Звукозапись

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
Техническое обслуживание бассейнов сервис бассейн.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗЁ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЮ ЗЯ
ЗВА
ЗВЕ
ЗВЁ
ЗВО
ЗВУ
ЗВЯ

Звукозапись, процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения; Звукозапись называют также записанную звуковую информацию. Звукозапись основана на изменении физического состояния или формы различных участков носителя записи — магнитной ленты, граммофонной пластинки, киноплёнки и др. Звукозапись представляет собой частный случай записи и воспроизведения информации и осуществляется двумя способами: акустическим и электроакустическим. В первом способе звуковые колебания непосредственно управляют работой прибора, воздействующего на носитель записи, во втором — сначала преобразуются микрофоном в электрические колебания, мощность которых повышается усилителем до необходимого значения, после чего электрические колебания поступают в прибор, воздействующий на носитель, т. е. непосредственно производящий запись. Электроакустический способ обеспечивает лучшее качество Звукозапись, большие эксплуатационные возможности аппаратуры и почти полностью вытеснил акустический способ. Для воспроизведения Звукозапись главным образом применяют электроакустический способ, при котором сначала от фонограммы получают электрические колебания, соответствующие записанным, а затем усиливают и преобразуют их громкоговорителем в звуковые колебания. На практике различают три основные системы Звукозапись: механическую, фотографическую и магнитную.

  При механической записи звука (рис. 1) игла или резец выдавливает или вырезает на поверхности движущегося носителя канавку, форма которой соответствует форме записываемых звуковых колебаний. В процессе воспроизведения электропроигрывателемграммофонная игла, двигаясь по извилинам канавки, повторяет эти колебания и передаёт их или мембране, излучающей звук через рупор, или электромеханическому преобразователю звукоснимателя, вырабатывающему электрические сигналы. Механическая Звукозапись впервые практически осуществлена в 1877 американским изобретателем Т. А. Эдисоном, построившим фонограф с записью звука на валике, обёрнутом оловянной фольгой. В дальнейшем фольга была заменена воском. Механическая Звукозапись на граммофонных пластинках получила широкое распространение из-за простоты и удобства воспроизведения звука в домашних условиях.

Рис. 1. Схема механической звукозаписи (а) и её воспроизведения (б): 1 — микрофон; 2 — усилитель электрических колебаний; 3 — носитель записи; 4 — рекордер; 5 — резец; 6 — дорожка записи (канавка); 7 — механическая фонограмма; 8 — звукосниматель; 9 — граммофонная игла; 10 — громкоговоритель. Звукозапись.

Рис. 1. Схема механической звукозаписи (а) и её воспроизведения (б): 1 — микрофон; 2 — усилитель электрических колебаний; 3 — носитель записи; 4 — рекордер; 5 — резец; 6 — дорожка записи (канавка); 7 — механическая фонограмма; 8 — звукосниматель; 9 — граммофонная игла; 10 — громкоговоритель.

  При фотографической Звукозапись в такт со звуковыми колебаниями изменяется (модулируется) сила или форма светового луча, падающего на движущуюся киноплёнку. В результате звук оказывается «сфотографированным» (рис.2). После химического проявления на плёнке образуется затемнённая дорожка записи, прозрачность или ширина которой изменяется по длине плёнки в соответствии с закономерностью записанного колебания. Для воспроизведения Звукозапись фотографическую фонограмму, которая двигается с той же скоростью, с какой двигалась плёнка при записи, просвечивают лучом света, проходящим сквозь дорожку записи и падающим на фотоэлемент, фотоэлемент преобразует колебания силы света в электрические колебания. Прообразом аппаратов фотографической Звукозапись является фотографофон, изготовленный в 1901 немецким инженером Э. Румером. Фотографическая Звукозапись применяют главным образом в звуковом кино.

Рис. 2. Схема фотографической записи (а) и её воспроизведения (б): 1 — микрофон; 2 — усилитель электрических колебаний; 3 — источник света; 4 — модулятор света; 5 — носитель записи (киноплёнка); 6 — дорожка записи (фотографическая фонограмма); 7 — фотоэлемент; 8 — громкоговоритель. Звукозапись.

