Телевидение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЕА
ТЕБ
ТЕВ
ТЕГ
ТЕД
ТЕЖ
ТЕЗ
ТЕИ
ТЕЙ
ТЕК
ТЕЛ
ТЕМ
ТЕН
ТЕО
ТЕП
ТЕР
ТЕС
ТЕТ
ТЕУ
ТЕФ
ТЕХ
ТЕЧ
ТЕШ
ТЕЯ

Телевидение (от теле... и слова видение), область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием Телевидение — одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях (например, в системах диспетчеризации и контроля в промышленности и на транспорте, в космических и ядерных исследованиях, в военном деле и т. д.).

Обобщённая структурная схема телевизионной системы. Телевидение.

Обобщённая структурная схема телевизионной системы.

Основные принципы телевидения и их техническая реализация. Конечным (приёмным) звеном телевизионной передачи служит человеческий глаз, поэтому телевизионные системы строятся с учётом особенностей зрения. Реальный мир воспринимается человеком визуально в цветах, предметы — рельефными, расположенными в объёме некоторого пространства, а события — в динамике, движении: следовательно, идеальная телевизионная система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства материального мира. В современном Телевидение задачи передачи движения и цвета успешно решены (и технически, и практически). На стадии испытаний находятся телевизионные системы, способные воспроизводить рельефность предметов и глубину пространства (см. Стереоскопическое телевидение).

  Для телевизионной перначи изображений необходимо осуществить 3 процесса: преобразование света, испускаемого объектом передачи или отражаемого им, в электрические сигналы; передачу электрических сигналов по каналам связи и их приём; обратное преобразование электрических сигналов в световые импульсы, воссоздающие оптическое изображение объекта. Принципиальная основа для реализации этих процессов была заложена в трудах У. Смита (США), открывшего (1873) внутренний фотоэффект, А. Г. Столетова, установившего (1888) основные закономерности внешнего фотоэффекта; А. С. Попова — изобретателя радиосвязи (1895); Б. Л. Розинга, разработавшего (1907) систему «катодной телескопии» (при которой для воспроизведения изображений использовалась электроннолучевая трубка) и осуществившего (1911) первую в мире телевизионную передачу (в лабораторных условиях) по такой системе. Однако чтобы довести Телевидение до стадии практического применения, необходимо было решить множество др. сложных вопросов.

  Рассматривая предметы непосредственно, можно различать очень мелкие детали (в соответствии с разрешающей способностью глаза). Поэтому формально можно считать оптическое изображение, проецируемое на сетчатку глаза, состоящим из m разрешимых деталей (элементов). Каждый такой элемент можно охарактеризовать яркостью В, цветностью (так называемым цветовым тоном l и чистотой цвета р) и геометрическим местом (координатами х, у), то есть описать многомерной функцией fi (B,l, р, х, у); всё изображение описывается функцией .

Это справедливо и для Телевидение, где оптическое изображение объекта передачи проецируется (оптической системой) на светочувствительный элемент передающей телевизионной трубки; число m в этом случае определяется разрешающей способностью трубки и размерами телевизионного кадра. Практически число m ограничивается техническими возможностями системы и её назначением и, например в вещательном Телевидение СССР, составляет около 500 тысяч элементов (в 1 кадре).

  Если координаты х и у каждого элемента известны, для воспроизведения состояния элемента требуется передача трёх его параметров В,l и р, для чего необходимы три канала связи, а для воспроизведения всего изображения — 3 m каналов (в случае стереотелевидения число каналов ещё удваивается, так как требуется передача изображений отдельно для левого и правого глаза). Отсюда очевидно, что одновременная передача всех элементов изображения практически невозможна. Поэтому в Телевидение принят принцип последовательной передачи изображений (поочерёдно — элемент за элементом), предложенный португальским учёным А. ди Пайва (1878) и независимо от него П. И. Бахметьевым (188Э). Возможность такой передачи основывается на свойстве человеческого зрения воспринимать пульсирующий свет как непрерывный, если частота пульсаций превышает критическую, которая зависит от яркости источника и составляет несколько десятков пульсаций в сек. Процесс последовательного преобразования элементов изображения в электрические сигналы при передаче и обратный процесс при приёме носят название развёртки изображения (см. также Телевизионная развёртка). Эти процессы анализа и синтеза изображения должны совершаться синхронно и синфазно.

