Тождество

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТОА
ТОБ
ТОВ
ТОГ
ТОД
ТОЁ
ТОЖ
ТОЗ
ТОИ
ТОЙ
ТОК
ТОЛ
ТОМ
ТОН
ТОО
ТОП
ТОР
ТОС
ТОТ
ТОУ
ТОФ
ТОХ
ТОЦ
ТОЧ
ТОШ
ТОЩ
ТОЯ

Тождество, основное понятие логики, философии и математики; используется в языках научной теорий для формулировки определяющих соотношений, законов и теорем.

  В математике Тождество — это уравнение, которое удовлетворяется тождественно, то есть справедливо для любых допустимых значений входящих в него переменных. С логической точки зрения, Тождество — это предикат, изображаемый формулой х = у (читается: «х тождественно у», «х то же самое, что и y»), которому соответствует логическая функция, истинная, когда переменные х и у означают различные вхождения «одного и того же» предмета, и ложная в противном случае. С философской (гносеологической) точки зрения, Тождество — это отношение, основанное на представлениях или суждениях о том, что такое «один и тот же» предмет реальности, восприятия, мысли.

  Логические и философские аспекты Тождество дополнительны: первый даёт формальную модель понятия Тождество, второй — основания для применения этой модели. Первый аспект включает понятие об «одном и том же» предмете, но смысл формальной модели не зависит от содержания этого понятия: игнорируются процедуры отождествлений и зависимость результатов отождествлений от условий или способов отождествлений, от явно или неявно принимаемых при этом абстракций. Во втором (философском) аспекте рассмотрения основания для применения логических моделей Тождество связываются с тем, как отождествляются предметы, по каким признакам, и уже зависят от точки зрения, от условий и средств отождествления.

  Различение логических и философских аспектов Тождество восходит к известному положению, что суждение о тождественности предметов и Тождество как понятие — это не одно и то же (см. Платон, Соч., т. 2, М., 1970, с. 36). Существенно, однако, подчеркнуть независимость и непротиворечивость этих аспектов: понятие Тождество исчерпывается смыслом соответствующей ему логической функции; оно не выводится из фактической тождественности предметов, «не извлекается» из неё, а является абстракцией, восполняемой в «подходящих» условиях опыта или, в теории, — путём предположений (гипотез) о фактически допустимых отождествлениях; вместе с тем, при выполнении подстановочности (см. ниже аксиому 4) в соответствующем интервале абстракции отождествления, «внутри» этого интервала, фактическое Тождество предметов в точности совпадает с Тождество в логическом смысле.

  Важность понятия Тождество обусловила потребность в специальных теориях Тождество Самый распространённый способ построения этих теорий — аксиоматический. В качестве аксиом можно указать, например, следующие (не обязательно все):

  1. х = х,

2. х = уÉу = х,

3. x = y & y = zÉx = z,

4. А (х) É (х = у ÉА (у)),

где А (х) — произвольный предикат, содержащий х свободно и свободный для у, а А (х) и А (у) различаются только вхождениями (хотя бы одним) переменных х и y.

Аксиома 1 постулирует свойство рефлексивности Тождество В традиционной логике она считалась единственным логическим законом Тождество, к которому в качестве «нелогических постулатов» добавляли обычно (в арифметике, алгебре, геометрии) аксиомы 2 и З. Аксиому 1 можно считать гносеологически обоснованной, поскольку она является своего рода логическим выражением индивидуации, на котором, в свою очередь, основывается «данность» предметов в опыте, возможность их узнавания: чтобы говорить о предмете «как данном», необходимо как-то выделить его, отличить от др. предметов и в дальнейшем не путать с ними. В этом смысле Тождество, основанное на аксиоме 1, является особым отношением «самотождественности», которое связывает каждый предмет только с самим собой — и ни с каким др. предметом.

  Аксиома 2 постулирует свойство симметричности Тождество Она утверждает независимость результата отождествления от порядка в парах отождествляемых предметов. Эта аксиома также имеет известное оправдание в опыте. Например, порядок расположения гирь и товара на весах различен, если смотреть слева направо, для покупателя и продавца, обращенных лицом друг к другу, но результат — в данном случае равновесие — один и тот же для обоих.

  Аксиомы 1 и 2 совместно служат абстрактным выражением Тождество как неразличимости, теории, в которой представление об «одном и том же» предмете основывается на фактах не наблюдаемости различий и существенно зависит от критериев различимости, от средств (приборов), отличающих один предмет от другого, в конечном счёте — от абстракции неразличимости. Поскольку зависимость от «порога различимости» на практике принципиально неустранима, представление о Тождество, удовлетворяющем аксиомам 1 и 2, является единственным естественным результатом, который можно получить в эксперименте.

  Аксиома 3 постулирует транзитивность Тождество Она утверждает, что суперпозиция Тождество также есть Тождество и является первым нетривиальным утверждением о тождественности предметов. Транзитивность Тождество — это либо «идеализация опыта» в условиях «убывающей точности», либо абстракция, восполняющая опыт и «создающая» новый, отличный от неразличимости, смысл Тождество: неразличимость гарантирует только Тождество в интервале абстракции неразличимости, а эта последняя не связана с выполнением аксиомы З. Аксиомы 1, 2 и 3 совместно служат абстрактным выражением теории Тождество как эквивалентности.

