Лейтмотив

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛЕБ
ЛЕВ
ЛЕГ
ЛЕД
ЛЕЕ
ЛЕЖ
ЛЕЗ
ЛЕИ
ЛЕЙ
ЛЕК
ЛЕЛ
ЛЕМ
ЛЕН
ЛЕО
ЛЕП
ЛЕР
ЛЕС
ЛЕТ
ЛЕУ
ЛЕФ
ЛЕХ
ЛЕЦ
ЛЕЧ
ЛЕШ
ЛЕЩ

Лейтмотив (нем. Leitmotiv, буквально — ведущий мотив), музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения. Обычно служит характеристикой или условным обозначением определённого персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Начиная с 19 в. принцип Лейтмотив находит широкое применение в опере, а также в балете и инструментальной программной музыке. В поздних операх Р. Вагнера сложная система Лейтмотив составляет основу музыкально-драматургического развития. Русские композиторы-классики М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский художественно убедительно претворяли принцип Лейтмотив, однако он не занимает в их сочинениях столь исключительного положения, как у Вагнера, и сочетается с др. принципами музыкальной драматургии. Лейтмотив сохранил своё значение и в музыке 20 в. (например, в операх и балетах С. С. Прокофьева), новый аспект его использования связан с развитием киномузыки. Понятие Лейтмотив нередко применяется при анализе произведений литературы, обозначая образный оборот, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. Повторяясь и варьируясь, Лейтмотив обрастает ассоциациями и обретает особую идейную, психологическую или символическую углублённость. Например, стук колотушки в повести А. П. Чехова «Невеста» претворяется в символ монотонной и сонной обывательской жизни и одновременно — акцентирует перемену умонастроения героини. Говорят также о звуковых, ритмических, интонациях Лейтмотив в поэзии.

  Термин «Лейтмотив» получил и более широкое нарицательное значение, определяя доминирующее начало в деятельности человека, в цепи событий и т. п.

 

  Лит.: Вагнер Р., О применении музыки к драме, в кн.: Избр. статьи, М., 1935; Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Лейтмотив, 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Римский-Корсаков Н. А., «Снегурочка» — весенняя сказка, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960.

  Г. В. Крауклис.

Так же Вы можете узнать о...


Траншея (от франц. tranchеe — ров, канава, котлован) горная, открытая выемка в грунте трапециевидного сечения, длина которой во много раз превышает ширину.
Улигер, эпическое богатырское сказание у бурят.
Фигура (форма предмета) Фигура (лат. figura – внешний вид, образ),
Хазарский горизонт (по названию народности — хазары), стратиграфическое подразделение среднего и верхнего плейстоцена области Каспийского моря.
Хюбнер Карл Вильгельм Хюбнер, Гюбнер (Hubner) Карл Вильгельм (17.6.
Чёрные люди, сельское (черносошные крестьяне, жившие на чёрных землях) и городское население в России 12—17 вв.
Шортанды, посёлок городского  типа, центр Шортандинского района Целиноградской области Казахской ССР.
Элязыг (Elazig), город на В. Турции, Административный центр ила .
Ярило, Ярила, в мифологии восточных славян бог солнца, весны, плодородия и любви.
«Акты Кавказской археографической комиссии», «Акты, собранные Кавказской Археографической комиссиею» (АКАК), серия документов по истории Кавказа с 10 в.
Антилопы, группа разнообразных парнокопытных животных семейства полорогих, исключая быков, буйволов, козлов и баранов.
Африканско-Антарктическая котловина, обширное понижение дна в южной части Южного океана, между материковым склоном Антарктиды, Южно-Антильским хребтом, Африканско-Антарктическим хребтом и хребтом Кергелен.
Беершеба, город в Израиле, см. Беэр-Шева.