Крепостной театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КРА
КРЕ
КРЁ
КРЖ
КРИ
КРК
КРЛ
КРН
КРО
КРС
КРУ
КРЫ
КРЭ
КРЮ
КРЯ

Крепостной театр, вид частного дворянского театра в России; труппы создавались помещиками из числа крепостных крестьян. Крепостной театр появились в конце 17 в. Получили распространение в конце 18 — начала 19 вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (на рубеже 18—19 вв. было свыше 170 Крепостной театр). Наряду с примитивными домашними театрами существовали Крепостной театр, располагавшие зданиями с хорошо оборудованной сценой, богатым реквизитом, квалифицированными крепостными актёрами, обучавшимися у крупнейших мастеров русской и западноевропейской сцены. Одним из самых богатых Крепостной театр был театр графов Шереметевых. Созданный в конце 60-х гг. 18 в. П. Б. Шереметевым, он к концу 18 в. при Н. П. Шереметеве не уступал придворному (из 8 Крепостной театр Шереметевых сохранился лишь Останкинский в Москве, ныне государственный Музей творчества крепостных). В его репертуар входили оперы К. В. Глюка, А. Гретри, Е. И. Фомина, М. А. Матинского и др. В труппе состояло более 200 человек. В историю русского искусства вошли имена работавших в этом театре композиторов и музыкантов — С. А. Дегтярева, Г. Я. Ломакина, инструментального мастера («русского Страдивари») И. А. Батова, актрис — Т. В. Шлыковой-Гранатовой, П. И. Жемчуговой и др. Не менее известны театры князя Н. Б. Юсупова в Москве и в подмосковной усадьбе Архангельское (ныне государственный музей). Особое место в истории Крепостной театр занимает театр А. Р. Воронцова — одного из наиболее прогрессивных, образованных людей своего времени. В его театре ставились главным образом произведения русской драматургии — Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, И. А. Крылова и др. Актёры получали жалованье.

  История Крепостной театр содержит много глубоко трагических страниц (см., например, «Записки и письма» М. С. Щепкина, рассказы «Тупейный художник» Н. С. Лескова, «Сорока-воровка» А. И. Герцена). Зависимость от барского произвола делала жизнь крепостного актёра необычайно тяжёлой.

  Крепостной театр содействовали широкому распространению театрального искусства, утверждали в нём через актёров реалистическое демократическое направление, заложили основы русской провинциальной сцены.

  В 19 в. в связи с ростом капиталистических отношений изменились характер Крепостной театр и их направленность. Некоторые помещики превратили свои театры в доходные предприятия (С. С. Каменский в Орле, Н. Г. Шаховской в Нижнем Новгороде и др.).

 

  Лит.: Кашин Н. П., Театр Н. Б. Юсупова, М., 1927; Елизарова Н. А., Театры Шереметевых, М., 1944; Михаил Семенович Щепкин. Записки, письма. Современники о М. С. Щепкине, М., 1952; Соловьев И. А., Останкино, М., 1958; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII—XVIII вв., М., 1958.

Так же Вы можете узнать о...


Искусственной вентиляции лёгких аппарат, устройство, осуществляющее принудительную подачу газа (воздуха, кислорода, закиси азота и т.
Кивты, остатки прибалтийско-финского поселения 3—6 вв.
Косоглазие, отклонение зрительной оси одного из глаз от совместной точки фиксации, ведущее к утрате бинокулярного зрения.
Лемниската, плоская кривая; см. Линия.
Маргилан, город в Ферганской области Узбекской ССР.
Монотеизм (от моно... и греч. theos — бог), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма — многобожия.
Новоалексеевка, посёлок городского типа в Геническом районе Херсонской области УССР.
Палингенезис, палингенез (от греч. pálin — снова, обратно и génesis — происхождение, рождение), образование магм (обычно гранитного состава) в результате частичного (избирательного) или полного плавления изверженных или метаморфических горных пород в глубинных зонах Земли при воздействии на них трансмагматических растворов (ювенильных флюидов).
Поланецкий универсал 1794, указ, подписанный Т.
Радиоволновод, диэлектрический канал (направляющая система) для распространения радиоволн.
Самба Марсель Самба (Sembat) Марсель (19.10.1862, Боньер, департамент Сена и Уаза, — 5.
Случайных процессов прогнозирование (экстраполирование), предсказание значения случайного процесса в некоторый будущий момент времени по наблюдённым значениям этого процесса (или, более общо, какого-либо статистически с ним связанного процесса — например суммы прогнозируемого процесса с искажающими наблюдения случайными помехами, т.
Супрематизм (от лат. supremus — наивысший), направление в авангардистском искусстве, основан в 1-й половине 1910-х гг.
Треонин, a-амино-b-оксимасляная кислота, природная аминокислота, CH3CH(OH)CH(NH2)COOH.
Филиппов Михаил Михайлович [30.6 (12.7).1858, с.
Ценокарпия (от греч. koinos — общий и karpos — плод), образование гинецея (см.
Шувалов Пётр Андреевич [15(27).6.1827, Петербург, — 10(22).
Абстракции принцип, логический принцип, лежащий в основе определений через абстракцию: любое отношение типа равенства, определённое на некотором исходном множестве элементов, разбивает (делит, классифицирует) исходное множество на попарно непересекающиеся классы равных (в данном отношении) элементов.