  Закон развёртки определяется назначением телевизионной системы. Так, например, в современной телевизионной вещательной системе принята линейно-строчная развёртка, при которой образующийся кадр изображения имеет горизонтально-строчную структуру. Для поддержания синфазности развёрток в конце каждой строки и кадра передаются синхронизирующие импульсы. Тем самым телевизионная станция управляет развёртками всех телевизоров в зоне своего действия. Одно из первых устройств для передачи элементов изображения, основанное на применении вращающегося диска с отверстиями, было предложено П. Нипковым (1884). Диск Нипкова применялся в ранних, ещё несовершенных механических системах Телевидение Техническая реализация процессов преобразования и восстановления оптического изображения в современное Телевидение осуществляется главным образом вакуумными электроннолучевыми трубками. Практическое освоение электронных систем Телевидение, основанное на использовании таких приборов, относится к концу 20-х — 30-м гг. 20 в. и связано с именами В. К. Зворыкина и Ф. Фарнсуорта (США), К. Свинтона (Великобритания), В. П. Грабовского, С. И. Катаева, А. П. Константинова, Б. Л. Розинга, П. В. Тимофеева, П. В. Шмакова (СССР), а также многих др. изобретателей. Среди передающих трубок наиболее распространены видиконы (с внутренним фотоэффектом) и суперортиконы (с внешним фотоэффектом), среди приёмных — различные кинескопы.

  Исторически Телевидение развивалось начиная с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения. В черно-белом Телевидение (см. рис.) яркостный сигнал (видеосигнал) на выходе передающей трубки подвергается усилению и преобразованию (см. Телевизионный сигнал). Каналом связи служит радиоканал или кабельный канал (см. Телевизионная передающая сеть). В приёмном устройстве принятые сигналы преобразуются в однолучевом кинескопе, экран которого покрыт люминофором белого свечения.

  В цветном телевидении, кроме яркостной составляющей, передаётся и информация о цветности каждого элемента. Поскольку всё многообразие природных цветов можно воспроизвести оптически из трёх основных — красного, зелёного и синего, взятых в определённых пропорциях, то телевизионная передающая камера содержит не одну, а три трубки — для создания яркостного сигнала и сигналов основных цветов. Все эти сигналы при передаче (на телецентре) подвергаются кодированию, а при приёме (в телевизионном приёмнике) — декодированию. Цветной кинескоп — трехлучевой, с мозаичным (образованным люминофорами красного, зелёного и синего свечения) экраном.

  Классификацию систем Телевидение производят чаще всего по следующим основным признакам: по качественному признаку — черно-белые (монохромные), цветные, стереомонохромные и стереоцветные; по форме представления сигналов (видеоинформации) — аналоговые и дискретные (цифровые); по частотному спектру канала связи — широкополосные (с полосой пропускания, равной полосе вещательного канала или больше её) и узкополосные (с полосой меньше полосы вещательного канала). Некоторые из указанных систем могут, в свою очередь, подразделяться по частным признакам, например по способу развёртки изображений или по очерёдности передачи той или иной информации.

  За годы практического использования Телевидение прочно вошло в жизнь людей. Наибольшее распространение оно получило как телевизионное вещание. Телевизионную аппаратуру применяют при решении разнообразнейших задач в науке, медицине, в различных отраслях народного хозяйства (см. Промышленное телевидение, Подводное телевидение, Проекционное телевидение, Замкнутая телевизионная система). В 1962 появилось (в СССР) космическое Телевидение (см. Космовидение), средства которого действенно используются в экспериментах по изучению и освоению космоса. В ближний космос запускаются искусственные спутники Земли и орбитальные станции, требующие телевизионного обслуживания. Телевидение сделало доступной изучению невидимую с Земли сторону Луны. Проведён уникальный эксперимент по управлению автоматическими космическими станциями «Луноход-1» и «Луноход-2» на расстоянии около 400 тысяч км (см. Лунный самоходный аппарат) при помощи телевизионной аппаратуры. Сделаны фототелевизионные снимки Луны и ряда планет — Меркурия, Венеры, Марса и Юпитера. Яркий пример использования Телевидение в космосе — космический полёт по программе ЭПАС (июль 1975), потребовавший организации сложной телевизионной связи между двумя континентами и с космическими кораблями. Потребность в Телевидение в свою очередь вызывает необходимость совершенствования Телевидение, использования его новых качеств.

