социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Маркс и Энгельс Фридрих явились пламенными провозвестниками и пропагандистами пролетарского интернационализма и организаторами первых международных объединений рабочего класса — Союза коммунистов и 1-го Интернационала. Приверженность принципам интернационализма они рассматривали как неотъемлемую черту подлинно пролетарской партии. Маркс и Энгельс Фридрих постоянно указывали на творческий характер революционной теории.

  Особенно велики заслуги Энгельс Фридрих в последние годы жизни. Он развил марксистскую науку, обогатил марксистскую стратегию и тактику новыми теоретическими обобщениями, развернул борьбу против оппортунизма и левого сектантства, против догматизма в социалистических партиях. Работая над завершением 3-го тома «Капитала», Энгельс Фридрих в своих дополнениях к нему подметил некоторые черты, свойственные новому периоду развития капитализмаимпериализму.

  Утверждения современных апологетов капитализма об устарелости марксизма выражают банкротство буржуазной идеологии, страх перед растущим воздействием марксизма на общественную жизнь. Как высшее достижение научной мысли, учение Маркса и Энгельс Фридрих не устаревает. Это учение «... всесильно, потому что оно верно», — писал Ленин (там же, т. 23, с. 43).

  Новый этап в развитии и распространении идей Маркса и Энгельс Фридрих и начало борьбы за широкое претворение их в жизнь связаны с именем и деятельностью В. И. Ленина. Великое марксистско-ленинское учение, обогащаемое революционной практикой, теоретической деятельностью КПСС и международного коммунистического движения, оказывает всё возрастающее влияние на исторические судьбы человечества (см. Марксизм-ленинизм).

 

  Соч.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1—47, 49.

 

  Лит.: Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Фридрих Энгельс, там же, т. 2; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 11; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Марксизм о государстве, там же; его же, Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883», 2 изд., М., 1968; его же, Маркс, Энгельс, марксизм. Сб., 7 изд., М., 1974; Основоположник научного коммунизма. Тезисы к 150-летию со дня рождения К. Маркса, М., 1968; Постановление ЦК КПСС о 150-летии со дня рождения Фридриха Энгельса, в кн.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1971), 8 изд., т. 10, М., 1972, с. 216—17; Рязанов Д. Б., Очерки по истории марксизма, 2 изд., т. 1—2, М.— Л., 1928; Кедров Б. М., Энгельс и естествознание, М., 1947; его же. Классификация наук, кн. 1, М., 1961; Кандель Е. П., Маркс и Энгельс — организаторы Союза коммунистов, М., 1953; его же, Фридрих Энгельс, М., 1960; Воспоминания о Марксе и Энгельсе, М., 1956; Степанова Е. А., Фридрих Энгельс, 2 изд., М., 1956; Серебряков М. В., Ф. Энгельс в молодости, Л., 1958; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1—3, М., 1959—68; Маркс и Энгельс и первые пролетарские революционеры, М., 1961; Леонтьев Л. А., Энгельс и экономическое учение марксизма, М., 1965; Малыш А. И., Формирование марксистской политической экономики, М., 1966; Тартаковский Б. Г., Ф. Энгельс — советник и учитель международного пролетариата (1875—1895), М., 1966; К. Маркс и Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Михайлов М. И., История Союза коммунистов, М., 1968; Русские современники о К. Марксе и Ф. Энгельсе, М., 1969; Бабин А. И., Ф. Энгельс — выдающийся военный теоретик рабочего класса, М., 1970; Энгельс — теоретик, М., 1970; Фридрих Энгельс — мыслитель и революционер, Прага, 1970; Фридрих Энгельс — один из основоположников научного социализма, Берлин, 1970 Энгельс и проблемы истории, М., 1970; Чагин Б. А., Создание и развитие К. Марксом и Ф. Энгельсом теории научного коммунизма, Л., 1970; Колпинский Н. Ю., Деятельность Ф. Энгельса в годы I Интернационала М., 1971; Фридрих Энгельс. Биография, пер. с нем., М., 1972; Багатурия Г. А., Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе, М., 1972; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, 2 изд., М., 1974; Фридрих Энгельс. Биография, 2 изд., М., 1977; Литературное наследство К. Маркса и Ф. Энгельса. История публикации и изучения в СССР, М., 1969; Mayer G., Friedrich Engels. Eine Biographic, 2 Aufl., Bd 1-2, Haag, 1934; Förder Н., Marx und Engels am Vorabend der Revolution, B., 1960; Bartel Н., Marx und Engels im Kampf um ein revolutionäres deutsches. Parteiorgan 1879—1890, В., 1961; UIlrich Н., Der junge Engels. Eine historisch-biographische Studie seiner we Itanschau lichen Entwicklung in den Jahren 1834—1845, Tl 1—2, В., 1961—66; Kundel Е., Marx und Engels im; Karnpf um die revolutionäre Arbeitereinheit. Zur Geschichte des Gothaer Vereingunigskongresses von 1875, В., 1962; Becker G., Karl Marx und Friedrich Engels in Köln. 1848—1849, В., 1963; Strey J., Winkler G, Marx und Engels 1848—49, В., 1972.

Титульный лист брошюры «Фридрих Энгельс о России». Энгельс Фридрих.

Титульный лист брошюры «Фридрих Энгельс о России».

  Е. П. Кандель.

Так же Вы можете узнать о...


Буйнакск (до 1922 — Темир-Хан-Шура), город в Дагестанской АССР.
Грюндгенс Густав Грюндгенс (Grundgens) Густав (22.12. 1899, Дюссельдорф, — 7.
Кавендиш Генри Кавендиш (Cavendish) Генри (10.10.1731, Ницца, — 24.
Ланчхути, город (до 1961 — посёлок), центр Ланчхутского района Грузинской ССР.
Нар, биртуган (казах.), и нер (туркм.), гибрид первого поколения от скрещивания одногорбого верблюда (дромедара) с двугорбым (бактрианом).
Помидор (итал. pomidoro, от pomo d'oro — золотое яблоко), однолетнее овощное растение; то же, что томат.
Скадарское озеро, Шкодер (серб.-хорв. Skadarsko jezero, алб.
Университетские уставы в России, законодательные акты, определявшие организационное устройство и порядки в университетах.
Экзо... (от греч. exo — вне, снаружи), часть сложных слов, означающая: внешний, наружный, посторонний, указывающая на связь с внешней средой (например, экзогамия,экзогенный,экзосфера,экзотика).
Безобразов Иван Романович (по прозвищу Осечка) (г.
Гемангиома (от греч. haima — кровь, angeion — сосуд и .
Звёздные сутки, промежуток времени, равный периоду вращения Земли вокруг оси относительно звёзд (точнее, относительно весеннего равноденствия точки).
Корневые отпрыски, надземные побеги растений, развивающиеся из корневых придаточных почек; см.