Министерство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МИА
МИВ
МИГ
МИД
МИЕ
МИЗ
МИИ
МИЙ
МИК
МИЛ
МИМ
МИН
МИО
МИП
МИР
МИС
МИТ
МИУ
МИФ
МИХ
МИЦ
МИЧ
МИШ
МИЩ
МИЭ
МИЯ

Министерство (от лат. ministro — служу, управляю), центральный орган государственного управления. Впервые Министерство были образованы в Западной Европе в 16—17 вв.

  В дореволюционной России Министерство образовались со вступлением на престол Александра I; член Негласного комитета Н. Н. Новосильцевым был подготовлен проект учреждения Министерство, допускающий временное сочетание единоначалия с коллегиальностью. Манифестом от 8 сентября 1802 были учреждены должности министров (внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения, военно-сухопутных сил, военно-морских сил и иностранных дел). Сохранившиеся до того времени коллегии были расписаны между министрами, при которых для сношения с коллегиями были первоначально учреждены только канцелярии («департаменты»). В одних случаях в состав Министерство вошла одна коллегия (Военная, Адмиралтейская, Коммерции), в других — по нескольку коллегий. Министры входили в состав Сената и Комитета министров и имели право личного доклада царю. С июня 1803 руководство отдельными отраслями управления в отдельных Министерство полностью сосредоточивается в Министерство (например, Министерство внутренних дел). В 1810 последовало более чёткое распределение дел между Министерство; министры по должности стали членами Государственного совета. Разработанное Министерство Министерство Сперанским «Общее учреждение министерств» (25 июня 1811) завершило министерскую реформу: определило окончательно единоначалие как основной организационный принцип организации и деятельности Министерство, установило единообразие их структуры, делопроизводства и отчётности, систему взаимоотношений их структурных частей внутри Министерство, а также с другими учреждениями и т. п. Каждое Министерство возглавлялось министром, который имел заместителя (товарищ министра); министр и его заместитель назначались царём. При министре был совещательный орган из начальников структурных частей Министерство — совет министра (впоследствии — Совет министерства), а для связи со всеми структурными частями — канцелярия министра (Министерство). Исполнительный аппарат каждого Министерство состоял из департаментов (от 1 до 9). В состав Министерство входили и т. н. «особенные установления» (особые канцелярии для важных и секретных дел), учёные комитеты, вспомогательные учреждения финансового, технического и другого специального назначения. Внутри Министерство была установлена бюрократическая соподчинённость чиновников и крайняя бюрократическая централизация: вся полнота власти и окончательное решение большинства дел принадлежали только министрам. Министерство управляли подчинёнными им местными учреждениями с помощью циркуляров и распоряжений (в гражданских учреждениях) и приказов (в военных); проводили ревизии подчинённых учреждений, обязанных ежегодно представлять в Министерство отчёты, разного рода ведомости и т. д. Министры подавали ежегодные финансовые отчёты в министерство финансов и Государственный совет, а о «видах и предприятиях к усовершенствованию» — царю. С разрешения царя министр мог входить в Государственный совет с представлениями об изменении, отмене старых законов и принятии новых. Разработанные в Министерство и специальных комиссиях (комитетах) законопроекты утверждались царём в Государственном совете или сразу после обсуждения — в Комитете министров, в других высших комитетах и во время личных докладов министров царю, установившихся регулярно с 20-х гг. 19 в. После 1811 «Общее учреждение министерств» было распространено на большинство Министерство К 1861 существовало 9 Министерство Усложнение задач управления государством породило чёткое разграничение функций не только в центре, но и на местах. Министерство с их местными органами составили отдельные ведомства со своими административными порядками, штатом чиновников, бюджетом, а иногда даже ведомственным территориальным делением, не совпадавшим с общим административным делением (ведомственные округа). С течением времени в министерской организации произошли изменения: увеличилось число товарищей министров, усложнилась внутренняя организация Министерство и т. д. В 60—70-х гг. 19 в. значительно расширился круг вопросов, решаемых органами Министерство, а также начальниками отдельных их структурных частей. В связи с этим в ряде Министерство отдельные департаменты были преобразованы в главные управления и управления, появились отделы, имевшие иную организацию, чем департаменты. Возросло число совещательных советов и комитетов, в состав которых привлекались представители буржуазии и буржуазной интеллигенции. К концу 19 в. особенно усложнилась организация министерства внутренних дел — основного карательного органа самодержавия, заведовавшего администрацией, полицией, жандармерией и политическим сыском (с 1880), цензурой и пр. Несмотря на все эти перемены, в организации Министерство до 1917 сохранились основные принципы, заложенные «Общим учреждением министерств» 1311. К 1917 в России существовало 12 Министерство После свержения самодержавия в 1917 все Министерство подвергались в большей или меньшей степени реорганизации: было упразднено министерство императорского двора, отдельные структурные части министерства внутренних дел и министерства юстиции; в некоторых Министерство созданы новые структурные части; проведена известная демократизация ведомств. Со 2 марта по 25 октябрь 1917 сменилось четыре состава министров буржуазного Временного правительства. Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала все Министерство помещичье-буржуазной России.