  Перспективы развития Телевидение связаны с внедрением в практику Телевидение кассетного кино, стереоскопического Телевидение, с разработкой систем стереоцветного Телевидение и многоракурсного Телевидение (допускающего боковой обзор воспроизводимого объёмного изображения), с использованием в Телевидение методов голографии.

 

  Лит.: Лазарев П. П., Очерки истории русской науки, М.—Л., 1950: Справочник по телевизионной технике, пер. с англ., т. 1—2, М.—Л., 1962; Телевидение, под ред. П. В. Шмакова. 3 изд., М., 1970; Шумихин Ю. А., Телевидение в науке и технике, М., 1970; Телевизионная техника, М., 1971; Казиник М. Л., Макеев Г. М., Сафрошин Н. А., Основы телевидения, 3 изд., М., 1973; Брацлавец П. Ф., Росселевич И. А., Хромов Л. И., Космическое телевидение. 2 изд., М., 1973; Самойлов В. Ф., Хромой Б. П., Телевидение, М., 1975; Новаковский С. В., Цветное телевидение, М., 1975.

  П. В. Шмаков.

Телевизионное вещание — одно из массовых средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации досуга населения. В СССР и др. социалистических странах Телевидение освещает деятельность коммунистических и рабочих партий, государственных органов, участие трудящихся в коммунистическом и социалистическом строительстве, раскрывает особенности социалистического образа жизни, служит формированию общественного мнения, идейному, нравственному и эстетическому воспитанию масс, ведёт пропаганду миролюбивой внешней политики. Советское Телевидение как действенное средство коммунистического воспитания трудящихся занимает важное место в системе идеологической работы КПСС, является всенародной трибуной, с которой выступают передовые рабочие и колхозники, специалисты народного хозяйства, государственные и партийные работники, учёные, деятели литературы, искусства и др.

  В СССР телевизионным вещанием охвачена территория, на которой проживает большинство населения страны. Через международные телевизионные системы программы советского Телевидение принимаются в социалистических странах и многих др. государствах.

  В СССР опыты по передаче изображения на расстояние начались в первые годы Советской власти. Большое значение перспективам развития и практического применения Телевидение придавал В. И. Ленин. Получив 18 апреля 1921 сообщение о создании в Нижегородской радиолаборатории прибора, позволяющего «видеть на экране подвижное изображение», Ленин просил оказать содействие в усовершенствовании этого прибора и информировать о результатах дальнейших опытов. В 1930 в лаборатории Телевидение Всесоюзного электротехнического института под руководством П. В. Шмакова была разработана механическая система, дававшая изображение с разложением на 30 строк.

  С 1 октября 1931 малострочные телепередачи неподвижных изображений стали регулярными; начались передачи механического Телевидение в Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове, Нижнем Новгороде, Смоленске, Томске. В 1932 осуществлена первая передача движущегося изображения (телекино), в 1934 — со звуковым сопровождением.

  В начале 30-х гг. при Московском радиотрансляционном узле был создан специальный творческий сектор Телевидение Среди первых опытных передач малострочного Телевидение значительное место занимали общественно-политические, специальные кинофильмы для Телевидение (о праздновании 1 Мая, 15-летия Октябрьской революции 1917, пуске Днепрогэса и др.). В передачах участвовали М. И. Калинин, Г. К. Орджоникидзе, Н. В. Крыленко, Н. А. Семашко; А. Г. Стаханов, В. П. Чкалов, С. С. Прокофьев, И. М. Москвин, В. И. Качалов и др.; показывались специальные мультфильмы, отрывки из пьес, концерты. В 1936 проведено 300 телепередач общим объёмом около 200 ч.

