Чайковский Петр Ильич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЧА ЧЕ ЧЁ ЧЖ ЧИ ЧК ЧЛ ЧМ ЧО ЧР ЧТ ЧУ ЧХ ЧЫ ЧЬ ЧЭ ЧЮ
ЧАА
ЧАБ
ЧАВ
ЧАГ
ЧАД
ЧАЕ
ЧАЗ
ЧАЙ
ЧАК
ЧАЛ
ЧАМ
ЧАН
ЧАО
ЧАП
ЧАР
ЧАС
ЧАТ
ЧАУ
ЧАФ
ЧАХ
ЧАЧ
ЧАШ
ЧАЮ
ЧАЯ

П. И. Чайковский. Чайковский Петр Ильич.

П. И. Чайковский.

Чайковский Петр Ильич [25.4(7.5).1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, — 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье горного инженера. В 1850—59 учился в училище правоведения в Петербурге, в 1859—63 служил в Министерстве юстиции. В 1861 поступил в музыкальные классы Петербургского отделения Русского музыкального общества (с 1862 — Петербургская консерватория). Занимался у Н. И. Зарембы (теоретические предметы) и А. Г. Рубинштейна (сочинение). В 1865 окончил консерваторию с отличием. В 1866—1878 профессор Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки (среди учеников — С. И. Танеев). В педагогических целях перевёл несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872). В 1868 впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871—76 работал музыкальным рецензентом московских газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», борясь за утверждение реалистических принципов в отечественной музыке. Художественные и общественные интересы сблизили Чайковского с Н. Г. Рубинштейном, критиками Н. Д. Кашкиным, Г. А. Ларошем, а также с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, артистами Малого театра, в том числе с П. М. Садовским, и др. Связям Чайковского с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. 19 в. способствовало общение (во время частых поездок в Петербург) с членами «Могучей кучки». Уже в 1866—1877 (московский период) наступает расцвет творчества Чайковского, в эти годы созданы: 3 симфонии («Зимние грёзы», 1866; 1872, 2-я ред. 1879; 1875: начата также 4-я симфония), несколько программных оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. 1870, 3-я — 1880), симфоническая фантазии «Буря» (1873) и «Франческа да Римини» (1876), 1-й концерт для фортепиано с оркестром и «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876), оперы «Воевода» (1868), «Ундина» (1869, уничтожена Чайковским в 1873), «Опричник» (1872), «Кузнец Вакула» (1874, 2-я ред. — «Черевички», 1885), балет «Лебединое озеро» (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), фортепианные пьесы (в т. ч. цикл «Времена года», 1876), романсы и др. В 1868—72 Чайковский Петр Ильич также переложил для фортепиано в 4 руки 50 русских народных песен из сборников К. П. Вильбоа и М. А. Балакирева, отредактировал сборник русских песен, собранных В. П. Прокуниным. Осенью 1877 Чайковский уехал за границу, где продолжал работу над 4-й симфонией (1876—77) и оперой «Евгений Онегин» (1877—78, пост. 1879, силами учащихся Московской консерватории; 1881, Большой театр). Благодаря материальной поддержке Н. Ф. фон Мекк (с которой в 1876—90 вёл обширную дружескую переписку, но никогда не виделся) Чайковский смог полностью отдаться композиторскому труду. До 1885 жил то за рубежом (Швейцария, Италия, Франция), то на родине (чаще всего у своей сестры А. И. Давыдовой в имении Каменка на Украине). Произведения этого периода — оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), кантата «Москва» (1883); «Торжественная увертюра 1812 год» (1880), «Итальянское каприччио» (1880) и 3 сюиты (1879, 1880, 1883) для оркестра, концерт для скрипки с оркестром (1878), фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882, на смерть Н. Г. Рубинштейна), 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1880), «Большая соната» для фортепиано (1878) и др. демонстрируют разнообразие творческих интересов, мастерское использование широкого круга жанрово-стилистических средств. С 1885 Чайковский обосновался в Подмосковье (с 1892 — в Клину). С середины 80-х гг. возобновил активную музыкально-общественную деятельность. Часто бывая в Москве и Петербурге, участвовал в музыкальной жизни, в особенности в мероприятиях Русского музыкального общества (был избран директором Московского отделения общества, 1885) и Московской консерватории. Премьера оперы «Черевички» в Большом театре (1887) положила начало его дирижёрским выступлениям. В 1887—93 он дирижировал своими преимущественно симфоническими сочинениями, а также операми в России и за рубежом. Его творчество получило высокую оценку; в 1892 он был избран член-корреспондентом Академии изящных искусств (Франция), в 1893 ему была присуждена почётная степень доктора музыки Кембриджского университета. В 1885—93 Чайковский создал ряд выдающихся произведений, чередуя трагедийные полотна (оперы «Чародейка», 1887; «Пиковая дама», 1890; программная симфония «Манфред», 1885; 5-я симфония, 1888; 6-я «Патетическая» симфония, 1893) с партитурами, в которых торжествуют свет и радость (балеты «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892; опера «Иоланта», 1891; оркестровая сюита «Моцартиана», 1887).