  Министерство в дореволюционной России (1802—1917, по старому стилю): внутренних дел (1802—1917); военное (1802—1917, до 1808 — военно-сухопутных сил); морское (1802—1917, до 1815 — морских сил); иностранных дел (1802—1917); финансов (1802—1917); народного просвещения (1802—1917; в 1817—1824 — духовных дел и народного просвещения); коммерции (1802—10); путей сообщения (1865—1917; в 1809—10 — Главное управление водяных и сухопутных сообщений; в 1810—32 — Главное управление путей сообщения; в 1832—65 — Главное управление путей сообщения и публичных зданий); императорского двора и уделов (1826—1917; в 1852—56 разделено на Министерство императорского двора и Министерство уделов; с 16 марта по 25 октября 1917 — Главное управление уделов): земледелия (1915—17; в 1837—94 — Министерство государственных имуществ; в 1894—1905 — Министерство земледелия и государственных имуществ; в 1905—15 — Главное управление землеустройства и земледелия); полиции (1810—19): почт и телеграфов (1865—68; 1880—81; 5 мая — 25 октября 1917); юстиции (1802—1917); торговли и промышленности (1905—17); труда (5 мая — 25 октября 1917): продовольствия (5 мая — 25 октября 1917); вероисповеданий (5 августа — 25 октября 1917); государственного призрения (5 мая — 25 октября 1917).

 

  Лит.: Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., Министерство, 1968; Справочник по истории дореволюционной России, Министерство, 1971, с. 176—97.

  Н. П. Ерошкин.

В СССР Министерство — центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определённой отраслью народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности. Важнейшая часть сов. государственного аппарата. Главная задача каждого хозяйственного Министерство — обеспечение всемерного развития порученной ему отрасли как составной части народного хозяйства СССР, высоких темпов развития производства и производительности труда, выполнения заданий государственного плана и строгого соблюдения государственной дисциплины, рационального использования капитальных вложений и повышения их эффективности и т. д. Плановое руководство отраслью Министерство про водит на научной основе с учётом требований комплексного развития всего народного хозяйства СССР в целом, союзных республик и отдельных экономических районов. Правовое положение Министерство определяется Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик, Общим положением о министерствах СССР 1967 (СП СССР, 1967, № 17, ст. 116), положениями об отдельных Министерство и др.

  Советское Министерство — преемники народных комиссариатов, созданных в первые же дни после победы Октябрьской революции 1917. Законом от 15 марта 1946 «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик» наркоматы были преобразованы в Министерство

  В соответствии с Конституцией СССР, Министерство образуются Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик. Деятельность Министерство объединяется и направляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных и автономных республик. Министерство СССР подразделяются на общесоюзные (руководят порученной им отраслью на всей территории СССР, непосредственно или через создаваемые ими органы) и союзно-республиканские (руководят соответствующими отраслями через одноимённые Министерство союзных республик).