  Качественно новый этап в развитии Телевидение наступил в конце 30-х гг. с переходом от малострочного механического Телевидение к электронному. Экспериментальные передачи электронного Телевидение осуществлены в 1938 телецентрами Москвы и Ленинграда. С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Телевидение, появились условия для создания массового телевещания. Основное содержание составляли художественные программы: кинофильмы, концерты, театральные спектакли. В 1938 по Ленинградскому телевидению были показаны первый телеспектакль и первая тематическая передача (о 20-летии ВЛКСМ).

  Регулярное электронное Телевидение в Москве и Ленинграде началось в 1939. 10 марта 1939 в Москве был показан по телевидению фильм об открытии 18-го съезда ВКП (б) (снятый по заказу Телевидение «Союзкинохроникой»). В ноябре 1939 состоялась первая крупная общественно-политическая передача (о 20-летии 1-й Конной армии).

  С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Телевидение, появились условия для создания массового телевещания.

  По телевидению стали показывать кинофильмы, концерты, театральные спектакли и телеспектакли. В 1940 поступили в продажу электронные телевизоры 17—Т—1 (с небольшим экраном, но чётким изображением). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Телевидение в СССР, как и в др. странах, не функционировало. Первая послевоенная передача проведена 7 мая 1945; 15 декабря 1945 Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярное вещание (2 раза в неделю); в 1947 начал работать Ленинградский телецентр. В 1949 закончилась реконструкция Московского телецентра (передачи со стандартом чёткости 625 строк). С конца 40-х гг. налажено массовое производство телевизоров «Москвич Т-1», «Ленинград Т-2», «КВН-49». С конца 1946 стали регулярно передавать художественные и хроникальные кинофильмы. В 1948 введено в эксплуатацию внестудийное вещание; первая внестудийная передача — трансляция футбольного матча — проведена в 1949. Использование внестудийной техники значительно расширило возможности Телевидение В 1951 создана Центральная студия Телевидение, позволившая осуществлять ежедневное телевещание в Москве, расширить объём документальных, общественно-политических, публицистических передач. В 1954 на Центральной студии Телевидение созданы редакции (отделы) пропаганды, промышленности, сельского хозяйства, науки, спорта. Ведущей формой документального вещания стали репортажи с заводов, строек, из совхозов, колхозов и т. д. В 1954 в Москве проведены первые экспериментальные передачи цветного Телевидение В феврале 1956 началось вещание по 2-й программе центральной студии Телевидение, советское Телевидение стало многопрограммным. 1 мая 1956 впервые проведена прямая трансляция парада и праздничной демонстрации на Красной площади в Москве. Широко освещался по Телевидение Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957). Стали регулярными информационные передачи о жизни страны и событиях за рубежом, показ снятых на плёнку театр. спектаклей (первый — фильм-спектакль Малого театра «Правда хорошо, а счастье лучше», 1951). В 1957 образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. К концу 50-х гг. Телевидение стало общесоюзным. В 1960 действовало 103 студии Телевидение и ретранслятора, среднесуточный объём вещания — 276,5 ч.

  С 1961 СССР — член международной организации Интервидение.

  В 1962 передачей репортажа с борта космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» положено начало космическому Телевидение В 1965 организована 3-я учебная программа Центрального Телевидение, осуществлен обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком (при помощи искусственного спутника «Молния-1»). В 1966 проведена первая передача цветной телепрограммы из Парижа в Москву, с 1967 передачи цветного Телевидение стали регулярными.

  В 60-е гг. сложилась система информационно-публицистического телевещания: ежедневные выпуски «Телевизионных новостей» (с 1960), программа «Время» (с 1968), цикловые тематические передачи. В 1961 на киностудии «Мосфильм» создано творческое объединение «Телефильм». В 1965 показан первый многосерийный художественный телефильм «Вызываем огонь на себя». С 1966 регулярно проводятся всесоюзные фестивали телефильмов (первый — в Киеве). Дальнейшему развитию Телевидение способствовал ввод в строй Телевизионного технического центра им. 50-летия Октября в Москве (1967—70). Значительное достижение кинодокументалистики — многосерийный документальный телефильм «Летопись полувека», посвященный 50-летию Октябрьской революции 1917. Творческие возможности телевидения широко использованы при подготовке циклов «В. И. Ленин. Хроника жизни и деятельности» (около 40 художественных и документальных кинои телефильмов), «По Ленинским местам» (1969—70) и др.