  Одна из вершин художественного реализма, музыка Чайковского принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры наряду с творчеством А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Вместе с крупнейшими представителями «Могучей кучки» Чайковский входит в плеяду русских музыкальных классиков — продолжателей глинкинских традиций. Тему остроконфликтной борьбы человека за право на счастье Чайковский сделал центральной в своём творчестве, поднявшись до подлинно трагедийных высот. Чуткий лирик-психолог, он глубоко раскрывал внутренний мир человека. Его увлекали шедевры Данте и У. Шекспира, Пушкина и Дж. Байрона, Н. В. Гоголя и А. Н. Островского, события и колорит различных исторических эпох, картины народной жизни, обрисовка разнохарактерных персонажей, образов природы, сказочная романтика, передача детского мировосприятия. При этом в центре внимания Чайковского всегда находились близкие ему самому чувства, выражаемые с покоряющей правдивостью. Чайковский оперировал богатейшим арсеналом художественных средств, накопленных мировой музыкальной классикой. Но главными источниками его мелодически щедрой музыкальной речи, ярко демократичной и одновременно новаторской по силе лирико-драматической экспрессии, явились русская народная песня (преимущественно городского склада) и русский бытовой романс. Чайковский воплощал настроения, характеры, философские раздумья в их диалектически-сложном, нередко противоречивом непрерывном становлении и развитии при широких образных обобщениях и высоком жизнеутверждающем пафосе. Чайковский — один из величайших композиторов-симфонистов, достойный преемник Л. Бетховена. Симфоническое мышление Чайковского ярко проявилось в различных произведениях его обширного многогранного наследия, для которого характерно взаимообогащение вокальных и инструментальных жанров (в частности, оперы и симфонии). Среди 10 опер Чайковского выделяются написанные на пушкинские сюжеты «Евгений Онегин» (лирические сцены, новый тип оперы), где композитор воплотил свой идеал «интимной, но сильной драмы», и «Пиковая дама» — непревзойдённая по психологической глубине вокально-симфоническая трагедия. Значительность содержания и одновременно доходчивость выражения отличают оркестровые (программные и непрограммные) произведения Чайковского; его поздние симфонии (4—6-я) — подлинные «инструментальные драмы». 3 балета Чайковского, в которые он внёс принципы симфонической драматургии, ознаменовали новый этап в истории этого жанра. Популярны концертно-инструментальные (особенно 1-й концерт для фортепиано с оркестром), а также камерные сочинения Чайковского, среди которых выделяются многочисленные (104) романсы. Великое гуманистическое искусство Чайковского, оказавшее плодотворное воздействие на многих композиторов конца 19—20 вв., является неиссякаемым источником высоких реалистических традиций для передового музыкального творчества. Музыка Чайковского пользуется всемирной славой. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, Пермский театр оперы и балета, концертный зал в Москве. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс им. Чайковского. Мемориальные музеи Чайковского имеются в Клину, Воткинске, Каменке (Музей Пушкина и Чайковского).

