Логос

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛОА
ЛОБ
ЛОВ
ЛОГ
ЛОД
ЛОЕ
ЛОЖ
ЛОЗ
ЛОЙ
ЛОК
ЛОЛ
ЛОМ
ЛОН
ЛОО
ЛОП
ЛОР
ЛОС
ЛОТ
ЛОУ
ЛОФ
ЛОХ
ЛОЦ
ЛОШ
ЛОЩ
ЛОЯ

Логос (греч. lógos), термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Из бытовой сферы в понятие «Логос» вошёл ещё момент чёткого числового отношения — «счёта», а потому и «отчёта» (lógon didónai — «отдавать отчёт»). Логос — это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен «отдавать отчёт», и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

  Термин «Логос» введён в философский язык Гераклитом, который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого «слова», чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Логос как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Логос, как и подобает слову, «окликает» людей, но они, даже «услышав» его, неспособны его схватить и постичь. В свете Логос мир есть целое и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше «общего» и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остаётся Логос — ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения; т. о., благодаря понятию Логос гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом учение Гераклита о Логос представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о дао.

У более поздних древнегреческих натурфилософов, у софистов, у Платона и Аристотеля термин «Логос» утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Логос, описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т. н. «семенных Логос»), от которых в инертной низшей материи «зачинаются» вещи. Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает её натуралистико-материалистических аспектов: Логос оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувствственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации Логос как «слова», которое субстанциально, но не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие «Логос» давно уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и «живого» бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Логос есть «образ бога» и как бы «второй бог», посредник между потусторонностью бога и посюсторонностью мира. Для христианства значение термина «Л.» определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна — «В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог»; вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и «вочеловечение» Логос, который принёс людям откровение и сам был этим откровением («словом жизни»), самораскрытием «бога незримого». Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Логос богу-отцу, чьё «слово» он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо троицы.

Некоторые русские философы-идеалисты (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский) употребляли термин «Логос» как обозначение «цельного» и «органического» знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.

 

  Лит.: Трубецкой С. Н., Учение о логосе в его истории, 2 изд., М., 1906; Лосев А. Ф., История античной эстетики, [т. 1], М., 1963; Kelber W., Die Logos-lehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958.

  С. С. Аверинцев.

Так же Вы можете узнать о...


Костная мука, костяная мука, продукт переработки костей забитых животных, используемый в качестве минеральной подкормки для с.
Леониды, метеорный поток с радиантом в созвездии Льва.
Масаи язык
, язык народа масаи.
Московский театр имени Ленинского комсомола, создан по инициативе ЦК ВЛКСМ в 1927.
Ньянджа язык, чиньянджа, манганджа, язык народности малави (мараве, в том числе ньянджа) и близких к ней народностей — мбо, тонга, маканга, тумба и матенго в Малави, соседних районах Замбии и Мозамбика.
Патара-Цеми, горноклиматический курорт в Боржомском районе Грузинской ССР.
Посконь, замашка, сужские растения конопли. В отличие от женских (матерки), более тонкостебельны, менее облиственны, раньше созревают и содержат в стеблях больше волокна (пеньки) лучшего качества.
Рейнир (Rainier), действующий вулкан, наиболее высокая вершина Каскадных гор в США.
Северские города, историческая область Русского государства в 16 — начала 17 вв.
Спасательное устройство судна, комплекс средств для спасания людей с тонущего судна или в случае их падения за борт.
Телефонная сеть, комплекс технических сооружений и оборудования, предназначенный для осуществления телефонной связи и состоящий из телефонных узлов связи, телефонных станций, линий связи и абонентских установок.
Ульяново, город, до 1974 посёлок Обручево в Джизакской области Узбекской ССР.
Харламова Валентина Борисовна [р. 23.2(8.3).
Шаблон (нем. Schablone, от франц. echantillon — образец) в технике, приспособление или инструмент для проверки правильности формы ряда готовых изделий; образец, по которому изготовляются однородные изделия.
Этоша (заповедник в Намибии) Этоша (Etosha), Этоша-Пан, заповедник (площадь около 10 млн.
Амок, психическое заболевание, наблюдающееся у жителей Малайских островов.
Барлети Марин Барлети (лат. Barletius, алб. Barleti) Марин (1450—1512), албанский историк.