Лекция (от лат. lectio — чтение), систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Различают Лекция учебные и публичные. Учебная Лекция — одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе. В вузах СССР на Лекция отводится 50—60% учебного времени по гуманитарным специальностям, 40—50% — по техническим и с.-х. специальностям.
Характер устного изложения учебного курса (обычно на латинском языке) Лекция приобрела в 18 в. в университетах (в средневековых университетах Лекция применялась в форме чтения и комментирования преподавателем текста какой-либо книги). Систематический курс Лекция (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает Лекция вводные, установочные (в системе заочного и вечернего образования), ординарные, обзорные, заключительные. Лекция применяются также в системах среднего специального и профессионально-технического образования, курсового обучения, в старших классах средней общеобразовательной школы, а также в системе политического просвещения. Публичные Лекция эпизодические и цикловые — одна из основных форм пропаганды и распространения политических и научных знаний в системе культурно-просветительской работы.
Основные требования к Лекция: научность, идейность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий — семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой и др. Эти требования к Лекция реализуются, в частности, с помощью лекционных демонстраций — наглядного показа скрытых, быстро или медленно протекающих процессов (физических, химических, биологических и др.) средствами кино, телевидения и др. С 50-х гг. Лекция транслируются по радио и телевидению. Отдельные вузы издают курсы Лекция ведущих преподавателей; эти издания используются в учебном процессе наряду с учебниками и учебными пособиями.