 

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—62, М., 1940— 1974, т. II, III, V¾XVa, — Литературные произведения и переписка, М., 1953—76.

 

Лит.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. 1—3, М.—Лейпциг, 1900—1902; Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества, М.—Л., 1940; Чайковский и театр. Статьи и материалы, М.—Л., 1940; Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни, М.¾Л., 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Сб. статей, Л., 1941; Ярустовский Б., Оперная драматургия Чайковского, М.—Л., 1947; Кашкин Н. Д., Избр. статьи о П. И. Чайковском, М.—Л., 1954; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954; Кремлев Ю., Симфонии П. И. Чайковского, М., 1955; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957; Протопопов Вл., Туманина Н., Оперное творчество Чайковского, М., 1957; Музыкальное наследие Чайковского, М., 1958; Домбаев Г. С., Творчество П. И. Чайковского в материалах и документах, М., 1958; Николаева Н., Симфонии П. И. Чайковского, М., 1958; Туманина Н. В., Чайковский и музыкальный театр, М., 1961; её же, Чайковский. Путь к мастерству, М., 1962; её же, Чайковский. Великий мастер, М., 1968; Яковлев В. В., Избр. труды о музыке, т. 1, М., 1964; Альшванг А., П. И. Чайковский, 3 изд., М., 1970; Цуккерман В., Выразительные средства лирики Чайковского, М., 1971; Воспоминания о П. И. Чайковском, 2 изд., М., 1973; Ларош Г. А., Избр. статьи, в. 2 — П. И. Чайковский, М., 1975.

В. Н. Брянцева.

Так же Вы можете узнать о...


Висбю, Висби (Visby), главный город острова и лена Готланд в Швеции; порт.
Гришашвили Иосиф Григорьевич (псевдоним; настоящая фамилия Мамулаишвили) [р.
Звенигородка, город, центр Звенигородского района Черкасской области УССР, на р.
Киевская операция 1920, наступательная операция советского Юго-Западного фронта (командующий А.
Лан (город во Франции) Лан, Лаон (Laon), город на северо-востоке Франции, близ канала Уаза — Эна.
Мещеряков Николай Леонидович [25.2(9.3).1865, Зарайск, ныне Московской обл.
Однополые цветки, цветки, в которых имеются только тычинки, но нет пестика (пестиков) или имеется только пестик (пестики), но нет тычинок.
Помещики, феодальные землевладельцы в России конца 15 — начала 20 вв.
Салазки

в машиностроении, деталь металлорежущего станка или другой машины, предназначенная для перемещения инструмента, изделия или узла машины в двух (чаще всего взаимно перпендикулярных) направлениях и обычно имеющая две системы направляющих.
Стоки и источники в математике, точки векторного поля, в которых дивергенция отлична от нуля.
Уплисцихе («Крепость владыки»), пещерный город в 10 км к В.
Черкез, кустарник семейства маревых из рода солянка.
Агальматолит (от греч. agalma, род. п. agalmatos — украшение, статуя и lithos — камень), пагодит, плотная мелкозернистая порода, состоящая из минерала пирофиллита, обычно с примесью талька, слюдистых и каолиновых минералов.
Беллетристика (от франц. belles lettres — изящная словесность), в широком смысле — художественная литература вообще.
Воан-Уильямс Воан-Уйльямс (Vaughan Williams) Ралф (настоящие имя и фамилия — Ралф Воан Уильямс) (12.
Гуиральдес Рикардо Гуиральдес (Guiraldes) Рикардо (13.2.1886, Буэнос-Айрес, — 11.
«Зерно» (издательство) «Зерно», большевистское издательство, основанное в Петербурге в 1906 М.
Кириченко Федор Григорьевич [р. 17.2(1.3).1904, с.
Лацис Мартын Иванович (настоящая фамилия и имя — Судрабс Ян Фридрихович; партийный псевдоним — Дядя, Гарайс, Милнс) (16.