  КПСС и Советское правительство уделяют постоянное внимание развитию Телевидение, росту его материально-технической базы, повышению идейного и художественного уровня вещания, роли его в деле формирования коммунистического мировоззрения, в идеологической борьбе с миром капитализма, в воспитании у советских людей нового, коммунистического отношения к труду. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» (январь 1960) отмечена возрастающая роль Телевидение в идеологической работе партии, в политическом и культурном воспитании масс, названы конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию телевещания. Важная роль Телевидение в системе воспитательной работы партии, государства и общественных организаций подчёркнута в Программе КПСС.

  В 1970 Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.

  В систему советского Телевидение входят Центральное, республиканское и местное (краевое, областное) телевещание. Центральное Телевидение ведёт вещание по 6 программам, две из которых предназначены для отдалённых районов страны, 1-я программа — основная общесоюзная информационная, общественно-политическая, художественная и познавательная. Среднесуточный объём вещания 13 ч. Включает передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической, культурной жизни СССР и за рубежом, трансляции праздничных и торжественных собраний, демонстраций, митингов трудящихся, правительств. встреч и др. крупных политических мероприятий, репортажи из космоса. Основные передачи: выпуски «Новостей», программа «Время», передачи «Ленинский университет миллионов», «Дневник соцсоревнования», «Сельский час», «Подвиг», «Служу Советскому Союзу», «Наука сегодня», «Слово учёному», «Человек и закон», «Советский Союз глазами зарубежных гостей». Регулярно передаются выступления политических обозревателей; международные проблемы освещаются также в передачах «Содружество», «Международная панорама» и др. Популярны познавательные циклы «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», «Очевидное — невероятное», «Человек. Земля. Вселенная», «Здоровье», «Кинопанорама»; передачи «Беседы о литературе» и др. Телевидение ведёт пропаганду различных форм музыкального искусства, проводит фестивали советской песни; совместно с творческими союзами организует авторские вечера композиторов. Значительное место в программе занимают телеи кинофильмы, трансляции театральных и телеспектаклей, концерты мастеров искусств, выступления самодеятельных коллективов, эстрадные и юмористические передачи — «13 стульев», «Голубой огонёк» и др.; передачи для детей — «Встречи со знатными людьми», «Костёр», «Будильник», спектакли, мультфильмы; для молодёжи — «Испытай себя» и др.; трансляции спортивных соревнований. С учётом поясного времени готовится дубль 1-й программы — программа «Восток» для Узбекской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР, ряда областей Казахской ССР и Урала (передаётся посредством наземных линий связи; среднесуточный объём 13 ч). Программа «Орбита» формируется из передач 1-й программы и передаётся по космической системе связи в районы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, в ряд областей Казахстана и Средней Азии. Среднесуточный объём 19 ч. 2-я программа — информационно-публицистическая и художественная, принимается в ряде областей Европейской части СССР. Среднесуточный объём 6 ч. Включает также передачи о тружениках Москвы и Московской области, 3-я программа — учебная и научно-популярная, состоит из передач для школьников, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, студентов, специалистов народного хозяйства. Принимается в ряде областей Европейской части СССР. Среднесуточный объём 6,2 ч. Передачи для учащихся (по литературе, географии, истории, основам советского законодательства, физике и др. предметам) предназначены для использования на уроке и для индивидуального просмотра. Ведутся занятия для студентов-заочников (по философии, истории КПСС, научному коммунизму, математике и др.). В программе для системы повышения квалификации специалистов народного хозяйства циклы по вопросам экономики, научной организации труда и управления производством; специальные передачи для учителей, врачей, а также для самостоятельно изучающих иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) и готовящихся к поступлению в вуз. В программе участвуют сотрудники АН СССР, академий союзных республик и отраслевых академий, преподаватели ведущих вузов, общественные деятели, писатели, мастера искусств, педагоги, специалисты производства, 4-я программа — художественная. Среднесуточный объём 3,5 ч (в основном — повтор художественных передач 1-й программы).

