Мусоргский Модест Петрович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МУА
МУБ
МУВ
МУГ
МУД
МУЕ
МУЖ
МУЗ
МУИ
МУЙ
МУК
МУЛ
МУМ
МУН
МУО
МУР
МУС
МУТ
МУУ
МУФ
МУХ
МУЦ
МУЧ
МУШ
МУЭ
МУЮ
МУЯ

Мусоргский Модест Петрович П. Мусоргский. Мусоргский Модест Петрович.

Мусоргский Модест Петрович П. Мусоргский.

Мусоргский Модест Петрович [9 (21).3.1839, с. Карево, ныне Торопецкого района Калининской области, — 16(28).3.1881, Петербург], русский композитор, участник «Могучей кучки». Детские годы провёл в имении родителей; в автобиографии Мусоргский Модест Петрович писал: «... ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано». Шести лет Мусоргский Модест Петрович начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852—56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 было издано первое произведение Мусоргский Модест Петрович — полька для фортепиано «Подпрапорщик». В 1856—57 он познакомился с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым и Мусоргский Модест Петрович А. Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. Под руководством Балакирева Мусоргский Модест Петрович начал серьёзно заниматься композицией; решив посвятить себя музыке, в 1858 ушёл с военной службы. В конце 50 — начале 60-х гг. Мусоргский Модест Петрович написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых уже проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863—66 работал над оперой «Саламбо» (по одноименному роману Г. Флобера, не окончена), отличающейся драматизмом народно-массовых сцен. К середине 60-х гг. складывается мировоззрение Мусоргский Модест Петрович как художника-реалиста, близкого идеям революционных демократов. Обращаясь к актуальной, социально заострённой тематике из народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера Мусоргский Модест Петрович «Женитьба» (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.

  Все эти работы подготовили Мусоргский Модест Петрович к созданию одного из величайших его творений — оперы «Борис Годунов» (по трагедии А. С. Пушкина). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями. В 70-х гг. Мусоргский Модест Петрович работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца 17 в. «Хованщина» (либретто Мусоргский Модест Петрович, начата в 1872), идея которой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874—80). Одновременно создал вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875—77), сюиту для фортепиано «Картинки с выставки» (1874) и др. В последние годы жизни Мусоргский Модест Петрович испытывал тяжёлую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором «Хованщина» была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и др. В 1896 Римским-Корсаковым была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В советское время Д. Д. Шостаковичем заново отредактированы и оркестрованы «Борис Годунов» и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит В. Я. Шебалину (1930).

  Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский Модест Петрович стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский Модест Петрович был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский Модест Петрович искал ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову, работая над «Хованщиной». Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский Модест Петрович и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых — живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский Модест Петрович создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.

 

  Соч.: Литературное наследие, сост. А. А. Орлова и Мусоргский Модест Петрович С. Пекелис, [кн. 1—2], Мусоргский Модест Петрович, 1971—72.

 

  Лит.: Стасов В. В., Собрание статей о Мусоргском и его произведениях, Мусоргский Модест Петрович — П., 1922; Мусоргский. [Статьи и исследования], т. 1— «Борис Годунов», Мусоргский Модест Петрович, 1930; Мусоргский Модест Петрович П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. Статьи и материалы, Мусоргский Модест Петрович, 1932 (лит.); Туманина Н., Мусоргский Модест Петрович П. Мусоргский, Мусоргский Модест Петрович — Л., 1939; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, Мусоргский Модест Петрович, 1954; Орлова А., Труды и дни Мусоргский Модест Петрович П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества, Мусоргский Модест Петрович, 1963: Хубов Г., Мусоргский, Мусоргский Модест Петрович, 1969.

  Ю. В. Келдыш.

 

Так же Вы можете узнать о...


Неопалимая купина, см. Купина неопалимая.
Нормандское завоевание Англии 1066, вторжение в Англию нормандских феодалов во главе с герцогом Нормандии Вильгельмом.
Октябрьский диплом 1860, федералистская конституция, провозглашенная в империи Габсбургов императором Францем Иосифом 20 октября в обстановке подъёма антигабсбургского движения, возникшего после поражения австрийских войск в австро-итало-французской войне 1859.
Откуп, система сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам (откупщикам).
Пастор Людвиг Пастор (Pastor) Людвиг (31.1.1854, Ахен, — 30.
Пижма (раст. сем. сложноцветных) Пижма (Fanacetum), род многолетних травянистых растений семейства сложноцветных.
Поиски геологические, совокупность работ по открытию месторождений полезных ископаемых.
Правдинский, посёлок городского типа в Пушкинском районе Московской области РСФСР.
Прус Болеслав Прус (Prus) Болеслав (псевдоним; настоящее имя и фамилия Александр Гловацкий; Głowacki) (20.
Рамп ,грабен, ограниченный взбросами.