Аксиома 4 постулирует необходимым условием для Тождество предметов совпадение их признаков. С логической точки зрения, эта аксиома очевидна: «одному и тому же» предмету принадлежат все его признаки. Но поскольку представление об «одном и том же» предмете неизбежно основывается на определённого рода допущениях или абстракциях, эта аксиома не является тривиальной. Её нельзя верифицировать «вообще» — по всем мыслимым признакам, а только в определённых фиксированных интервалах абстракций отождествления или неразличимости. Именно так она и используется на практике: предметы сравниваются и отождествляются не по всем мыслимым признакам, а только по некоторым — основным (исходным) признакам той теории, в которой хотят иметь понятие об «одном и том же» предмете, основанное на этих признаках и на аксиоме 4. В этих случаях схема аксиом 4 заменяется конечным списком её аллоформ — конгруентных ей «содержательных» аксиом Тождество Например, в аксиоматической теории множеств Цермело — Френкеля — аксиомами:

  4.1 zÎxÉ (x = yÉzÎy),

  4.2 xÎzÉ (x = yÉyÎz),

определяющими, при условии, что универсум содержит только множества, интервал абстракции отождествления множеств по «членству в них» и по их «собственному членству», с обязательным добавлением аксиом 1—3, определяющих Тождество как эквивалентность.

  Перечисленные выше аксиомы 1—4 относятся к так называемым законам Тождество Из них, используя правила логики, можно вывести и многие др. законы, неизвестные в до математической логике. Различие между логическим и гносеологическим (философским) аспектами Тождество не имеет значения, коль скоро речь идёт об общих абстрактных формулировках законов Тождество Дело, однако, существенно меняется, когда эти законы используются для описания реалий. Определяя понятие «один и тот же» предмет, аксиоматики Тождество необходимо влияют на формирование универсума «внутри» соответствующей аксиоматической теории.

 

  Лит.: Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Новоселов М., Тождество, в кн.: Философская энциклопедия, т. 5, М., 1970; его же, О некоторых понятиях теории отношений, в кн.: Кибернетика и современное научное познание, М., 1976; Шрейдер Ю. А., Равенство, сходство, порядок, М., 1971; Клини С. К., Математическая логика, пер. с англ., М., 1973; Frege G., Schriften zur Logik, B., 1973.

  М. М. Новосёлов.

Так же Вы можете узнать о...


Отделка тканей, в широком значении — процессы отбеливания, крашения, печатания и заключительные операции облагораживания тканей (т.
Стародубское княжество, княжество Северо-Восточной Руси, занимавшее территорию по среднему течению р.
Эль-Турбио (El Turbio), город на Ю. Аргентины, в провинции Санта-Крус.
Вэньсюэшэ (Литературное общество), революционная организация в провинции Хубэй (Китай).
Кессонная болезнь, комплекс болезненных явлений.
Необходимая оборона, в уголовном праве обстоятельство, исключающее общественную опасность и противоправность деяния, в иных условиях являющегося преступным.
Сентябрьское народное вооружённое восстание 1944 в Болгарии Восстание 9 сентября, антифашистское восстание, свергнувшее монархо-фашистскую диктатуру и положившее начало социалистической революции в Болгарии Проходило под руководством Болгарской рабочей партии (БРП название в то время Болгарской коммунистической партии) в условиях коренного перелома в международной обстановке под влиянием побед Советской Армии над немецко-фашистскими войсками и назревания революционного кризиса в самой Болгарии.
Четвёртый чрезвычайный Всероссийский съезд Советов, состоялся 14 — 16 марта 1918 в Москве; см.
Векторное поле, область, в каждой точке Р которой задан вектор а (Р).
Кабардино-Балкарский университет, основан в 1957 в Нальчике (на базе педагогического института, созданного в 1932 в Пятигорске и в 1937 переведённого в Нальчик).
Мономолекулярные реакции, химические реакции, в элементарном акте которых подвергается превращению одна молекула.
Рюйш Фредерик Рюйш (Ruysch) Фредерик (1638—1731), голландский анатом; см.
Хлорелла (Chlorella), род микроскопических одноклеточных зелёных водорослей из класса протококковых.
Ботриомикома (от греч. botrys — гроздь, mykēs — гриб и.
Зюдекум Альберт Зюдекум (Sudekum) Альберт (25.1.1871, Вольфенбюттель, — февраль 1944), один из лидеров правого крыла Германской социал-демократии, ревизионист.
Межевая канцелярия, правительственное учреждение для проведения генерального межевания в Московской губернии.
Ратин (франц. ratine), шерстяная ткань с характерной поверхностью, образуемой короткими завитками густого ворса.
Фироз-шах Туглак, правитель в Делийском султанате в 1351–88.
Белёк, белок, новорождённый некоторых видов тюленей (например, гренландского, каспийского, длинномордого и т.