Рис. 2. Схема фотографической записи (а) и её воспроизведения (б): 1 — микрофон; 2 — усилитель электрических колебаний; 3 — источник света; 4 — модулятор света; 5 — носитель записи (киноплёнка); 6 — дорожка записи (фотографическая фонограмма); 7 — фотоэлемент; 8 — громкоговоритель.

При магнитной записи в такт со звуковыми колебаниями намагничиваются отдельные участки носителя, движущегося через магнитное поле. Поле создаётся магнитной головкой, через обмотку которой проходят усиленные электрические токи микрофона (рис. 3). При воспроизведении происходит обратное преобразование: движущаяся магнитная фонограмма возбуждает в магнитной головке электрические сигналы. Первый аппарат для магнитной Звукозапись на стальную проволоку (телеграфон) был предложен в 1898 датским инженером В. Паульсеном. С 40—50-х гг. 20 в. получила распространение магнитная Звукозапись на магнитную ленту посредством магнитофонов, которые являются наиболее простыми и удобными аппаратами для производства Звукозапись в домашних условиях.

Рис. 3. Схема магнитной звукозаписи (а) и её воспроизведения (б): 1 — микрофон; 2 — усилитель электрических колебаний; 3 — магнитная головка; 4 — магнитное поле головки; 5 — носитель записи; 6 — магнитная фонограмма; 7 — громкоговоритель. Стрелкой указано направление движения носителя записи (магнитной ленты). Звукозапись.

Рис. 3. Схема магнитной звукозаписи (а) и её воспроизведения (б): 1 — микрофон; 2 — усилитель электрических колебаний; 3 — магнитная головка; 4 — магнитное поле головки; 5 — носитель записи; 6 — магнитная фонограмма; 7 — громкоговоритель. Стрелкой указано направление движения носителя записи (магнитной ленты).

  Звукозапись развивается по пути совершенствования трёх названных систем Звукозапись и постепенного перехода от монофонической звукозаписи к стереофонической звукозаписи, при воспроизведении которой слушатель получает информацию о пространственном расположении отдельных источников звука: звук как бы приобретает «объёмность», и восприятие его во многих отношениях становится более естественным.

  В. Г. Корольков.

 

Звукозапись в радиовещании. В 20—30-е гг. применение Звукозапись в программах радиовещания носило эпизодический характер, сам процесс Звукозапись не был составной частью радиопроизводства. Внедрение с начала 40-х гг. магнитной Звукозапись в процесс подготовки радиопередач явилось революционизирующим фактором в развитии радиовещания, создало предпосылки для возникновения новых выразительных средств, качественно новых форм и жанров вещания. Систематически стали фиксироваться и передаваться в эфир Звукозапись событий общественной жизни. Звукозапись способствовала развитию радиопублицистики, радиодраматургии, радиотеатра, музыкального вещания, позволила сохранять и использовать в качестве постоянно действующего фонда образцы театрального искусства, исполнительского мастерства, народного творчества.

  В зависимости от содержания различают Звукозапись: документальные — записи событий, выступлений, интервью и др.; документально-художественные — обычно композиции, сочетающие записи документального, публицистического и художественного характера; художественные — записи произведений художественной литературы, театра, музыки, а также оригинальных произведений радиоискусства (например, радиоспектакли). Широко применяются записи различных звуков и шумов окружающей жизни, природы, позволяющие создавать звуковой фон, который помогает исполнителям и аудитории почувствовать реальную среду, обстановку действия (иллюзия присутствия).

  Принято также различать Звукозапись и по др. признакам, например по способу-месту записи — студийные, внестудийные, трансляционные; по продолжительности хранения и длительности использования в вещании — фондовые, в том числе уникальные, и разовые; по целевому назначению — учебные, научно-образовательные, художественно-образовательные, развлекательные, рекламные и др.