  Республиканское и местное (краевое, областное) телевещание ведут (1975) 130 программных телецентров (78 в РСФСР, 52 в др. союзных республиках), общий среднесуточный объём свыше 2000 ч. Программы создаются в основном на местном материале, координируются по тематике и структуре с программами Центрального Телевидение, дополняя их. Во всех союзных и автономных республиках наряду с программами Центрального Телевидение есть программы, включающие передачи на родном языке. Регулярно готовятся передачи о жизни республик, краев и областей для Центрального Телевидение В столицах союзных республик и 10 крупных городах (Ленинграде, Волгограде, Свердловске, Новосибирске, Горьком, Саратове, Челябинске, Петрозаводске, Владивостоке, Перми) ведётся телевещание по двум и более программам. В Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване, Баку, Таллине, Вильнюсе, Риге регулярно транслируются передачи цветного Телевидение Средний объём 200 ч в неделю. Приёмо-передающая сеть Телевидение насчитывает свыше 1800 ретрансляторов, свыше 70 тысяч км радиорелейных линий, около 70 приёмных станций космической системы связи «Орбита». В зоне уверенного приёма передач на каждые 100 семей в среднем приходится 98 телевизоров. Всего у населения насчитывается (1975) 60 млн. телевизоров, в том числе свыше 1 млн. цветных.

  Подготовку и выпуск телевизионных программ Центрального Телевидение осуществляют его Главные вещательные редакции, Главная дирекция программ и Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября; производство телефильмов — творческие объединения студий Телевидение (ведущее — «Экран» Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию) и крупнейшие киностудии (по заказу Телевидение). Почта Центрального Телевидение в 1975 составила около 2 млн. писем.

  За рубежом регулярные телепередачи начались в 1936 в Великобритании и Германии, в 1941 в США. Массовое распространение в Европе Телевидение получило в 50-е гг., в развивающихся странах — в 60-е гг.

  Распределение телевизоров по отдельным районам мира (1974): Западная Европа — 88,5 млн. штук (население 398,4 млн. чел.), Восточная Европа (включая СССР) — 63,5 млн. (355,7 млн. чел.), Ближний Восток (включая Северную Африку) — 3,5 млн. (158,9 млн. чел.), Азия (включая Японию) — 30,3 млн. (2 млрд. чел.), Австралия — 4,2 млн. (21,7 млн. чел.), Северная Америка (включая США) — 106,3 млн. (231 млн. чел.), Латинская Америка — 18,2 млн. (282,1 млн. чел.).

  В др. социалистических странах Телевидение является государственным. В целом им охвачено всё население, например в ПНР на 1 января 1975 насчитывалось 6,1 млн. телевизоров, ГДР — 4,8 млн., ЧССР — 3,8 млн., СФРЮ — 2,7 млн., ВНР — 2,2 млн., СРР — 1,9 млн., НРБ — 1,4 млн., на Кубе — 0,6 млн., в МНР — 0,003 млн. Телевидение двухпрограммное, цветные передачи демонстрируются ежедневно. Еженедельный объём вещания составляет; ПНР — 170, Куба — 130, ГДР — 120 СРР — 104, ЧССР — 100, ВНР — 95 НРБ и СФРЮ — 70, МНР — 30 ч. Сотрудничество между телеорганизациями социалистических стран (обмен передачами, совместное производство, координация планов и др.) осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках Интервидения.

  В развитых капиталистических странах существует как государственное, так и коммерческое Телевидение Ведущие телеорганизации (включая коммерческие): Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си (National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) — в США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent Broadcasting Authority) — в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Italiana) — в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) — в Японии; АРД (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bun-desrepublik Deutschland), ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) — в ФРГ. T, работает по двум и более программам. Еженедельная продолжительность передач при многопрограммном Телевидение составляет в среднем 150—200 ч в сутки. Телевидение используется в интересах правящих монополистических кругов для пропаганды буржуазной идеологии. Коммерческое Телевидение (существующее на доходы от рекламы и организационно оформленное как ряд акционерных предприятий) наиболее развито в США, Японии, Великобритании, Канаде. В США существует свыше 700 коммерческих телестанций, большая часть которых на правах филиалов входит в одну из трёх общенациональных программ (или сетей) — Си-Би-Эс, Эн-Би-Си, Эй-Би-Си. Основные жанры коммерческого Телевидение — комедии, детективы, вестерны, эстрадные шоу; нередки на телеэкране низкопробные развлечения, сцены насилия и жестокости; значительное место отводится рекламе. В 1975 в США действовало несколько тысяч кабельных систем («платные программы»), которые обслуживали до 10 млн. абонентов. В программе популярные серии телепередач, кинофильмы и спортивные соревнования. В 70-е гг. кабельное Телевидение начало развиваться и в европейских странах.