  На 1 января 1974 в СССР насчитывалось 29 общесоюзных и 31 союзно-республиканских Министерство СССР, большинство из них — хозяйственные Министерство, руководящие различными отраслями народного хозяйства СССР.

  К общесоюзным относятся Министерство: авиационной промышленности; автомобильной промышленности; внешней торговли; газовой промышленности; гражданской авиации; машиностроения; машиностроения для животноводства и кормопроизводства; машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; медицинской промышленности; морского флота; нефтяной промышленности; оборонной промышленности; общего машиностроения; приборостроения, средств автоматизации и систем управления; путей сообщения; радиопромышленности; среднего машиностроения; станкостроительной и инструментальной промышленности; строительного, дорожного и коммунального машиностроения; строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности; судостроительной промышленности; тракторного и с.-х. машиностроения; транспортного строительства; тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения; химического и нефтяного машиностроения; химической промышленности; целлюлозно-бумажной промышленности; электронной промышленности; электротехнической промышленности.

  К союзно-республиканским относятся Министерство: внутренних дел; высшего и среднего специального образования; геологии; заготовок; здравоохранения; иностранных дел; культуры; лёгкой промышленности; лесной и деревообрабатывающей промышленности; мелиорации и водного хозяйства; монтажных и специальных строительных работ; мясной и молочной промышленности; нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; обороны; пищевой промышленности; промышленного строительства; промышленности строительных материалов; просвещения; рыбного хозяйства; связи; сельского строительства; сельского хозяйства; строительства; строительства предприятий тяжёлой индустрии; торговли; угольной промышленности; финансов; цветной металлургии; чёрной металлургии; энергетики и электрификации; юстиции.

  Министерство СССР решает все вопросы по соответствующим отрасли в пределах предоставленных ему прав. Решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, Министерство может передавать одноимённым Министерство союзных республик, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения. В союзных республиках также существуют два вида Министерство: союзно-республиканские (находятся в подчинении как Совета Министров союзных республик, так и одноимённого союзно-республиканского Министерство СССР) и республиканские (подчиняются только Совету Министров союзной республики). Например, в РСФСР образованы следующие республиканские Министерство: автомобильного транспорта; бытового обслуживания населения; жилищно-гражданского строительства; жилищно-коммунального хозяйства; местной промышленности; речного флота; социального обеспечения; строительства и эксплуатации автомобильных дорог; топливной промышленности.

  Министерство возглавляется министром, который назначается Верховным Советом по представлению председателя Совета Министров (в период между сессиями Верховного Совета назначение министров и освобождение их от должности производится Президиумом Верховного Совета, с последующим утверждением Верховным Советом), заместители министра назначаются Советом Министров.

  Министр СССР несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство; в пределах компетенции Министерство он издаёт приказы и инструкции, руководствуясь при этом действующими законами, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР. Приказы и инструкции, а также указания министра обязательны для одноимённых Министерство союзных республик, предприятий, организаций и учреждений системы Министерство Для рассмотрения и решения основных вопросов деятельности Министерство образуется коллегия (под председательством министра), в состав которой входят заместитель министра (по должности) и члены коллегии, утверждаемые Советом Министров. Важную роль в деятельности Министерство играет научно-технический (научный) совет, состоящий из крупных учёных и высококвалифицированных специалистов данной отрасли, новаторов производства и представителей научно-технических обществ и других организаций.

  Для рассмотрения хозяйственных споров между входящими в его систему предприятиями, организациями и учреждениями Министерство образует арбитраж, положение о котором утверждается министром (см. также Государственный арбитраж).

