Камю Альбер

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

А. Камю. Камю Альбер.

А. Камю.

Камю (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир, — 4.1.1960, Вильблевен, Франция), французский писатель, публицист и философ. Родился в семье рабочего. Учился на философском факультете Алжирского университета; занимался театральной и общественной деятельностью, сотрудничал в левой печати, выпустил сборник лирических эссе «Изнанка и лицо» (1937) и «Бракосочетания» (1939). В 1934—37 состоял в компартии. В 1938 переехал во Францию; сотрудничал в подпольной газете «Комба» («Combat»), которую возглавил после освобождения от нем. оккупации. Повесть «Посторонний» (1942) и философское соч. «Миф о Сизифе» (1942), а затем постановки его пьес «Недоразумение» (1944) и «Калигула» (1944) принесли Камю Альбер известность. Принадлежа к кругу Ж. П. Сартра (до их разрыва в 1951), Камю Альбер благодаря своей публицистике (собрана в 3 книгах «Злободневных заметок», 1950—58), философско-идеологическому эссе «Бунтующий человек» (1951), роману-притче «Чума» (1947), навеянному Движением Сопротивления, мистерии «Осадное положение» (1948), пьесе о рус. эсерах-террористах «Праведные» (1950) стал одним из «властителей дум» мелкобуржуазной интеллигенции Запада, помышлявшей о промежуточном «третьем пути» в период «холодной войны». Мучительные попытки Камю Альбер оставаться «вольным стрелком», находясь в гуще общественно-идеологической схватки, но не примыкая ни к одному из борющихся лагерей, сказались в повести «Падение» (1956), в книге рассказов «Изгнание и царство» (1957), в «Шведских речах» (1958; произнесены по случаю присуждения ему Нобелевской премия за 1957).

  Философские взгляды Камю Альбер не отличаются строгой систематичностью и во многом перекликаются с экзистенциалистскими умонастроениями, несмотря на открыто выражавшееся Камю Альбер несогласие с ведущими мыслителями этого течения. Камю Альбер исходит из мысли о крахе в 20 в. былых притязаний разума — будь то житейское здравомыслие, рационалистическая теология божественного «промысла» или наука — постичь порядок и конечный метафизический смысл бытия. Опыт человеческого существования, неминуемо завершающегося смертью, приводит мыслящую личность, согласно Камю Альбер, к открытию «абсурда» как своего «вечного удела» на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать высшее мужество — продолжать жить вопреки «хаосу», обходясь без всяких доводов в пользу такого решения. Поначалу единственной ценностью Камю Альбер провозглашал полноту телесного приобщения к природе, а гражданские, духовные, нравственные ценности изобличал как неподлинные. Но, участвуя в Сопротивлении, Камю Альбер пересмотрел свой прежний лозунг «Ничто не запрещено» в свете идеи долга каждого перед «другими» («Письма к немецкому другу», 1943—44). В дальнейшем он пришёл к моралистическому гуманизму, опирающемуся на заповедь христианского милосердия и противопоставленному нравственности, исходящей из социально-исторических установок. Тем самым Камю Альбер избежал ницшеанства, но открыто размежевался и с революционной моралью, предпочтя ей праведничество тех, кто «истории не делает, а претерпевает» её напасти.

  В литературном творчестве Камю Альбер видит задачу писателя в том, чтобы облечь хаотический мир в упорядоченные и завершенные формы. В этом он следует французским писателям-моралистам 17—18 вв. с их строгой и отточенной ясностью. Книги Камю Альбер тяготеют к притче, к трагическому «мифу» духовного прозрения, когда человек внезапно открывает свою метафизическую участь смертной песчинки и, руководясь этой истиной, прокладывает свою дорогу. От демонического мятежа против судьбы в «Калигуле» и «языческого» имморализма в «Постороннем», через стоическое сопротивленчество в «Чуме», светский вариант проповеди «Не убий!» в «Праведных» к горькому переживанию отлучённости от счастья в «Изгнании и царстве» и «Падении» — таков путь героев Камю Альбер, мучимых поисками своей жизненной правды. Их метания между произволом и долгом, одиночеством и солидарностью, бунтарством и самоустранением — одно из свидетельств неустойчивой духовной атмосферы на Западе середины 20 в. Марксистская мысль во Франции и за её пределами подвергла критике взгляды Камю Альбер как выражение идеологической двусмысленности разорванного мелкобуржуазного сознания.

  Соч.: Théâtre, récits, nouvelles, P., 1962; Essais, P., 1965; в рус. пер. — Избранное, [вступ. ст. С. Великовского], М., 1969.

 

  Лит.: Шкунаева И. Д., Современная французская литература, М., 1961; Евнина Е. М., Современный французский роман, 1940—1960, М., 1962; Михайлова Л., Некоторые аспекты гуманизма в философии А. Камю, «Тр. Московского института народного хозяйства», 1967, № 47; Карпушин В. А., Концепция личности у А. Камю, «Вопросы философии», 1967, № 2; Nicolas A., A. Camus, P., 1966; Quillot R., La mer et les prisons, essai sur A. Camus. P., 1956.

 

  Библ.: Crepin S., A. Camus. Essai de bibliographic, Brux., 1960.

  С. И. Великовский.

Так же Вы можете узнать о...


Стеблевой мотылёк, кукурузный мотылёк [Ostrinia (Pyrausta) nubilalis].
Сульфитация в пищевой промышленности, консервирование плодов и овощей с помощью сернистого ангидрида SO2, сернистой кислоты H2SO3, а также гидросульфита (бисульфита) натрия NaHSO3.
Танистри (tanistry), древний обычай в Ирландии, регулировавший наследование власти вождей кланов и королей.
Терпигорев Александр Митрофанович [9(21).11.
Тормозной путь, расстояние, проходимое транспортным средством (автомобилем, поездом, трамваем и т.
Тундра (от фин. tunturi — безлесная, голая возвышенность), тип растительности, характерный для арктической области, ограниченной с Ю.
Умурзаков Елюбай (31.1.1899, аул № 21 Тарановского района Кустанайской обл.
Фасциола обыкновенная, паразитический червь класса трематод; то же, что печёночная двуустка.
Флюороз (от лат. Fluorum – фтор), хроническое заболевание, развивающееся при длительном избыточном поступлении фтора в организм.
Хаазе Гуго Хаазе (Haase) Гуго (1863—1919), деятель германской социал-демократии, центрист.
Хмель (Humulus), род многолетних и однолетних двудомных лиан семейства тутовых.
Центроацинозные клетки, центроацинарные клетки, у животных и человека входят в состав основной массы внешнесекреторной, или экзокриновой, части поджелудочной железы.