Леже ФернанБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Леже (Léger) Фернан (4.2.1881, Аржантан, Нормандия, — 17.8.1955, Жиф-сюр-Ивет, там же), французский живописец, мастер декоративного искусства. Член Французской коммунистической партии с 1945. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1903—05). В 1940—45 жил в США. С 1909 примыкал к кубизму. Кубистические работы Леже Фернан отличаются динамикой пространственного построения и контрастами открытых тонов («Обнажённые в лесу», 1909—1910, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Дама в голубом», 1912, Публичное художественное собрание, Базель). Поиски отвлечённой пластической выразительности цвета на время сближают Леже Фернан с практикой абстрактного искусства, от которой он отказывается впоследствии (в станковых произведениях). В лаконичных, конструктивных композициях конца 10—20-х гг. с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже Фернан стремится эстетически осмыслить облик индустриального города, найти гармонию между человеком и миром современной техники («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия; «Джоконда и ключи», 1930, Музей Леже, Бьо). В живописи Леже Фернан 30—50-х гг. нарастают черты декоративизма, вместе с тем в неё вводится ясная сюжетная основа. Центральная для Леже Фернан тема труда и отдыха рабочих воплощается в монументальных, лапидарно-обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах («Строители», 1951, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Своё стремление к синтезу искусств Леже Фернан проявляет ещё в 1925, сотрудничая с Ле Корбюзье (павильон «Эспри нуво»), но реализует главным образом в последующие годы в мозаиках и витражах церквей в Асси (1949) и Оденкуре (1951), университета в Каракасе (1954), в панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). По эскизам Леже Фернан оформлен музей его имени в Бьо (1956—1960), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эссонис (1965—66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). Леже Фернан обращался также к керамике и коврам, иллюстрировал книги, работал для театра и кино.
Соч.: Fonctions de la peinture, [P.], [1970].
Лит.: Жадова Леже Фернан, Фернан Леже. [Альбом], М., 1970; Descargues P., Fernand Léger, P., 1955; Hoinmage a Fernand Léger, P., 1971. «Чёрная лошадь». Керамический рельеф. 1953. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. «Женщина с цветком и птицей». Керамический рельеф. 1953. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. «Строители». 1951. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В. А. Калмыков. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|