В своей деятельности Министерство руководствуются курсом КПСС на развитие демократических начал в управлении, на создание условий для проявления инициативы и активного участия трудящихся и их общественных организаций в работе по совершенствованию государственного управления, ускорению экономического и социального развития, наиболее полному использованию имеющихся резервов. Эта работа требует постоянного укрепления государственной дисциплины и социалистической законности. Успех работы Министерство в значительной мере зависит от правильного сочетания коллегиальности в обсуждении и решении всех вопросов с единоначалием, установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение конкретных заданий.

  Важнейшее значение для повышения роли Министерство в системе органов советского государственного управления имели решения Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС по вопросам дальнейшего улучшения управления промышленностью и строительством. Пленум признал необходимым восстановить на качественно новой основе отраслевой принцип управления народным хозяйством через Министерство, отказавшись от действовавшего с 1957 территориального принципа управления через совнархозы.

  Организационная работа Министерство направлена на совершенствование структуры управления, стиля и методов руководства, внедрение научной организации управления с применением электронно-вычислительной техники и других современных технических средств. Во многих Министерство созданы отраслевые автоматизированные системы управления, которые в дальнейшем будут объединены в единую общегосударственную автоматизированную систему управления.

  В зарубежных социалистических странах Министерство образуются, как правило, высшими органами государственной власти. Министерство возглавляет единоличный руководитель — министр, входящий в состав правительства; он назначается на должность высшим органом государственной власти и несёт перед ним ответственность за свою деятельность. В республиках с единоличным президентом (председателем) изменения в составе правительства производятся президентом с последующим утверждением высшим органом государственной власти. При министре, как правило, образуется коллегия, в состав которой наряду с министром входят заместительминистра и отдельные руководящие работники Министерство В ЧССР в 1968 в Министерство введена должность государственного секретаря, являющегося как бы соруководителем федерального Министерство (он входит наряду с министром в состав правительства). Если министр является гражданином одной из республик, входящих в состав ЧССР, то государственный секретарь должен быть гражданином другой республики. Этим обеспечивается пропорциональное представительство Чехии и Словакии в союзном правительстве. На Кубе образование Министерство, а также назначение и освобождение от должности министров осуществляются декретом президента. В некоторых зарубежных социалистических странах министры при вступлении в должность приносят присягу в верности народу и государству. В Югославии система Министерство была упразднена в 1953, вместо Министерство созданы федеральные государственные и союзные секретариаты, функции которых близки к функциям Министерство других социалистических государств.

  В. Н. Ершов.

В буржуазных государствах Министерство осуществляют исполнительную деятельность и руководят отдельными отраслями управления. Глава Министерство — обычно деятель, входящий в состав правительства. В некоторых странах Министерство образуются на основании актов высших законодательных органов (например, в США) или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах (например, в Великобритании) — на основе законов или актов правительства. Число Министерство и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). Министерство как органы управления появились в западно-европейских странах в 16—17 вв. Министр, которому поручалось руководство отраслью управления, направлял деятельность Министерство по указанию назначившего его монарха и нёс ответственность непосредственно перед ним. С установлением в ряде стран конституционной монархии и развитием парламентаризма сложился институт ответственности министров перед парламентом. В период домонополистического капитализма деятельность Министерство ограничивалась, как правило вопросами внешней политики, руководства армией, полицией, средствами связи, сбором налогов. В период монополистического капитализма с ростом буржуазной государственной машины и усилением исполнительной власти число Министерство в буржуазных государствах постоянно увеличивается, усложняется их структура и расширяются функции.

