Административное право

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АДА
АДВ
АДГ
АДД
АДЕ
АДЖ
АДЗ
АДИ
АДЛ
АДМ
АДН
АДО
АДР
АДС
АДУ
АДЪ
АДЫ
АДЭ
АДЮ

Административное право, отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, т. е. в процессе государственного управления. Нормы Административное право определяют порядок организации и деятельности аппарата государственного управления, компетенцию центральных и местных органов управления, права и обязанности должностных лиц, взаимоотношения между органами управления и гражданами, а также регламентируют порядок издания актов управления, методы административной деятельности, порядок применения мер административного принуждения. В процессе применения норм Административное право возникают административно-правовые отношения между органами государственного управления, с одной стороны, и соответствующими органами государства, общественными организациями и гражданами — с другой. Для этих отношений характерно следующее: одной из сторон в них всегда выступает государственный орган (орган управления) или его должностное лицо, наделённые определёнными государственными властными полномочиями и действующие от имени государства; отношение может возникнуть помимо воли др. стороны; как правило, споры, возникающие по этим отношениям, разрешаются в административном порядке, т. е. вышестоящим органом управления или специально созданным для этой цели государственным органом (см. такжеАдминистративная юстиция).

Административное право как отрасль права отражает сущность экономического и социального строя, сущность государства, принципы системы права данной общественно-экономической формации. Административное право эксплуататорских государств регулирует отношения между государством и подданными в целях охраны частной собственности, режима эксплуатации и обеспечения интересов господствующего класса. Основная часть норм буржуазного Административное право составляют нормы, регламентирующие административно-политическую деятельность буржуазного государства, в том числе применение административного принуждения в различных его формах. Эти нормы таковы, что дают возможность полиции и другим административным властям действовать на основе свободного усмотрения (т. н. дискреционная власть), широко применяя репрессивные меры путём непосредственного принуждения в административном порядке, без обращения в судебные органы.

  В условиях всё большего сращивания государственного аппарата с аппаратом монополий и милитаризации экономики империалистическое государство активно вмешивается в руководство экономикой в интересах финансовой олигархии. Это находит отражение и в действующем Административное право В частности, это выражается в значительном увеличении числа административно-правовых норм по вопросам экономического регулирования (регламентация государственного сектора хозяйства и компетенции соответствующих органов управления, государственное регулирование некоторых сторон хозяйственной деятельности монополий, установление государственного контроля над отдельными отраслями хозяйства и т. д.). Значительно расширяются также административные полномочия отраслевых органов управления, осуществляющих централизованное руководство деятельностью публичных корпораций или государственный контроль за деятельностью частных предприятий и их объединений, а также органов, координирующих развитие капиталистического хозяйства (органов планирования, учёта и контроля, финансовых органов); большое развитие получило административно-правовое регулирование т. н. социальных услуг.

  В социалистических государствах Административное право — самостоятельная отрасль системы социалистического права, в которой находят своё выражение принципы социалистического демократизма, хозяйственно-организаторская, социально-культурная, воспитательная функции социалистического государства. Нормы Административное право в этой области обеспечивают реализацию гарантированных конституцией политических и социально-экономических прав граждан. Эти же цели преследует и правовое регулирование административно-политической деятельности государственных органов, призванное охранять социалистические завоевания, общественный порядок и государственную безопасность в интересах трудящихся. Регулируя общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов социалистического государства, Административное право оказывает активное воздействие на развитие экономических отношений, в его нормах получают правовое закрепление основные принципы государственного управления в социалистическом обществе (см. Управление государственное). Социалистическое Административное право закрепляет формы и методы организации управления народным хозяйством, способы обеспечения законности и гарантии прав граждан в области исполнительно-распорядительной деятельности.

  Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе исполнительно-распорядительной деятельности органов Советского государства, осуществляющих задачи коммунистического строительства. Основная часть советского Административное право составляют нормы, регулирующие порядок руководства и управления отраслями народного хозяйства: организацию планирования и финансирования, учёта и контроля; подготовки, подбора и расстановки кадров; оперативное управление предприятиями и хозяйственными организациями. Особо важное значение имеют нормы Административное право, отражающие мероприятия по проведению в СССР (с середины 60-х гг.) экономической реформы и определяющие правовое положение социалистических производственных предприятий, права и обязанности хозяйственных министерств, ведомств и объединений. Важной задачей советского Административное право является обеспечение дальнейшего развития учреждений культуры, народного образования, здравоохранения, организация научно-иисследовательской деятельности, реализация гарантированных Советской конституцией прав и демократических свобод граждан, защита этих прав и свобод, совершенствование правовых гарантий личности в области государственного управления. Нормы советского Административное право направлены также на обеспечение функции государства по обороне страны, охране общественного порядка и государственной безопасности, на развитие внешних сношений Советского государства.

  Система советского Административное право складывается из общей и особенной частей. Общая часть объединяет нормы, регламентирующие правовое положение и компетенцию органов управления, правовое положение граждан и общественных организаций в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, формы и методы этой деятельности (акты управления, меры убеждения и поощрения, меры принуждения, способы и формы обеспечения законности в административной деятельности). К общей части относятся и административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения административных споров и применения соответствующих мер воздействия. Особенная часть содержит нормы, которые регулируют организацию, методы и формы управления отдельными отраслями народного хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности.

  Источниками советского Административное право являются Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик, законы и постановления Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, Указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик, постановления и распоряжения Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, приказы и инструкции министров, председателей государственных комитетов и ведомств, решения и распоряжения местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов.

 

  Лит.: Административное право. Учебник под ред. А. Е. Лунева, М., 1967; Козлов Ю. М., Предмет административного права, М., 1967.

  Н. Г. Салищева.

Так же Вы можете узнать о...


Втулка, деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы, имеющая осевое отверстие, в которое входит другая деталь.
Гурджара-пратихары, раджпутская (см. Раджпуты) династия в Северной Индии (начало 8 в.
Загорский Пётр Андреевич [9(20).8.1764, с. Поморница, ныне Коропского района Черниговской области, — 20.
Караваджизм, 1) система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в.
Косовел Сречко Косовел (Kosovel) Сречко (18.3.1904, Сежана, — 27.
Лофотенские острова (Lofoten), архипелаг в Норвежском море, близ северо-западного побережья Скандинавского полуострова, от которого отделен проливом Вестфьорд.
Молярность раствора, концентрация раствора, выраженная числом молей (грамм-молекул) растворённого вещества, содержащегося в 1 л раствора; см.
Окремнение, выполнение пор и замещение минералов, горных пород и древесины минералами кремнезёма (кварц, халцедон, опал).
Подгруздки, группа съедобных шляпочных грибов рода сыроежек.
Репер (в математике)

Репер в математике, совокупность линейно независимых векторов (см.
Скиапарелли Джованни Вирджинио Скиапарелли (Schiaparelli) Джованни Вирджинио (14.
Тахителия (от греч. tachýs — быстрый и télos — завершение, результат, цель), очень быстрый темп эволюции, характерный для некоторых групп организмов на протяжении сравнительно ограниченного периода.