  Фондовые Звукозапись предназначаются для длительного хранения и многократного использования в радиовещании. Как правило, это Звукозапись исторических событий, выступлений государственных и общественных деятелей, Звукозапись выдающихся произведений литературы, музыки, театра в исполнении известных мастеров искусств, фольклорные записи и др. Фондовые Звукозапись отличаются высоким уровнем технического исполнения, производятся по возможности в специальных студиях, причём делается несколько вариантов, из которых затем монтируется наилучший для передачи в фонд. С 60-х гг. большинство фондовых записей Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи (см. Грамзаписи студия) производится в стереофоническом совместимом варианте, пригодном и для монофонического воспроизведения. Разовые Звукозапись производятся с целью исключения исполнительских ошибок, случайностей, возможных при прямой передаче в эфир, и использования Звукозапись без присутствия исполнителей в студии. После передачи разовая Звукозапись обычно размагничивается. Около 75% всех радиопередач Всесоюзного радио предварительно записывается, что позволяет включать их в программы вещания с учётом разницы поясного времени в различных зонах СССР и в др. странах. (См. также Дом радиовещания и звукозаписи.)

Звукозапись в обучении. В учебных целях Звукозапись (грамзапись) впервые стала использоваться в начале 20 в. в США, ряде стран Европы, в том числе и в России. Первые учебные Звукозапись специально для школы были выпущены в СССР в 1936 (грамзаписи уроков иностранных языков). В 50-е гг. начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной школы и др. типов учебных заведений. Основные типы учебных Звукозаписьпособий: звуковые приложения к учебникам иностранных языков для общеобразовательной школы, вузов, самоучители для изучающих иностранный язык самостоятельно; фонохрестоматии по художественной литературе, истории СССР, музыкальной литературе; озвученные диафильмы по языку и литературе; записи уроков известных музыкальных педагогов, беседы о музыке, самоучители игры на музыкальных инструментах, музыкальные диктанты и др.; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям; уроки гимнастики; записи звуковых признаков различных заболеваний. Как правило, Звукозапись-пособия выпускаются на грампластинках. В 60-е гг. в вузах, средних специальных учебных заведениях (особенно гуманитарных) стала широко использоваться звукозаписывающая техника, лингафонные кабинеты. Магнитная запись используется в основном в целях овладения живой разговорной речью при изучении иностранных языков, совершенствования культуры родной устной речи, а также исполнительского мастерства (в музыкальных и театральных учебных заведениях). В этом отношении магнитная запись является уникальным средством самоконтроля, т.к. она позволяет анализировать звучание своей речи, своего исполнения.

  И. П. Вепринцев, Э. О. Конокотин, В. Н. Ружников.

 

  Лит.: Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М. — Л., 1964; Парфентьев А. И., Пуссэт Л. А., Физические основы магнитной записи звука, М., 1957.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Смена функций, принцип эволюционного изменения органов, при котором главная функция органа постепенно утрачивает своё значение, а одна из второстепенных становится главной.
Дужка, дугообразная кость плечевого пояса у птиц; то же, что вилочка.
Совки (сем. бабочек) Совки, ночницы (Noctuidae), семейство бабочек.
Ежов Валентин Иванович (р. 21.1.1921, Самара, ныне Куйбышев), советский кинодраматург.
«Соседи», основная категория феодально-зависимых крестьян в средневековой Молдавии; см.
Желтушки (Colias), род дневных бабочек семейства белянок.
Стрейтс-Сетлментс (англ. Straits Settlements, буквально — поселения у проливов), в 1826—1946 колония Великобритании в Юго-Восточной Азии.
Инверсии температуры в атмосфере, повышение температуры воздуха с высотой вместо обычного для тропосферы её убывания.
Тигмотропизм (от греч. thigma — прикосновение и tropos — поворот), то же, что гаптотропизм.
Кардиоида, алгебраическая кривая 4-го порядка; см.
Умба (река) Умба, река в Мурманской области РСФСР. Длина 123 км, площадь бассейна 6250 км2.
Колетт Габриель Сидони Колетт (Colette) Габриель Сидони (28.1.1873, Сен-Совёр-ан-Пюизе, департамент Йонна, — 3.
Фришш Иштван Фришш (Friss) Иштван (р.31.5.1903, Надьварод.
Криптии (греч. kryptéia), в Спарте (Древняя Греция) проводившиеся периодически государством карательные экспедиции против илотов; осуществлялись силами главным образом спартанской молодёжи.
Цуцугамуши, то же, что тсутсугамуши.