  После 2-й мировой войны 1939—45 наряду с традиционными Министерство были образованы Министерство в сфере регулирования экономики, здравоохранения и социального обеспечения, по проблемам идеологии и пропаганды. Важнейшую роль играют Министерство, осуществляющие руководство вооруженными силами, а также выполняющие охранительные функции (Министерство обороны, внутренних дел, юстиции). Растёт число Министерство, осуществляющих идеологические и социальные функции буржуазного государства (информации, культуры, образования). Вместо одного Министерство иностранных дел в ряде государств образуется целая система внешнеполитических Министерство, значительное место в деятельности которых занимают проблемы внешнеэкономических связей. В 60-х — начале 70-х гг. 20 в. в большинстве стран система Министерство перестроена на основе т. н. функциональной специализации. Министерство можно классифицировать по сфере деятельности (например, Министерство федеральные и отдельных штатов в США), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т. д.), по принципам построения (внутренняя структура). Одна из характерных черт персонала Министерство — деление на несменяемых профессиональных чиновников и т. н. политических администраторов, смещаемых при смене правительства (как правило, это глава Министерство — министр, государственный секретарь в США и т. д.). Министр назначается и смещается главой исполнительной власти или правительства (президентом в США и Франции, премьер-министром в Великобритании и т. д.). В некоторых государствах (например, в Великобритании) министр должен быть членом парламента, во Франции, напротив, — депутатский мандат несовместим с министерским постом. В республике президентского типа (например, в США) министр не может быть членом законодательного органа. Роль высших слоёв постоянного профессионального чиновничества Министерство в принятии важных политических решений, в законодательном процессе и в осуществлении судебных функций (т. н. административная юстиция) постоянно возрастает.

  Внутренняя структура Министерство чрезвычайно разнообразна даже в пределах одной страны. Она зависит от размера Министерство, объёма и характера его деятельности. Министерство имеют центральный аппарат, иногда также региональный и местный аппарат в отдельных частях страны. При Министерство существуют различные вспомогательные органы (совещательные и консультативные комитеты, межведомственные координационные управления, автономные специализированных организаций и т. д.).

  В эпоху государственно-монополистического капитализма Министерство — важные организационно-правовые каналы в центральном аппарате управления, с помощью которых обеспечивается соединение силы монополий с силой государства в единый механизм путём создания смешанных органов, непосредственного привлечения бизнесменов к работе Министерство и др. Однако в развитых капиталистических странах, где происходит процесс усиления личной власти главы государства или правительства, важнейшие вопросы управления изымаются из компетенции Министерство и решаются главой исполнительной власти и его аппаратом.

 

  Лит.: Административное право, Министерство, 1970, с. 69—84, 132—41; Конституционный механизм диктатуры монополий, Министерство, 1964.

  Н. С. Крылова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Дискретная система управления, система управления, в которой присутствует хотя бы один элемент, производящий квантование сигналов по уровню, по времени либо одновременно по тому и другому; см.
Ежевика, подрод Eubatus рода Rubus (малина, ежевика) семейство розоцветных.
Звёздные скопления, группы звёзд, связанных между собой силами взаимного притяжения и имеющих совместное происхождение, близкий возраст и химический состав.
Императивный мандат, обязательный наказ избирателей своему депутату в представительный орган.
Казанджик, город (до 1939 — посёлок), центр ского района Туркменской ССР, у северо-западных отрогов Копетдага.
Картон (в искусстве) Картон в искусстве, подсобный крупноформатный рисунок (иногда расцвеченный), выполняемый в размере будущего произведения фресковой живописи, мозаики, витража, шпалеры.
Кишинёв (молд. Кишинэу), столица Молдавской ССР.
Конвергенция (физиологич.) Конвергенция глаз, физиологический акт сведения зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете.
Красная эстонская порода крупного рогатого скота, порода молочного и молочно-мясного направлений продуктивности.
Куспиниан Иоганн Куспиниан (Cuspinian; собственно Шписхаймер, Spiebheimer) Иоганн (декабрь 1473, Швейнфурт, — 19.
Леспромхоз в СССР, лесопромышленное предприятие лесозаготовительной промышленности.
Льяйма (Llaima), действующий вулкан на западном склоне Главной Кордильеры Анд, на юге Среднего Чили.