  В развивающихся странах Телевидение, как правило, является государственным. Как массовое средство информации, просвещения и развлечения Телевидение уступает радиовещанию. Большое значение придаётся учебно-образовательной функции национального Телевидение Телепередачи идут в основном по одной программе в вечернее время. Практикуются коллективные просмотры в клубах (из-за недостатка телевизоров).

  Техническими, программными и юридическими аспектами Телевидение в плане многостороннего международного сотрудничества занимаются всемирные и региональные организации и союзы. Распределение волн находится в ведении Международного союза электросвязи. Международный обмен телепрограммами осуществляется через Интервидение, Евровидение; Азиатский союз радиовещания (основан в 1964); Африканский союз радиои телеорганизаций (1962); Межамериканскую радиовещательную ассоциацию (1946); Арабский союз электросвязи (1958). Обмен телепередачами с помощью спутников идёт через «Интерспутник» (1971, международная система космической связи социалистических стран) и «Интелсат» (1964, объединяет США, страны Европы и некоторые др. страны).

 

  Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 52; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 7 (1955—1959), 8 изд., М., 1971; Вопросы идеологической работы. Сб. важнейших решений КПСС (1954-1961), М., 1962; Сб. важнейших решений КПСС (1965-1973), 2 изд., М., 1973; О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, М., 1972; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Ильин Р. Н., Изобразительные ресурсы экрана, М., 1973; Юровский А. Я., Телевидение — поиски и решения, М., 1975; Саппак В. С., Телевидение и мы, М., 1963; Кравченко Л. П., Тайны голубого экрана, М., 1974; Девис Д., Азбука телевидения, пер. с англ., М., 1962.

  С. Г. Лапин.

Так же Вы можете узнать о...


Опровержение логическое, обоснование, или содержательное доказательство, ложности суждения (предложения), умозаключения (рассуждения), совокупности гипотез (суждений) и умозаключений, составляющей научную теорию или отдельный её фрагмент.
Переписи торговые, одна из форм статистического обследования в целях получения сведений от всех звеньев некоторых или всех отраслей торговли по определенной программе.
Порог почернения, минимальное почернение фотографическое, обнаруживаемое на экспонированном и проявленном фоточувствительном слое (фото-, киноплёнки или фотобумаги) сверх вуали фотографической.
Раевский Иосиф Моисеевич [25.12.1900 (7.1.1901), Оренбург, — 23.
Рябчик (раст. сем. лилейных) Рябчик (Fritillaria), род луковичных растений семейства лилейных.
Сикким, штат в составе Индии, в восточных Гималаях, пограничный с Непалом, Бутаном, Китаем.
Средиземноморский геосинклинальный пояс, одна из крупнейших подвижных областей земной коры, разделяющая Восточно-Европейскую, Сибирскую, Китайско-Корейскую и Южно-Китайскую платформы с одной стороны и Африкано-Аравийскую и Индийскую — с другой.
Театральное образование, система профессиональной подготовки артистов, режиссёров, художников, театроведов и др.
Тхар, территория в Индии и Пакистане; см. Тар.
Фонд заработной платы, фонд финансовых ресурсов, выражающий в денежной форме часть национального дохода, распределяемую среди членов социалистического общества в соответствии с количеством и качеством труда в целях удовлетворения личных материальных и духовных потребностей трудящихся (см.
Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА), спортивное учреждение Вооруженных Сил СССР, созданное в 1923 в Москве как Опытно-показательная площадка Всевобуча (ОППВ); с 1928 — ЦДКА, с 1953 — ЦСК МО СССР (Центральный спортклуб министерства обороны СССР), с 1963 — ЦСКА.